Конспект занятия Чтение русской народной сказки "Жихарка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Леоненко Инна Владимировна

Русское народное творчество служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhiharka.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Конспект занятия по развитию речи

                   Тема: Чтение Русской народной сказки "Жихарка"

                                         Средняя группа

                                                   

                                                     Подготовила: воспитатель И.В. Леоненко

                                                                                                                     МКДОУ Сортавальского МР РК ДС№23

Цель:

 Познакомить детей с русской народной сказкой «Жихарка»

Задачи:

1. Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание называть главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков.
2. Развивать умения детей понимать содержание поговорок.
3. Учить с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из сказки
4. Расширять опыт слушания литературных произведений за счёт разных жанров фольклора.

Материал и оборудование: Книжка Жихарка», иллюстрации к сказкам, маски, волшебный мешочек, ложки (3 шт.)

Предварительная работа. Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, загадывание загадок.


Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: (Дети стоят в кругу возле воспитателя)

 -Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, мои милые, мои хорошие.

-Хорошее ли у вас настроение? У меня тоже настроение хорошее.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы за руки возьмёмся,

Друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:- Скажите, мне вы любите сказки?

- А какие сказки вы знаете? (дети перечисляют)

 - Все на свете дети очень любят сказки,

Все на свете дети сказки очень ждут,

Если очень любишь, если очень веришь,

Сказки станут былью, в гости к нам придут!

-Я в гости к вам пришла, да не с пустыми руками. Я принесла мешочек волшебный. Как узнать, что в нём лежит?
Дети: Потрогать. (ощупывают мешочек и догадываются, что в нём лежат ложки).

Достаем ложки и рассматриваем.

Воспитатель: Ложки одинаковые? Чем отличаются ложки?
Дети: Одна ложка цветная, а другая не цветная. Одна ложка большая, а другая маленькая.
Воспитатель: Из чего они сделаны?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Правильно, значит они какие?(деревянные)

 А чьи же эти ложки, вы знаете?
Дети: Нет, не знаем.
Воспитатель: Хотите узнать?

Сейчас я прочитаю вам сказку, вы послушайте внимательно, и мне потом скажите чья же ложка. (чтение сказки)

Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Чьи же ложки, узнали?
Дети: Ложки кота, петуха и мальчика Жихарки.
Воспитатель: А кто такой Жихарка? Каким он был?
Дети: Маленький мальчик. Смелым, добрым, заботливым.
Воспитатель: Где и с кем жил Жихарка?
Дети: Он жил в лесу с котом и петухом.
Воспитатель: Что делал Жихарка, когда кот и петух уходили на охоту?
Дети: Пол подметал, обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.
Воспитатель: По-другому это называется домовничал. (можно повторить хором)

А когда ложки раскладывал, что приговаривал Жихарка?
Дети: Это ложка котова, это ложка петина, а эта ложка Жихаркина.
Воспитатель: Какая была ложка у Жихарки?
Дети: Точёная, ручка золочёная.
Воспитатель: А как Жихарка обхитрил лису?
Дети: Заставил её свернуться и сесть на лопату.( показ детьми, как свернулась лиса)
Воспитатель: Правильно, вот какой Жихарка, маленький, но догадливый и смелый. Есть даже такая поговорка: «Маленький, да удаленький». Это означает, что ребёнок хоть и маленький, но отличается сообразительностью и смелостью.

Давайте вместе повторим эту поговорку. (повторяют) А про вас можно сказать, что вы маленькие, да удаленькие?
Дети: Да, можно.

Воспитатель: Давайте проверим. Нужно подобрать предмет к сказке.

Скалка-«Лисичка со скалочкой»
Яйцо-«Курочка Ряба»
Пирожки-«Маша и медведь»
Рукавичка-«Рукавичка»
Коса-«Заюшкина избушка»
Репка-«Репка»
Три чашки-«Три медведя»

Шапочка красного цвета – «Красная шапочка»

Гуси –«Гуси – лебеди»

Воспитатель: Да, я теперь вижу, что вы действительно маленькие, да удаленькие. Вы правильно выполнили задание.

Физминутка

«Прыг, скок колобок»( https://www.youtube.com/watch?v=mxw0hfJ8k6g)

 Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, что делали кот и петух, когда не обнаружили Жихарку дома?

 Дети: Они плакали.
Воспитатель: Да, им было очень грустно без друга. Я предлагаю вам поиграть в сказку и показать, как кот и петушок ждали Жихарку. Нужно выбрать кота, петушка и мальчика. 

(Подобрать маски, обыгрывают отрывок)
Воспитатель: А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
Петушок: Вот ложка простая — котова,
Кот: Вот ложка простая — Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой,
Петушок: Да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!
Воспитатель: Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.
Вдруг по лестнице — тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:
Жихарка: А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Воспитатель: Молодцы, ребята, какими хорошими артистами вы были. Понравилось вам артистами быть? А чему учит нас эта сказка?
Дети: Быть дружными, заботиться друг о друге.
Воспитатель: Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Какую сказку мы сегодня читали? Какую поговорку мы с вами сегодня запомнили? Я подскажу, а вы продолжайте: Маленький, да удаленький. Мне понравилось, как вы работали, вы были очень активными, сказку хорошо обыграли. Я хочу вам подарить маски, чтобы в группе все ребята попробовали себя в роли этих героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Чтение русской народной сказки "Кораблик"

Чтение художественной литературы с элементами сюжетно-ролевой игры....

конспект занятие Чтения русской народной сказке" сказка о золотой рыбке" и Рисование .тема: "золотая рыбка"

познакомить детей с отрывком из сказки "сказка о золотой рыбки".Помочь понять смысл произведения  ,обьяснить значение слова "Невод" ," Чешуя"Формировать умения...

Конспект НОД Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» младшая группа

Конспект НОД  Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» младшая группа...

Конспект занятия "Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

ЗАНЯТИЕ: Чтение русской народной сказки "Хаврошечка" Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого),...

Технологическая карта занятия Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка»

Технологическая карта занятия Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка»...