Дидактические игры в речевом развитии дошкольника
материал по развитию речи

Куртямова Марина Иосифовна

Дидактические игры для развития речи ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_didakt_igry_v_rech_razvitii.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Дидактические игры в речевом развитие дошкольников

«Игра – это огромное светлое окно,

                                                                 через которое в духовный мир

                                                                  ребенка вливается живительный

                                                               поток представлений, понятий

                                                     об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский.

  Особое место в жизни ребенка занимает игра. Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством в решении. Дети – творцы настоящего и будущего. В каждую эпоху общественного развития, дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре «открытие» того, что давно известно взрослому. Среди разнообразных игр, проводимых мною в детском саде, значительное место принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра позволяет приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания.

    Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются:

Воспитание звуковой культуры речи.

Работа по данному разделу включает:

формирование правильного звукопроизношения;

развитие фонематического восприятия;

развитие артикуляционного аппарата;

развитие речевого дыхания;

умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Формирование грамматического строя речи:

работа над морфологией, т.е. дети должны уметь изменять слова по родам,  числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.);

словообразование, т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик);

соединение основ (сок выжимает - соковыжималка, мясо рубит – мясорубка);

названия детёнышей животных;

названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк);

названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница);

синтаксис, т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.

Словарная работа:

правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов;

активизация словаря, т.е. перевод слов из пассивного словаря в активный;

устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);

   Развитие связной речи:

овладение        ребёнком        следующими        типами        связных высказываний: - - описание, повествование, рассуждение;

- умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц;

- пересказ        готового        литературного        текста        без        помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.

    Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания.

     Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» - то есть заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.

    Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей, так как:  дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельности и др.), является одним из занимательных элементов на прогулке.

   В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.

    Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

     Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:

- дидактическая игра должна опираться на программный материал;

- назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям;

- пособия должны быть внешне привлекательными.

   Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.

Требования к дидактическим играм:  каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

 В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

   Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

- игры        с        предметами         (игрушки,        реальные        предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);

- настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);

- словесные игры (без наглядного материала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для речевого развития дошкольников

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Прове...

Дидактическая игра – средство речевого развития дошкольников

Выступление на педагогическом аукционе воспитателей детских садов....

Дидактические игры в речевом развитии дошкольников

В публикации  представлен материал для родительского собрания по теме "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников"...

Картотека "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей и...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются:Воспитание звуковой культуры речи.Работа по данному разделу включает:форм...