Игровые обучающие ситуации нетрадиционной формы речевой работы с дошкольниками
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ефременко Елена Геннадьевна


Как сделать скучное интересным…?

 

Выполнила : учитель-логопед

Ефременко Елена Геннадьевна

 

Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Необходимость развития речевой функции и активных движений пальцев рук имеет научное обоснование – благодаря близкому расположению речевого и двигательного центров в коре головного мозга (центр Брока и Вернике).

Выполнение пальцами руки различных игровых действий и упражнений (тренировка движений пальцев рук) - стимулирует речевое развитие ребенка, то есть речь и движение едины.

Основа жизнедеятельности ребенка – это игра. И поэтому процесс развития не может осуществлять вне её. Тактильные ощущения, мелкая моторика, речь развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло нас к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием декоративных камешков, которые называются Марблс.

МАРБЛС - в переводе с английского означает «мрамор». Марблс – это шарики разнообразной формы. Они могут быть сделаны из дерева, пластика или чаще всего из стекла. Имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры. Данные камешки можно использовать с 2-3 летнего возраста и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать их в рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.
Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них мы вас познакомим.

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШЕК
    - Посмотрите, что размещено в вазах?
    - Опустите руки в вазы и скажите, какие по форме, текстуре камешки? (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д.)
    - Посмотрите на цвет камешек и назовите, какие они? (яркие, цветные, разноцветные)
    - А сейчас попробуем - тактильные ощущения, они бывают:
    Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше?);
    Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше);

Пинцетные (взять камешек большим и указательным пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем не речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол);
- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)
(взять красные камешки большим и третьим) и т.д. Можно упражнять все пальчики в любом порядке.
- Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу. 
- Что услышали? (шум)
Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.

Задачи игр с использованием камешков Марблс .

1. Формирование  правильного обхвата кисти, развитие сложных координированных движений рук.
3. Автоматизиция поставленных звуков у детей.
4. Формирование звукового анализа и синтеза.
5. Формирование анализа слогового состава слова.
5. Профилактика дисграфии у детей.
6. Развитие памяти, внимания и логического мышления.
7. Обогащение словарного состава.
8. Развитие  фантазии и творческого мышления у детей.


ИГРЫ.

Камешки  Марблс возможно использовать для организации следующих игр:

Игра  «Выложи по контуру»
Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало».

Игра   «Знакомство с буквой».
 Выкладывание букв по контурам, по образцам или самостоятельно.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Игра  «Мягкий или твердый?»
Игра  «Волшебный мешочек».
 Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук). 
Игра «Помоги двум друзьям встретиться».
• Слоги/слова на дифференциацию звуков. Например:
Ваня любит слова в которых есть звук Ш, а Оля в которых есть звук Ж. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ване, или Оле и помоги друзьям встретиться.
Автоматизация звука в слогах/словах.
Игра «Помоги собрать гирлянду»
• Проговори слоги/слова за логопедом и выложи камешки по дорожке.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
 
 
Использованы ресурсы интернета.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Игровые обучающие ситуации нетрадиционной формы речевой работы с дошкольниками.» Как сделать скучное интересным … Чтобы усваивать знания, надо потреблять их с аппетитом . Выполнила : учитель-логопед Ефременко Елена Геннадьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стеклянные шарики МАРБЛС

Слайд 2

Вся жизнь ребенка – ИГРА !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Знакомство с буквой» . Выкладывание букв по контурам, по образцам или самостоятельно.

Слайд 2

Увлекательные задачи «Придумай» «Запомни» «Найди»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра « Волшебный мешочек» . Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук ).

Слайд 2

Развитие фонематического слуха и восприятия. Игра « Мягкий или твердый?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры с шариками – это физическое и умственное развитие ребенка.

Слайд 2

Игра «Помоги двум друзьям встретиться» . • Слоги/слова на дифференциацию звуков. Например : Ваня любит слова в которых есть звук Ш , а Оля в которых есть звук Ж . Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ване, или Оле и помоги друзьям встретиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация звука в слогах/словах. Игра «Помоги собрать гирлянду» • Проговори слоги/слова за логопедом и выложи камешки по дорожке.

Слайд 2

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев » . В . А. Сухомлинский Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»

Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.Совершенствовать грамматический строй речи.Развивающ...

«Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками»

В докладе описан процесс  использования игровых  ситуаций  для развития речи детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками"

В материале для педагогов предлагаются игровые ситуации способствующие развитию речи дошкольников....

консультация для педагогов: Игровые обучающие ситуации, как форма речевой работы с дошкольниками

Игровые обучающие ситуации позволяют  решать такие задачи, как: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие речи....

Консультация " Игровые обучающие ситуации - нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками."

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».Для разви...

методическая разработка «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками»

По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Осо...