методическая разработка «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками»
методическая разработка по развитию речи

По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста. О.Н. Сомкова, одна из авторов программы «Детство», разработчик раздела «Развитие речи детей», пишет, что исследования последних лет (М.В. Крулехт, Г.Н. Вергельс, О.В. Солнцевой) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в речевой деятельности прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Необходимо побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность, используя более действенные для детей методические средства и приемы.

В связи с этим сегодня создаются и внедряются в практику новые педагогические технологии развития и коррекции отклонений как  в сенсомоторном, так и в речевом развитии детей.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка30.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками»

По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста. О.Н. Сомкова, одна из авторов программы «Детство», разработчик раздела «Развитие речи детей», пишет, что исследования последних лет (М.В. Крулехт, Г.Н. Вергельс, О.В. Солнцевой) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в речевой деятельности прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Необходимо побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность, используя более действенные для детей методические средства и приемы.

В связи с этим сегодня создаются и внедряются в практику новые педагогические технологии развития и коррекции отклонений как  в сенсомоторном, так и в речевом развитии детей.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций. Воспитателем может быть организовано множество обучающих ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач таких как: владение  способами доброжелательного делового общения с собеседником, умение задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности,  обобщение  полученных сведений в единый рассказ, умение разными способами  презентовать составленный текст.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей.

Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Играя, дети  учатся общаться с миром людей и предметов. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».

Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом, именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, можно отнести:

  • обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
  • привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);
  • активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

Создание сценария активизирующего общения:

Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. 

Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения.  Для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, обследование предметов, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Образовательная ситуация – ведущая форма работы по развитию речи детей. Для развития игрового общения – используется:

  1.  игровая обучающая ситуация:
  • с игрушками — аналогами;
  • с литературными персонажами;
  • типа путешествий;
  1.  Создание сценария активизирующего общения:
  • Разговоры с детьми;
  • Дидактические игры;
  • Подвижные игры;
  • Народные игры;
  • Инсценировки, драматизации;
  • Обследование предметов.

Игровые обучающие ситуации (ИОС) – одна из форм совместной деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.

Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровая обучающая ситуация.

 Известно четыре их вида:

  • ситуации-иллюстрации,
  • ситуации-упражнения,
  • ситуации-проблемы,
  • ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего используются в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социальных норм и поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Кроме того, успешно используются в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Теперь ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС начинает  использоваться  со средней группы.

Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

В подготовительной к школе группе  используются  ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Как показала образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом.    

   Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в ИОС выступает как партнёр по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений.

    Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать специальные речевые занятия, решающие задачи языкового развития и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

   Так как занятия активизирующего общения содействуют обогащению детей впечатлениями об окружающем мире  и эффективно используют один из словесных методов – беседу, т.е. целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений, то можно определить ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем  сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними. 
  С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.

В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социальнонравственного воспитания. Особенность игровых ситуаций в том, что они являются связующим звеном между содержанием знаний о  нормах общественной жизни, правилах поведения и  безопасности и организацией деятельности по их применению.

На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.  

ИОС характеризуют следующие моменты:

 — она имеет короткий и несложный сюжет;

 — оснащённость необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;

 — в содержание игры заложена  дидактическая цель, воспитательная задача;

 — воспитатель проводит и руководит всей игрой.

 Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи.

 1. Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами

 Аналоги — это игрушки, которые изображают объекты. Существует огромное разнообразие резиновых и пластмассовых муляжей животных и растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом, географическая удаленность животного или растения. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом, с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

 2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

 Данные ситуации связаны с использованием кукол, хорошо знакомых детям, которые являются персонажами литературных произведений (Петрушка, Незнайка, Буратино и многие другие). Их  роль  увлечь детей и поддерживать это увлечение во время игры. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

 3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

 Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, музеи, фермы, экскурсии, поездки , походы. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем  важные задачи: коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми, т.е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности.

При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

  • во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности,
  • во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.

Таким образом, различные формы работы целесообразны при формировании коммуникативной компетентности детей, если:

  • дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу,
  • обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
  • педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Особенность игровых ситуаций в том, что они являются связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций.

Основная задача: через создание решения проблемной ситуации сформировать умение находить выход, устанавливая связь между тем, что известно, и тем, что нужно узнать, чтобы найти верное решение проблемы. Поэтому важно поддерживать у детей интерес к поиску новых знаний, умение анализировать, ставя перед ними проблемные ситуации. Перенося свои знания в игровую, бытовую деятельность, ребенок свободно принимается за дело, сотрудничает с другими, договаривается. У него повышается адаптивность к изменяющимся условиям жизни.

Роль взрослого, как организатора нестандартных ситуаций, очень важна. Например,  создав ситуацию перехода оживлённой  дороги попросить ребенка поменяться ролями (ты – мама, а я – дочка, переведи меня через дорогу).

Таким образом, проблемное обучение стимулирует детскую активность, желание найти верный путь в решении сложных заданий, вызывает интеллектуальное  напряжение. Оно помогло и помогает в работе по формированию ключевых компетентностей дошкольников.

Участие дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, используем ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и экстренных, нестандартных ситуаций. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть  сложные, опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в  подобные ситуации.

Вывод:
В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет успешно реализовать на практике, это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем  сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними. 

Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости – уходить от неприятных ситуаций.

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»

Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.Совершенствовать грамматический строй речи.Развивающ...

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников.

Автором представлен материал расскрывающий понятие игоровая обучающая ситуация как форма развития речи....

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников»

     Мир ребёнка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передаётся из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Однако д...

Игровые обучающие ситуации нетрадиционной формы речевой работы с дошкольниками

Как сделать скучное интересным…? Выполнила : учитель-логопедЕфременко Елена Геннадьевна Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений...

Консультация для педагогов «Коммуникативные игры в ДОУ. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма обогащения словаря дошкольников.»

Консультация для педагогов«Коммуникативные игры в ДОУ. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма обогащения словаря дошкольников.»...

Консультация " Игровые обучающие ситуации - нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками."

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».Для разви...