консультация для педагогов: Игровые обучающие ситуации, как форма речевой работы с дошкольниками
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 198.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые обучающие ситуации, как форма речевой
работы с дошкольниками.
(Консультация для воспитателей)
Речь – это важнейшая психическая функция. Отклонение в её развитии отрицательно отражается на формировании всей жизни человека. Исследования учёных показывают, что в современном мире наблюдается увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в показателях здоровья. Чрезвычайно актуальной проблемой является рост речевых нарушений. Дефекты речи серьёзно сказываются на развитии детей. В настоящее время особенностью дошкольников является медленный темп развития и обучения, потребность в длительном повторении одного и тоже задания.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».
Известно четыре вида игровых обучающих ситуаций:
- ситуации-иллюстрации,
- ситуации-упражнения,
- ситуации-проблемы,
- ситуации-оценки.
1.Ситуации-иллюстрации. Взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
2. Ситуации-упражнения. В них ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.
3. Ситуации-проблемы. Способствует усвоению детьми основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций. Этот вид ситуации используется в старшем дошкольном возрасте.
4. В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например: дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый-злой, честный-лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей. Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения.
Сценарий активизирующего общения- составляют основу игровой обучающей ситуации. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин).
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать нам следующие задачи:
- обогащение и активизация словаря,
- воспитание звуковой культуры речи,
- формирование грамматического строя языка,
- развитие связной речи.
Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, необходимо при составлении сценариев активизирующего общения стараемся подбирать специальные речевые занятия, решающие задачи языкового развития и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.
Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений.
Таким образом, игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными речевого развития детей: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-525807-1415859221.jpg)
Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»
Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.Совершенствовать грамматический строй речи.Развивающ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/21/picture-1044608-1529589773.jpg)
Круглый стол для педагогов "Игровые обучающие ситуации как форма речевой активности детей"
Соответствует ФГОС ДОО....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/14/picture-1049525-1534273711.jpg)
«Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками»
В докладе описан процесс использования игровых ситуаций для развития речи детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/15/picture-1298280-1615819588.jpg)
Игровые обучающие ситуации нетрадиционной формы речевой работы с дошкольниками
Как сделать скучное интересным…? Выполнила : учитель-логопедЕфременко Елена Геннадьевна Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999493-1516557027.jpg)
Консультация для педагогов "Игровая обучающая ситуация"
Автором представлен материал по применению игровых обучающих ситуаций для решения различных программных задач по развитию и воспитанию дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/27/picture-466284-1406471191.jpg)
Консультация для педагогов "Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками"
В материале для педагогов предлагаются игровые ситуации способствующие развитию речи дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/26/picture-945443-1595749312.jpg)
Консультация " Игровые обучающие ситуации - нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками."
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».Для разви...