Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Сказочный замок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Верещак Ильсияр Тагировна

 

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Сказочный замок»

Цель: повторить и обобщить знания  детей по темам, пройденным за  2023-2024 учебный год.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умения обобщать, классифицировать;

- закрепить умение использовать все части речи;

- упражнять в делении слова на слоги,

- определять местонахождение звуков в слове,

- упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

- упражнять детей в умении составлять рассказ-описание по картине с использованием мнемосхем;

Развивающие: 

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- добиваться полных ответов на вопросы.

 Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство взаимопомощи.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.

 

1.Организационный момент.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем “Здравствуйте!” друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем “Привет! ” и “Добрый день! “;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Дети присаживаются.

Учитель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.

- Ребята, я хочу загадать вам загадку. Послушайте внимательно.

 

В мультфильме детском, русском —
Жил домовёнок Кузька,
Каждый день он, перед сном,
Приносил шкатулку в дом.
Жил и прятался тихонько,
Подружился, лишь, с ребёнком,
Не хотел своей огласки,
Ведь в шкатулке были ...
Дети: сказки

 

Воспитатель: Посмотрите у меня в руке та самая шкатулка со сказочными героями и Сказочный замок. Ой, посмотрите, герои разбежались, а некоторые кирпичики выпали из стен замка. Давайте поможем починить домовенку Кузе «Замок». А Кирпичики у нас будут особенные, их мы получим от героев сказок, если выполним правильно их задания. - Вы готовы?

image

 

Задание 1. Игра «Загадки отгадки» (Айболит)

Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный … (Колобок)

1 Ходит лесом без опаски,
Любит пореветь с душой.
Он из всех героев сказки
Самый толстый и большой.
(Медведь)

2. Скачет по лесу он ловко,
Угости его морковкой,
Он хоть маленький трусишка,
В сезон меняет он пальтишко,
Летом шубка была серой,
А зимою стала белой.
(Заяц)

3. Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это – (Волк)

4. " По дубраве, по бору,
По брусничному ковру
Королевишной идет,
Меховым хвостом метет,  
Сладки речи говорит,
Кого хочешь обхитрит
Леса гордость и краса
Патрикеевна ... (Лиса)

(по мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с этим животным, дети считают сколько они отгадали животных и проговаривают сколько слогов в каждом слове)

 

Задание 2 Игра «Назови ласково»

(Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать его ласково.)

Примерные слова: солнце –солнышко, дом - домик, птица - птичка, цветок –цветочек , машина – машинка, слон –слоник, бык-бычок и. тд.

 

Задание № 3 Игра «Назови одним словом» (картинки)

(дети по картинке называет группу слов, и обобщающее слово, для этой группы)

Автобус, самолет, мотоцикл, автомобиль - …

Бабочка, пчела, стрекоза, муравей - …

Кресло, стол, кровать, стул - …

Чашка, кастрюля, тарелка, чайник - ….

Кубики, уточка, мяч, кукла - …

Белка, медведь, лиса, заяц - …

Ананас, апельсин, груша, яблоко - …

image

Задание № 4 Игра «Из чего сделаны предметы?»(шляпа)

(Воспитатель одевает ребёнку шляпу кота сапога и называет предмет, а ребёнок должен сказать какой предмет  (Мяч из резины - резиновый)

- Колесо из резины – … резиновый.

- Игрушка из пластмассы – … пластмассовый.

- Ваза из стекла – … стеклянный.

- Ложка из дерева – … деревянная.

- Шуба из меха – … меховая.

- Кораблик  из бумаги – … бумажная.

- Гвоздь из железа – … железный.

- Дом из кирпича - ….кирпичный

- Башня из камня- …каменная

- Стул из дерева - …деревянный

image

 

Динамическая пауза от Гномиков «Зарядка 7 гномов»

Первый гном присел и встал,

А второй вдруг побежал,

Третий плавно покружился,

А четвертый наклонился,

Пятый вправо повернулся,

А шестой назад прогнулся,

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго.

 

Белоснежка же сказала

«Повторяем все с начало»

 

 

Задание № 5 «Скажи наоборот»

Прилагательные:
Весёлый – грустный
Маленький – большой
Худой – полный
Сухой – мокрый
Белый – чёрный
Злой- добрый

Длинный – короткий

Глаголы:
Идти – стоять
Плакать – смеяться
Молчать – говорить
Терять – находить
Входить - выходить
Открыть – закрыть


Задание № 6 Звуковой анализ слова

Воспитатель: Ребята, что нарисовано на этой картинке?

(На доске висит картинка, обозначающая слово дом.)

Воспитатель предлагает детям сделать звуковой анализ слова ДОМ. (Дети рассаживаются за столы, и каждый работает в кассах, один ребёнок, который закончил первым, работает у доски)

Воспитатель: Сколько звуков мы слышим в слове дом?

Какой первый звук в этом слове?

Дети: звук [Д], согласный звук.

Воспитатель: Какой фишкой мы обозначаем этот звук?

Дети: синей фишкой.

Воспитатель: Какой второй звук в этом слове?

Дети: звук [О], гласный звук, обозначается красной фишкой.

Воспитатель: Какой третий звук в слове ДОМ?

Дети: Звук [М], согласный звук, обозначается синей фишкой.

-Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

 

 

Учитель: Ребята, посмотрите, мы завершили строительство нашего Сказочного замка (за активную работу на занятии воспитатель дарит воспитанникам медальки-сказочных героев). Теперь домовенок сможет пригласить в него друзей, чтобы было не только светло, но и весело!

Ребята скажите,  что мы сегодня делали на занятии? Какое испытание от наших сказочных героев вам понравилось больше всего? Кто сегодня хорошо занимался? Вы все сегодня меня порадовали, все большие молодцы!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Сказочный замок»

Цель: повторить и обобщить знаний детей по темам, пройденным за учебный год.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умения обобщать, классифицировать;

- закрепить умение использовать все части речи;

- упражнять в делении слова на слоги,

- определять местонахождение звуков в слове,

- упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

- упражнять детей в умении составлять рассказ-описание по картине с использованием мнемосхем;

Развивающие:

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- добиваться полных ответов на вопросы.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство взаимопомощи.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.

#1054;рганизационный момент.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем “Здравствуйте!” друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем “Привет! ” и “Добрый день! “;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Дети присаживаются.

Учитель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.

- Ребята, я хочу загадать вам загадку. Послушайте внимательно.

В мультфильме детском, русском —
Жил домовёнок Кузька,
Каждый день он, перед сном,
Приносил шкатулку в дом.
Жил и прятался тихонько,
Подружился, лишь, с ребёнком,
Не хотел своей огласки,
Ведь в шкатулке были ...
Дети: сказки

Воспитатель: Посмотрите у меня в руке та самая шкатулка со сказочными героями и Сказочный замок. Ой, посмотрите, герои разбежались, а некоторые кирпичики выпали из стен замка. Давайте поможем починить домовенку Кузе «Замок». А Кирпичики у нас будут особенные, их мы получим от героев сказок, если выполним правильно их задания. - Вы готовы?

Задание 1. Игра «Загадки отгадки» (Айболит)

Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный … (Колобок)

1 Ходит лесом без опаски,
Любит пореветь с душой.
Он из всех героев сказки
Самый толстый и большой.
(Медведь)

2. Скачет по лесу он ловко,
Угости его морковкой,
Он хоть маленький трусишка,
В сезон меняет он пальтишко,
Летом шубка была серой,
А зимою стала белой.
(Заяц)

3. Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это –
(Волк)

4. " По дубраве, по бору,
По брусничному ковру
Королевишной идет,
Меховым хвостом метет,
Сладки речи говорит,
Кого хочешь обхитрит
Леса гордость и краса
Патрикеевна ... (
Лиса)

(по мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с этим животным, дети считают сколько они отгадали животных и проговаривают сколько слогов в каждом слове)

Задание 2 Игра «Назови ласково»

(Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать его ласково.)

Примерные слова: солнце –солнышко, дом - домик, птица - птичка, цветок –цветочек , машина – машинка, слон –слоник, бык-бычок и. тд.

Задание № 3 Игра «Назови одним словом» (картинки)

(дети по картинке называет группу слов, и обобщающее слово, для этой группы)

Автобус, самолет, мотоцикл, автомобиль - …

Бабочка, пчела, стрекоза, муравей - …

Кресло, стол, кровать, стул - …

Чашка, кастрюля, тарелка, чайник - ….

Кубики, уточка, мяч, кукла - …

Белка, медведь, лиса, заяц - …

Ананас, апельсин, груша, яблоко - …

Задание № 4 Игра «Из чего сделаны предметы?»(шляпа)

(Воспитатель одевает ребёнку шляпу кота сапога и называет предмет, а ребёнок должен сказать какой предмет (Мяч из резины - резиновый)

- Колесо из резины – … резиновый.

- Игрушка из пластмассы – … пластмассовый.

- Ваза из стекла – … стеклянный.

- Ложка из дерева – … деревянная.

- Шуба из меха – … меховая.

- Кораблик из бумаги – … бумажная.

- Гвоздь из железа – … железный.

- Дом из кирпича - ….кирпичный

- Башня из камня- …каменная

- Стул из дерева - …деревянный

Динамическая пауза от Гномиков «Зарядка 7 гномов»

Первый гном присел и встал,

А второй вдруг побежал,

Третий плавно покружился,

А четвертый наклонился,

Пятый вправо повернулся,

А шестой назад прогнулся,

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго.

Белоснежка же сказала

«Повторяем все с начало»

Задание № 5 «Скажи наоборот»

Прилагательные:
Весёлый – грустный
Маленький – большой
Худой – полный
Сухой – мокрый
Белый – чёрный
Злой- добрый

Длинный – короткий

Глаголы:
Идти – стоять
Плакать – смеяться
Молчать – говорить
Терять – находить
Входить - выходить
Открыть – закрыть


Задание № 6 Звуковой анализ слова

Воспитатель: Ребята, что нарисовано на этой картинке?

(На доске висит картинка, обозначающая слово дом.)

Воспитатель предлагает детям сделать звуковой анализ слова ДОМ. (Дети рассаживаются за столы, и каждый работает в кассах, один ребёнок, который закончил первым, работает у доски)

Воспитатель: Сколько звуков мы слышим в слове дом?

Какой первый звук в этом слове?

Дети: звук [Д], согласный звук.

Воспитатель: Какой фишкой мы обозначаем этот звук?

Дети: синей фишкой.

Воспитатель: Какой второй звук в этом слове?

Дети: звук [О], гласный звук, обозначается красной фишкой.

Воспитатель: Какой третий звук в слове ДОМ?

Дети: Звук [М], согласный звук, обозначается синей фишкой.

-Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

Учитель: Ребята, посмотрите, мы завершили строительство нашего Сказочного замка (за активную работу на занятии воспитатель дарит воспитанникам медальки-сказочных героев). Теперь домовенок сможет пригласить в него друзей, чтобы было не только светло, но и весело!

Ребята напомните мне, что мы сегодня делали на занятии? Какое испытание от наших сказочных героев вам понравилось больше всего? Кто сегодня хорошо занимался? Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Весенние чудеса в природе»

Данное занятие помогает расширять представление детей о характерных признаках весны, об особенностях весенней природы, жизни зверей и птиц весной. Дать знания о первоцветах (подснежник, мать-и-мачеха»...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина «Умные непоседы»

Цель:  Показать результаты занятий детей по развитию речи.Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышл...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»

Цель: расширить словарный запас детей через участие в словесно-речевых играх.Задачи:Образовательные:• Закреплять употребление в речи имён существительных множественного числа в винительном п...

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сказочное путешествие на остров Знаний»

Цель:  выявление уровня усвоения программного материала по образовательной области" Речевое развитие" на конец года....

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «Дерево красивой речи»

Цель:  Обобщение и систематизация  знаний детей по развитию речи, полученных в течение учебного года Задачи:1.Закреплять уже известные способы словообразования; упражнять в подбор...