Игры для развития речи ребёнка 2-3 лет
материал по развитию речи (младшая группа)

Домнина Ольга Сергеевна

 Если ребёнок уже начал говорить и у него не выявлено задержки речевого развития, то, скорее всего, он молчит, только когда спит))). То есть, трёхлетки очень много говорят – по делу и без него, с ошибками и чисто, осмысленными предложениями и несуществующими фразами. 
Вот усреднённые нормы речевого развития детей 3-4 лет:

  •   Знает и говорит свои имя и фамилию, возраст, имена родственников;
  •   Обобщает предметы в группы, например, одежда, овощи и фрукты, звери, игрушки;
  •   Умеет рассуждать о предметах или явлениях, описывать их, делать простые выводы;
  •   Говорит простыми предложениями, используя подлежащее, сказуемое и одно-два второстепенных члена предложения;
  •   Называет признаки предметов, например, яблоко зелёное, сладкое, сочное;
  •   Использует глаголы;
  •   Регулирует громкость своего голоса;
  •   Повторяет за взрослым предложения и может рассказать в общих чертах сюжет истории;
  •   Замечает неправильное произношение звуков в собственной речи – ближе к 4 годам;
  •   Активный словарный запас быстро пополняется – в среднем, он достигает 800-1000 слов к 3 годам и увеличивается за последующий год ещё вдвое. Пассивный словарь значительно шире, ребёнок знает значения многих слов, что говорит об усвоении родного языка;
  • Улучшается фонематический слух. Ближе к 4 годам дети учатся различать слова, отличающиеся одной фонемой.
     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechi_rebyonka_2-3_let.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

 Если ребёнок уже начал говорить и у него не выявлено задержки речевого развития, то, скорее всего, он молчит, только когда спит. То есть, трёхлетки очень много говорят – по делу и без него, с ошибками и чисто, осмысленными предложениями и несуществующими фразами. 
Вот усреднённые нормы речевого развития детей 3-4 лет: 

  • Знает и говорит свои имя и фамилию, возраст, имена родственников;
  • Обобщает предметы в группы, например, одежда, овощи и фрукты, звери, игрушки;
  • Умеет рассуждать о предметах или явлениях, описывать их, делать простые выводы;
  • Говорит простыми предложениями, используя подлежащее, сказуемое и одно-два второстепенных члена предложения;
  • Называет признаки предметов, например, яблоко зелёное, сладкое, сочное;
  • Использует глаголы;
  • Регулирует громкость своего голоса;
  • Повторяет за взрослым предложения и может рассказать в общих чертах сюжет истории;
  • Замечает неправильное произношение звуков в собственной речи – ближе к 4 годам;
  • Активный словарный запас быстро пополняется – в среднем, он достигает 800-1000 слов к 3 годам и увеличивается за последующий год ещё вдвое. Пассивный словарь значительно шире, ребёнок знает значения многих слов, что говорит об усвоении родного языка;
  • Улучшается фонематический слух. Ближе к 4 годам дети учатся различать слова, отличающиеся одной фонемой.
    Простые игры на развитие речи детей 2-3 лет 

Игра «Кто это?»

Игра предусматривает развитие пассивного словаря (то, что ребенок сказать не может, но может показать или дать) и активного словаря — то, что он может назвать. Начинать лучше:

 с домашних животных (корова/бык, собака/пес, свинья, овца, лошадь/конь, кошка/кот, коза) и их детенышей;

 диких животных (заяц/зайка, волк, лиса, белка, ёж);

 домашних птиц ( петух, курица, утка, гусь) и их птенцов;

 диких птиц (сова). Обратите внимание, что детеныши на начальном этапе работы вводятся только у домашних животных и птиц, детеныши диких животных можно ввести чуть позже. Это связано с тем, что детенышей домашних животных и птенцов домашних птиц намного чаще можно встретить вживую, особенно котят, щенят, цыплят, утят. Что для неречевых детей это может быть важно.

Суть игры заключается в том, что взрослый сначала сам называет ребенку животное или птицу, выкладывая в ряд или показывая на картинке. А потом просит ребенка показать или подать, а если у ребенка речь началась, то и назвать.

Для стимуляции речи можно поиграть в прятки. Взрослый прячет животное/птицу, а ребенок должен угадать, кто там? Не обязательно прятать так, чтобы ребенок не видел. Для начала можно спрятать прямо при ребенке. Если речи еще нет, то выдать ребенку повторные карточки (или фигурки), и пусть он показывает то животное, которое спряталось. Можно давать подсказки: «У нее рога, она говорит: «Мууу!». Если ребенок не догадывается, взрослый открывает животное и называет его. Эта игра плавно переходит в следующую игру.

Голоса животных 

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки животные.

  • Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.
  • Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.
  • Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

♦ воробей — чирикает (чирик-чирик)

♦ ворона — каркает (кар-кар)

♦ гусь — гогочет (га-га-га)

♦ индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

♦ кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

♦ коза — блеет (ме-е-е)

♦ корова — мычит (му-у-у)

♦ кошка — мяукает (мяу-мяу)

♦ лошадь — ржет (и-го-го)

♦ лягушка — квакает (ква-ква)

♦ мышка — пищит (пи-пи-пи)

♦ осел — ревет (иа-иа)

♦ петух — поет, кукарекает (кукареку)

♦ пчела — жужжит (ж-ж-ж)

♦ слон — трубит (ту-у-у)

♦ собака — лает (гав-гав)

♦ тигр, лев — рычит (р-р-р)

♦ утка — крякает (кря-кря)

♦ филин — ухает (уху-уху)  Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Игра «Кто где живет?»

Так как мы начинали с домашних и диких животных и птиц, вот и разделим их, на тех, кто живет в лесу и тех, кто живет дома. Рекомендую сначала использовать только животных. А птиц уже при успешном запоминании, какие животные живут в лесу, а какие дома? Далее, расширяем знания уточняя, где конкретно в лесу (дупло, нора, кустик и др.) и дома (будка, сарай, стойло и др.)

Можно соединить игру «Построим домики» и «Кто где живет?». Ребенок с помощью взрослого или самостоятельно строит домики, а потом расселяет животных по домикам. Для этой игры актуально иметь резиновые или пластмассовые фигурки животных. А если построить еще и елочки (из счетных палочек), то можно расселить животных в лес и по домикам.

Если домики разноцветные, можно работать по изучению, закреплению названий цветов. Взрослый говорит: «Корова живет в красном доме. Лошадка живет в зеленом доме и т.д.»

 Можно даже играть в небылицы, чтобы ребенок мог, исправлять, даже если у него не хватает речевой активности объяснить. Например, собака в лесу, а лиса в будке. Нет, это не правильно! И исправляет.

Главное в этих играх — это систематичность и готовность взрослого перестроится под ход игры ребенка, в тоже время мягко направляя его в нужном направлении.

Игра «Кто что ест?»

Это простые игры. Первая игра основывается на знаниях ребенка о питании домашних и диких животных.

На начальном этапе используются следующие пары

 Корова ест траву.

 Коза ест траву.

 Лошадь ест траву.

 Овечка ест траву.

 Кошка ест мясо, рыбу.

 Собака грызет кость.

 Медведь ест мед.

 Заяц ест морковку (для детей хорошего уровня лучше говорить, что заяц ест травку, веточки и кору деревьев)

 Лиса ест зайца.

 Мышь ест сыр. Можно использовать игры пазлы, счетные палочки. Если же ребенок хорошо «раздает» еду животным, можно поиграть в игру наоборот. Ребенок или взрослый строит домики, около каждого домика мы кладем еду (можно вырезать из бумаги, слепить из пластилина и др.). Ребенку нужно догадаться, кто живет в этом домике. Если животные дикие, то «выкладывать» еду в лесу — сделать из тех же палочек лес.

Игра «Кому чего не хватает?» 

Рассчитана на простой уровень. Например, у кошки не хватает хвоста, у рыбки нет крыла, у девочки нет зонтика. Обращаю внимание, что эта игра, является как бы завершающей игрой после того, как взрослый с ребенком выяснили части предметов, их взаимосвязи.

Игра «А это какого цвета?» 

Данная игра предполагает работу с активизацией словаря по названиям цветов (на начальном этапе берем четыре основных цвета (синий, красный, зеленый, желтый) в дальнейшем добавлять белый, черный цвета радуги и оттеночные цвета. Но если ребенок не знает цвета или так их и не запомнил, то эта игра будет иметь цель научить ребенка различать и называть цвета. Итак, вот несколько вариантов игры, от простого к сложному

 Взрослый называет цвета предметов (так как мы берем 4 цвета, то и предметов тоже четыре. В том случае, если у ребенка дефицит внимания, можно взять два. А после задает ребенку задание: «Покажи красный (синий, желтый, зеленый) предмет.

 Подбирать предметы по цвету. Группировать.

 Называть цвета предметов.

 Выделять лишний по цвету предмет.

Игра «Большой - маленький» 

Эта игра, как и все предыдущие, довольно простая, но существует несколько вариантов игры, о которых сейчас расскажу.

 Соотносим большое с большим, а маленькое с маленьким. Например, большая машинка и большой паровоз, маленькая машинка и маленький паровоз.

 Раскладываем большое к большому, а маленькое к маленькому.

 Например, в большую тарелку большие ложки, а в маленькую тарелку — маленькие ложки.

 Ищем среди больших маленькие, а среди маленьких большие предметы.

 Подбираем пары: маленький – большой.

 Делаем из маленького большой и наоборот. Например, сложили из палочек маленький домик, а потом можно сложить большой, после этого сделать из большого домика — маленький, а из маленького —большой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Дидактические игры для развития речи ребёнка.

Исходя из многолетней практики работы с дошкольниками, могу сказать, что каждый ребёнок индивидуален и у каждого свой темп овладения речью. В своей работе с детьми я успешно использую дидактические сл...

Игры на развитие речи ребёнка

Игры на развитие речи ребёнка...

Упражнения игры для развития речи ребёнка

Упражнения игры для развития речи...

Игры для развития речи ребёнка 5, 6 лет

Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома....

Пальчиковые игры - залог развития речи ребёнка

Пальчиковые игры - залог развития речи ребёнка...

Консультация с элементами практикума "Роль игры в развитии речи ребёнка".

 Предлагаю систему игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей....