Главные вкладки

    Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Весенние чудеса в природе»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Валиахметова Резеда Шарифулловна

    Данное занятие помогает расширять представление детей о характерных признаках весны, об особенностях весенней природы, жизни зверей и птиц весной. Дать знания о первоцветах (подснежник, мать-и-мачеха», одуванчик). Закреплять умения различать деревья и кустарники, знания о переплетных птицах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vesennie_chudesa.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    К о н с п е к т

    итогового занятия по развитию речи

    в  старшей группе

    на тему:

    «Весенние чудеса в природе»

    Программное содержание: расширять представление детей о характерных признаках весны, об особенностях весенней природы, жизни зверей и птиц весной. Дать знания о первоцветах (подснежник, мать-и-мачеха», одуванчик). Закреплять умения различать деревья и кустарники, знания о переплетных птицах. Развивать у детей речь, любознательность, мышление, бережное отношение ко всему живому. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. Учить любоваться природой, видеть и воспринимать красоту природы, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы.

    Предварительная работа: наблюдения в природе за растениями, птицами; рассматривание картин о весне, беседы о весне; разучивание стихов о весне, пальчиковой игры про птиц, диалога «Лиса и волк»; чтение детям сказки Братьев Гримм «Белоснежка и 7 гномов».

    Материал к занятию: картина «Весна» на фланелеграфе изображение дерева и перелетных птиц и сороки аудиозапись «Пение птиц», магнитофон, красивый надувной мяч, иллюстрации с изображением первоцветов, шапочки зверей и гномиков.

    Ход занятия:

    - Ребята, сегодня вы будете гномиками, маленькими волшебными человечками. А я – Белоснежкой. (одеваю детям шапочки гномов).

    Гномики такие маленькие, как вы. Бывают еще меньше. Покажите, вот такие маленькие бывают гномики. Живут гномики в лесной пещере. (стук в дверь, слышен плач; подхожу и открываю):

    - Ребятки, кажется кто-то к нам пришел. Здравствуйте.

    - Здравствуйте, помогите нам, пожалуйста, мы заблудились, устали.

    - Ребята, отгадайте, кто к нам пришел.

    (Загадываю загадки и зверюшки по одному заходят и встают перед гномиками):

       1) Не барашек и не кот,

    Носит шубу круглый год.

    Шуба серая – для лета,

    Для зимы – другого цвета

    (заяц)

    2) Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный?

    (волк)

    3) Зимой спит,

    Летом – ульи ворошит

    (медведь)

    4) Хвост пушистый,

    Мех золотистый,

    В лесу живет,

    В деревне кур крадет

    (лиса).

    - Гномики, поможем зверюшкам? Конечно! Проходите, садитесь, отдохните с нами.

    Гномики очень добрые, веселые и любят играть. Хотите с нами поиграть? У нас в лесу очень много деревьев, давайте поиграем в игру 

    «Назови деревья»

    (каждый ребенок называет дерево и передает мяч. В конце мяч передают мне, я называю шиповник и дети замечают, что это не дерево).

    - Чем отличаются деревья и кустарники?

    (ответы детей).

    - А как же случилось, зверюшки, что вы заблудились:

    - Мы собираем цветочки…

    - Ах, уже цветы расцвели?! А какое время года у нас сейчас? (весна) А когда бывает весна, назовите мне, пожалуйста, весенние месяцы

    (дети называют, я затем читаю стихотворение:)

    Идет матушка-весна,

    Отворяй-ка ворота.

    Первым март пришел,

    Белый снег сошел.

    А за ним и апрель

    Отворил окно и дверь

    А уж как пришел май –

    Солнце в терем приглашай!

    - Ребята, а вы любите весну? Я тоже. Столько чудес происходит в природе! Расскажите мне, пожалуйста, о весне.

    (дети по одному выходят и рассказывают: кто-то о природе в марте, кто-то про зверей, кто-то про птиц и т.д.)

    1-ый ребенок:

    - Март – первый весенний месяц. Его называют «утром весны». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель, поэтому в народе март называют еще «капельником». Март – месяц переменчивый – то снегом сеет, то солнцем греет. В марте еще кружатся последние зимние метели, поначалу бывает холодно.

    2-ой ребенок:

    - В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают яйца. В конце марта прилетают грачи – вестники весны. В народе говорят: грач зиму ломает. А медведь все еще спит в берлоге, лапу посасывает. Лиса и волк по лесу бродят, добычу ищут. Барсук прячется в норе, а заяц – под кустами, ведь «родной куст и зайцу дорог».

    3-й ребенок:

    - Апрель – середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют месяцем «живой воды». Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. В конце апреля реки вскрываются, начинается ледоход, поэтому в народе этот месяц называют «ледоломом».

    4-й ребенок:

    - Про апрель говорят: «Апрель водою славен, почками красен». Оживает лес. Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам.  У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все деревце словно окутано нежным желто-зеленым облаком. На солнечных лужайках робко зеленеет молодая нежная травка. И уже появляются первоцветы: подснежник, мать-и-мачеха.

    5-й ребенок:

    - В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук. У волчицы появляются волчата. У зайца в апреле мех пестрый, он меняет белую зимнюю шубку на летнюю – серо-бурую. Белочка тоже меняет – пушистый серый мех меняет на рыжеватый. В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели и другие насекомые. В апреле снегири и свиристели улетают на север, а в родные края возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки.

    6-й ребенок:

    - Май – сердце весны. Снег уже сошел, только в самых глухих чащах можно увидеть его остатки. Солнце поднимается высоко и греет землю. В мае часто бывают грозы. Майские дожди омывают землю, и природа оживает: ярче зеленеют травки, распускаются листья на деревьях. Месяц май в народе называют «цветень», потому что расцветают деревья и кустарники: тополь, береза, сосна, черемуха, сирень, яблони,  вишни, сливы.

    7-й ребенок:

    - Недаром месяц май называют «песенником». Из дальних стран прилетают к нам перелетные птицы и поют, заливаются. Самый лучший певец – соловей. Они любят строить гнезда в зарослях черемухи и ивы. Кукует в лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, задорно распевают дрозды.

    8-й ребенок:

    - У зверей в мае продолжается линька. Зайцы и белки меняют зимние шубки на летние, у них и мех короче, и цвет больше подходит к весенней и летней окраске леса. У лисиц, зайцев, волков и белок подрастают малыши (дополняю и обобщаю рассказы детей).

    - А еще весной мы отмечаем праздники: 8 марта, День Космонавтики, День Победы. И забот у людей много. Надо поле вспахать и засеять, в саду деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде грядки приготовить и посеять лук, морковь, свеклу, а на клумбах посадить красивые цветы.

    Какие чудесные весенние месяцы. Давайте послушаем стихотворение «Весной» (читает ребенок:)

    У весны работы много,

    Помогают ей лучи:

    Дружно гонят по дорогам

    Говорливые ручьи.

                    На проталине цветочки

    Золотые расцвели,

    Налились, набухли почки,

                    Из гнезда летят шмели.

    У весны забот немало,

    Но дела идут на лад:

    Изумрудным поле стало,

    И сады в цвету стоят.

    - Молодцы, ребята, как много вы знаете о весне! А я однажды подслушал интересный диалог между лисой и волком. О чем вы там беседовали. Пусть ребятки тоже послушают.

    (Двое детей – лиса и волк – выходят и ведут диалог)

    - Лизавета, здравствуй!

    - Как дела, зубастый?

    - Ничего идут дела, голова еще цела.

    _ Где ты был?

    - На рынке.

    - Что купил?

    - Свишенки.

    - Сколько взяли?

    _ Шерсти клок - ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.

    - Кто отгрыз?

    - Собаки.

    - Жив ли, милый куманек?

    - Еле ноги уволок!

    Как, кума, твои дела?

    - На базаре я была.

    - Что ты так устала?

    - Уток я считала.

    - Сколько было?

    - Семь с восьмой.

    - А сколько стало?

    - Ни одной!

    - Где же эти утки?

    - У меня, в желудке!

    (Физ. пауза:)

    - А сейчас я предлагаю поиграть всем на озере, которое у нас за домиком, пойдем отдыхать…

    (дети встают в кружок).

    - Затеяли гномики силами меряться: кто кого одолеет. Стали кружком вокруг озера, друг другу на плечики обе руки положили, ножки расставили, крепко в землю уперлись ножками, напряглись всем телом, силой от земли налились, и давай друг друга руками вниз давить. Кто кого к земле прижмет, в озеро искупаться столкнет. Ножки не движутся, спинка твердая, животик напрягся, только руки давят друг друга на плечи. Ух! Какие сильные гномики, непобедимые. Устали бороться.

    Руки в воду прохладную опустили, поболтали ими в воде, как будто это не ручки, а две веревочки на плечиках болтаются, встряхнули своими ручками, пальчиками поболтали. И давай волны руками гнать – влево, вправо. Кругом (ручки прямые, свободно висят, как будто полощутся).

    Разбаловались гномики, давай брызгаться. Кулачки сжали и ну ими молотить по воде: Раз! Два! Три!

    Брызги во все стороны. Весело гномикам. Все быстрее и быстрее кулачками по воде молотят. Да, устали гномики, кулачки уже так быстро не стучат, еле-еле, тихо-тихо. Все.

    Обрызгались гномики  с ног до головы, промокли. Стали друг другу лицо вытирать ладошкой – нежно, ласково, а теперь – плечики, ручки, спинку, грудку.

    (Дети в парах, потом меняются).

    Остатки воды с себя стряхнули гномики сами – раз! – подпрыгнули чуть-чуть и встряхнулись гномики всем телом. И опять стали сухими.

    - Зверюшки, нравится вам у нас? Весело?

    - Да, но мы домой хотим…

    - Ребятки-гномики, давайте проводим наших зверюшек домой, поможем им найти своих родителей… Возьмемся за руки, я иголка, а вы – нитка, и побежали по тропинке (обходим вокруг комнаты, стульев и т.п.). А вот и поляна.

    - Ах, какая красивая поляна, цветочки цветут, первоцветы. А вы знаете, что их нельзя рвать? Эти цветы не умеют стоять в вазах, они сразу умирают. А в земле они живут и цветут долго и всех радуют своей красотой. Давайте сядем на травку (садимся на коврик) и полюбуемся первыми весенними цветами. Как вы думаете, почему их так назвали: первоцветы? Как мы радуемся им? Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.

    (показываю иллюстрации с изображением цветов):

    - Посмотрите, подснежник! Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

    Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер  из подснежников, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.

    Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков – головастиков, они приживаются друг другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по цветочному они одеты хорошо: с ног до головы – в пушистых листиках-чешуйках. Это – мать-и-мачеха.

    В каждой семейке мать-и-мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков-братишек. Удивителен этот цветок! Утром  с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа теплая и мягкая – мать, другая – холодная, гладкая – мачеха.

    От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (от одуванчиков). На что похож одуванчик? (ответы детей).

    Носит одуванчик

    Желтый сарафанчик.

    Подрастет – нарядится

    В беленькое платьице:

    Легкое, воздушное,

    Ветерку послушное.

    Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Это один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед – густой и ароматный. По одуванчикам можно определять время. Утром на солнечной поляне они раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

    - К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают их, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут. Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что мы можем им пообещать? (ответы детей).

    Если я сорву цветок,

    Если ты сорвешь цветок,

    Если все: и я, и ты,

    Если мы сорвем цветы,

    Опустеют все поляны

    И не будет красоты.

    - В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

    - Полюбовались, отдохнули, давайте встанем и пойдем дальше, в лес искать домики зверюшек…

    (Дети встают и идут, изображают):

    - В лесу деревья густые, кругом ветки колючие. Продираемся через лес, ветки поднимаем, раздвигаем, сами легко между деревьями проскальзываем, мы гибкие, ловкие: где бочком, где спинкой, где наклонимся, где на цыпочках пройдем… Вот уже и тропинка. И на другую полянку вышли. Устали? Давайте, сядем на пенечки, отдохнем, подышим свежим  весенним воздухом. Закройте глазки.

    (включаю аудиозапись «Пение птиц») 1 минута.

    Посмотрите, что за чудо-дерево: Какие красивые птицы прилетели к нам! Вы их узнали?

    (Дети оказывают и называют птиц).

    - Как, одним словом,  можно назвать этих птиц?

    (перелетные).

    - А кто здесь лишний? (сорока). Почему?

    - Вы знаете, кто враги у птиц? (ястреб, лиса, куница…)

    - Какая первая забота у птиц весной? (построить гнезда).

    - Из чего строят гнезда птицы? (из сухих травинок веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры, веточек и т.п.).

    - Где птицы строят свои гнезда? (на деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в кустах…)

    - А когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (отложить яйца, вывести птенцов).

    - А мы с вами поможем как-то помочь птицам весной?

    - А давайте сделаем птицу из пальчиков.

    Пальчиковая игра «Птички»

    Мы слышали, как в вышине

    Поют свои нам песни  птицы,

    Поют о солнце и весне

    И о родимой стороне,

    И нет их песенок чудесней.

    - Ребята, а что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (произойдет экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат хлеба, фрукты, овощи… Мы никогда не услышим их чудных песен…)

    - Спасибо вам, наши верные и преданные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину!

    Чтоб от вредных насекомых

    Сады цветущие не гибли зря,

    Всегда, в любое время года

    Берегите всяких птиц, друзья!

    - Как красиво поют птицы, заливаются! А вот недалеко, вон там, я заметила домик и зверей, там ваши родители, бегите к ним домой, зверюшки. А нам пора домой.

    - Ребятки, вам понравилось быть гномиками, зверюшками, и гулять по весеннему лесу? Что вам больше всего понравилось?

    - Давайте похвалим себя (гладим по головке), и поблагодарим друг друга (хлопаем в ладоши).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности. Тема: «Весенние картинки»

    Занятие содержит игровой приём в виде заданий от Веснянки в конверте или коробочке. Интерес детей поддерживается в процессе всей познавательной деятельнсоти. Победы детей отмечаются в виде распу...

    Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

    Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

    Конспект итогового занятия по развитию речи подготовительная группа. Тема: «Путешествие в страну Пушкинских сказок».

    Программное содержание:1. Закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина;2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;3. Замечать и выделять изобразительно ...

    Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

    Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

    Конспект итогового занятия по развитию речи средняя группа Тема. «Путешествие в лес»

    Конспект итогового занятия по развитию речи средняя группаТема. «Путешествие в лес» Цель.  Уточнить умения детей в формировании грамматического строя речи. Задачи.1. Выявить...