Проект по теме: "Пальчики играют - речь нам развивают"
проект по развитию речи (младшая группа)

Капсомун Степанида Семёновна

Проект  по теме: "Пальчики играют - речь нам развивают"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2024_2.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад № 32

города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Утверждено

заведующим МАДОУ ЦРР д/с № 32

________________Дементьева Л.В.

ПЛАН ПРОЕКТА

по речевому развитию детей посредством совершенствования мелкой моторики рук в первой младшей группе общеразвивающей направленности «Колобок»

ПО ТЕМЕ: «Пальчики играют – речь нам развивают»

Разработчики проекта:

воспитатель группы

Капсомун Степанида Семеновна,

педагог-психолог

Лихачева Инна Борисовна

г. Кропоткин, 2024 год

Пояснительная записка

Актуальность проекта:

   Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

  Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

  Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

  Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Проблема правильной речи сегодня особенно важна. Особенность не только в том, что ребенок знал, как можно больше, а в том, что умел применять полученные знания. Для этого овладение словом, речью является наиболее значимой и важной ступенью в развитии ребенка как личности. Научится грамматически правильно излагать свои мысли, красиво говорить, уметь выражать через речь свои эмоции, необходимо каждому в современном мире. Поэтому одной из важных задач является развитие речевой активности у дошкольников.

Тип проекта: долгосрочный, творческий, групповой.

Цели проекта: формирование активной речевой деятельности детей раннего возраста через формирование тонких движений пальцев рук.

Задачи проекта:

1. Проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми.

2. Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

3. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

4. Формировать звуковую культуру речи.

5. Расширять словарный запас.

6. Воспитывать потребность к речевому общению детей со сверстниками и со взрослыми.

7. Сформировать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей.

8. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по данной теме.

Объект: дети раннего дошкольного возраста.

Предмет: комплекс мер по организации процесса речевого развития через совершенствование мелкой моторики.

Гипотеза состоит в том, что систематическая и целенаправленная работа в области развития мелкой моторики рук будет способствовать улучшению речевого развития детей раннего дошкольного возраста.

Педагогические принципы реализации проекта:

-принцип гуманного отношение к ребенку, что позволяет обеспечит развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие личности ребенка, индивидуальных качеств;

-принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

-принцип речевого и психического развития детей;

-принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

-принцип доступности учебного материала, соответствия требований, методов и приемов, и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

-принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

-принцип постепенности подачи учебного материала;

-принцип активного привлечения ближайшего окружения в работе с ребенком.

Сроки реализации: с 15 февраля 2024 года по 27 апреля 2024 года.

Участники: воспитатель первой младшей группы общеразвивающей направленности «Колобок» Капсомун Степанида Семеновна, педагог-психолог Лихачева Инна Борисовна, родители, приглашенные педагоги детского сада.

Проект разработан с учетом возрастных особенностей детей. Возраст детей: 2-3 года. Продолжительность занятия: 10 минут. В занятия включены игровые упражнения по развитию мелкой моторики рук посредством использования нестандартного оборудования, пальчиковые игры, элементы изо деятельности, игровой массаж, развитие графической моторики.

Ожидаемые результаты: развитая мелкая моторика у детей; дети умеют общаться, откликаются на предложения общения; умеют обратиться с просьбой, предложением к взрослым и сверстникам; увеличение количества детей, владеющих речью.

Этапы реализации проекта

1. Организационный (подготовительный):

  • Определение целей и задач проекта.
  • Подготовка информационного и наглядного материала для просвещения родителей.
  • Изготовление наглядного материала для родителей (оформление стенда, буклеты)
  • Определение тематики бесед.
  • Подбор методического материала, изучение литературы.
  • Подбор иллюстрационного материала по теме для детей (наглядность для занятий).
  • Разработка конспектов занятий с детьми, памяток и буклетов для родителей и педагогов.
  • Подготовка анкет для родителей.
  • Разработка тематического плана проекта.
  • Подготовка консультаций, мастер-классов для педагогов и родителей.

2. Основной (реализация проекта)

Период

Мероприятия

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с воспитателями

Взаимодействие с родителями

Воспитатель

Педагог-психолог

Февраль

15.02.24 – 22.02.24 г.

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Гармошка»;

- Лепка «Пуговицы для платья»;

- Игра с пуговками «Спрячь пуговку»

- Игра «Шарики и кубики»;

- Дыхательное упражнение «Подуем на снежинку».

Составление картотек упражнений и игр для развития речи и мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста.

Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников» (Капсомун С.С.)

23.02.24 – 29.02.24 г.

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Непоседа»;

- Рисование «Мимоза»;

- Игра с прищепками «Помоги ежику»

- Игра «Ориентировка в форме и цвете»;

- Игра – подражание «Птичий двор».

Подготовка консультативной и стендовой информации, буклетов, памяток. 

Родительское собрание на тему: «Основы речевого развития детей раннего возраста» (Капсомун С.С.)

Март

01.03.24 – 07.03.24 г.

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Птичка»;

- Показ пальчикового тетра «Теремок», «Репка»;

- Игра с крупой «Ищем клад»

- Игра «Собери букет»;

- Подвижная игра «Кот Васька».

Папка –передвижка «Развитие мелкой моторики и связной речи у детей раннего дошкольного возраста»

11.03.24 – 15.03.24 г.

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Игрушки»;

- Лепка «Бусы»;

- Игры с песком «Песочный дождик»

- Игра «Чудесный мешочек»;

- Игра – подражание «Произношение гласных звуков».

Раздача памяток «Средства развития мелкой моторики»

Мастер-класс для родителей

«Развитие мелкой мускулатуры рук в домашних условиях» (Лихачева И.Б.)

18.03.24 – 22.03.24 г.

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Семья»;

- Рисование «Бабочка»;

- Игра «Шнуровка»

- Игра «Веселый кубик»;

- Дыхательное упражнение «Плывет, плывет кораблик».

Размещение стендовой информации для педагогов «Значение мелкой моторики в развитии речи детей».

Размещение стендовой информации для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей».

25.03.24 – 29.03.24 г.

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Прятки»;

- Показ пальчикового тетра «Курочка Ряба», «Колобок»

- Игры с мячиками Су-Джок и резиновыми шариками

- Игра «Чудесная корзинка»;

- Игра «Игрушки-шалуны».

Консультация для педагогов с демонстрацией презентации "Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста". (Капсомун С.С.)

Творческое задание «Пособия для развития мелкой моторики рук своими руками».

Апрель

01.04.24 – 05.04.24 г.

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Деревья»;

- Лепка «Гусеница»

- Массаж рук с помощью карандашей;

- Игры со счетными палочками «Составь по образцу»

- Игра «Где же наши ручки?»;

- Подвижная игра «У медведя во бору».

Папка –передвижка «Виды пальчиковых игр»

08.04.24 – 12.04.24г.

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Курочка»;

- Рисование «Солнышко»

- Игры с пирамидками, сортерами и вкладышами

- Игра «Компот для Белки»;

- Игра «Солнышко и дождик».

Семинар- практикум для педагогов "Мелкая моторика рук, как фактор согласованной деятельности речевых зон". (Лихачева И.Б.)

Размещение стендовой информации для родителей «Игры с крупой, горохом, фасолью»

15.04.24 – 19.04.24 г.

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Сорока»;

- Показ пальчикового театра «Колобок», «Кот, петух и лиса»;

- Игры с цветными камешками

- Игра «Одень куклу;

- Игра «Великаны и гномы».

Размещение стендовой информации для педагогов «Пальчиковые сенсорные дорожки для развития речи и мелкой моторики рук»

Раздача буклетов «Развиваем руку – развиваем речь»

22.04.24 – 27.04.24 г.

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Замок»;

- Лепка «Мухомор»;

- Мозаика, пазлы, настольные игры на липучках, игры с крышками.

- Игра «Ощупай, угадай, назови»;

- Подвижная игра «Слушай и выполняй».

Выставка фотографий - отчет «Мир на кончиках пальцев».

3. Заключительный

-презентация проекта;

-сделать вывод об эффективности работы совместной воспитателей, психолога, родителей и детей.

 -привести диагностику по развитию речи детей и определить динамику развития речи на данном этапе.

Список использованной литературы

  1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009.
  2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук». - Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010.
  3. Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011.
  4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2012.
  5. Узорова О.В. Игры с пальчиками. - М.: Астрель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на тему: «Пальчиками играем речь развиваем».

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В.А. СухомлинскийСегодня я представляю вам свой творческий проект по теме «Пальчиками играем речь развиваем». Почему я выбрала именно эту тему? Я считаю,...

Проект "В логопедические сказки играем-речь развиваем"

Совместная с воспитателем коррекционно-образовательная работа с детьми и родителями...

Проект "Пальчики играют-речь ребёнка развивают"

Развитие моторики-неотъемлемая часть общего развития ребёнка.Упражнения на моторику развивают речь, внимание, тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности. И если уде...

Проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»

Формирование активной речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр и упражнений.    ...

***Проект "Пальчики играют - речь ребенка развивают"

Проект "Пальчики играют - речь ребенка развивают"Воспитатель: Тагашева Мария Витальевна...