«Символ России – Береза»
план-конспект занятия по развитию речи

Лигезина Светлана Александровна

«Символ России – Береза»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvol_rossii_-_bereza.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект комплексногозанятия по развитию речи  подготовительной группе на  тему: «Символ России – Береза»

Цель: закрепить и расширить представления детей о том, что береза является символом нашей страны.  Рассказать детям о том, что это дерево часто воспевается людьми   в народном творчестве, поэзии, музыке, искусстве и  изобразительном творчестве.

Задачи:

• Воспитывать любовь к берёзке, как одному из символов России, способствовать развитию духовности и экологически грамотного поведения.

• Расширить и уточнить представление детей о природе родного края, о деревьях средней полосы России.

• Воспитывать интерес к изобразительной деятельности к созданию образа берёзы с помощью нетрадиционных средств изображения.

• Развитие всех компонентов устной речи детей. На основе обогащения представлений о предметах продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

• Систематизировать знания детей об отличительных признаках осени.

• Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений за деревьями.

• Развитие мелкой моторики пальцев рук.

• Развитие внимания, восприятия, воображения.

• Дать представления о новой технике работы с пластилином (скручивании в спираль), вызвать желание лепить.

• Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони и круговыми движениями двумя пальцами рук.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите к нам пришли сегодня гости, и давайте, поздороваемся. Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь». У нас хорошее, радостное настроение.

 Все дети садятся на стульчики.

А сейчас я  хочу вам загадать загадку. Вы внимательно послушайте и постарайтесь дать правильный ответ.

Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Ответы детей).

 А теперь я хочу вам почесть красивое  стихотворение А. Прокофьева

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую.

Люблю берёзку русскую.

 Воспитатель:  Ребята давайте разберем,  как описывает поэт березку?

– Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. И сегодня наше занятие мы посвящаем этому чудесному и родному  дереву. Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей.

Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане. С золотистыми сережками и нежно  зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!»

 Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем. В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции. Берёза  щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву, любили березку за ее красоту, и за пользу которую она приносит. Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей». Для русского человека нет дерева милее и роднее. Она растет в нашей стране повсюду. Возможно, потому, что она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе?

Берёзы бывает разных видов, даже с красной корой (растёт в Японии). Но самая красивая берёза – наша белая Российская красавица. Поэтому многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты.

 Внимательно посмотрите на изображение берёзы и скажите, какая она?

 Ответы детей - (красивая, стройная, высокая, белоствольная, кудрявая, раскидистая)

 Из древесины  белоствольной красавицы  люди научились изготавливать  тысячи вещей. Само дерево используют как строительный и поделочный материал. Древесина березы очень крепкая и идет на изготовление мебели, лыж.

Из слоя коры, которую называют берестой, можно сделать различные корзины, коробки, сумки. В древности береста заменяла бумагу. На кусочках бересты писали острыми костяными палочками.

Из березовых почек и листьев изготавливают различные краски.

На Руси с давних времен береза была любимым деревом. Люди верили, что это дерево способно исполнять их желания. Поэтому приходили к березе и говорили о своих мечтах. А еще в березовых рощах воздух очень чистый и микробам там живется неуютно.

Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о берёзе? Давайте с вами поиграем.

Дидактическая игра «Волшебная веточка»

Цель: Закрепить знания детей о берёзе: о её внешних особенностях, целебных свойствах, о значении для человека

Ход игры:

Дети по кругу передают друг другу «волшебную берёзовую веточку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.

Приблизительные ответы детей

Берёза – символ России.

У Берёзы – белый, стройный ствол.

У берёзы тонкие и гибкие ветви.

В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.

Берёза может лечить людей.

Берёза даёт берёзовый сок.

О берёзе пишут стихи и песни, картины.

В народе берёзу называют « берегиня».

Нужно бережно относиться к природе …

Воспитатель:

В устном народном творчестве русский народ сложил о березе мудрые пословицы и поговорки. Вот послушай ребята.

Пословицы и поговорки о березе:

Березкой обогреешься, а не оденешься.

Какова березка, такова и отростка.

Березовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.

Бела берёста – да дёготь чёрен.

Воспитатель

А ещё, народ долго наблюдал за берёзой, да и примечал себе.

Приметы о берёзе

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.

Иней на берёзах – к морозу.

Из берёзы течет много сока – к дождливому лету.

Когда берёза станет распускаться, сей овёс.

Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.

Воспитатель: Поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку...

Послушай, что о березке можно рассказать.

***

Ты до того, берёзонька, красива,

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы.

***

У красы берёзки

Платье серебриться,

У красы берёзы

Белены косицы.

Воспитатель:Художники и поэты воспевали берёзу и красоту природы разными способами и средствами.

Художники рисуют картины природы красками на бумаге, холстах. Картины мы можем увидеть глазами. Давайте посмотрим, как они изображают березу в разное время года.

Сейчас мы с вами окажемся в картинной галерее.

Дети садятся на стульчики перед магнитной доской

На кране - репродукция картины Саврасова “Грачи прилетели”

Картина Саврасова - «Грачи прилетели» рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. На переднем плане — грачи. Они заняты важным делом, спешат соорудить на берёзах гнёзда. Берёзы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны; видно, не щадили их зимние ветры и метели.

На экране - картина И.И.Левитана “Березовая роща”

Перед нами картина Левитана - “Березовая роща”. Художник, изображая берёзовый лес, передаёт игру солнечных лучей на белых стволах, переливы зелёного цвета листвы берёзок и солнечной травы, среди которой виднеются синие искорки цветов. Берёзки в картине Левитана являются самыми весёлыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу.

На экране - репродукция картины И.И. Левитан - «Золотая осень

На полотне И.И.Левитана - «Золотая осень», мы видим характерный русский пейзаж: поля, рощи, река. Но наше внимание приковано к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. Это золотая осень. Она очаровывает нас красотой.

На экране - репродукция картины И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”

А сейчас взгляните на эту картину. Ее написал художник И. Грабарь. Называется она «Февральская лазурь». Здесь вы видите прекрасную березовую рощу зимой. На переднем плане мы видим красавицу берёзу, а вдали березовая роща, пронизанная ярким светом. Это конец зимы, февраль. Вся роща озарена светом яркого солнца. Посмотрите, какое ясное голубое небо, видно, что день стоит солнечный. Даже на стволах и ветках берез кора имеет множество оттенков. Представьте себя в этой роще, рядом с этими чудесными березами.

Эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них. Глядя на эти картины, возникает желание увидеть все эти берёзовые рощи и эту красоту в действительности, как увидели ее художники.

Физкультминутка

Ветер березку тихонько качает,

Вправо и влево ее наклоняет.

Раз- наклонились, два- наклонились.

И вслед за веточками вниз опустились.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Сейчас у нас будет своя берёзовая роща, мы с вами сделаем свой мини музей с картинами берез. Предлагаю вам стать художниками-мастерами. Давайте вспомним, какое сейчас время года. Мы с вами нарисуем портрет березы в осеннем наряде. Хотите научиться? Но сначала немного отдохнем.

Ребята, вы знаете, какие изменения происходят в природе осенью. (Да). А вот мы сейчас это и проверим. Я буду называть слово, а вы расскажете мне, какие изменения произошли с приходом осени. Что мы можем сказать:

О солнце (прячется за тучи, слабо греет).

О небе (становится хмурым, пасмурным, серым).

О птицах (улетают в теплые края).

О деревьях (роняют листья, начинается листопад).

О ветре (дует холодный, сильный ветер).

О дожде (часто моросит, лужи долго не высыхают).

О траве (становится желтой и сухой).

О животных (готовятся к зиме: меняют свои шубки, готовят запасы).

О людях (стали одеваться теплее).

Давайте пройдем в нашу мастерскую - к столам

Дети садятся за столы.

Прежде, чем начать лепить, вспомним с вами знакомую пальчиковую гимнастику.

Дунул ветер на березку,

Разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился,

Улетел, не извинился.

Итог НОД:

После окончания работы воспитатель предлагает детям рассмотреть с ними осеннею березовую рощу.

Анализ:  У нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислоняться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворённой матушкой – природой.

Воспитатель

Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская! А значит, мы её должны беречь и охранять


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ: «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИИ»

Аннотация: Непосредственно образовательной деятельность игра – путешествие «Береза – символ России» для детей подготовительной к школе группы. Воспитанники закрепляют знания о Родине, рассматривая илл...

Презентация "Символ России-береза"

Недостаточность знаний у детей о символах России вызвала необходимость ознакомить ребят с таким символом, как береза.В данной презентации представлена работа по ознакомлению детей с березой, как с сим...

Презентация. "Неделя России". Неофициальные символы России. Пластилинография "Белая береза"

Презентация. "Неделя России". Неофициальные символы России. Пластилинография "Белая береза"Выполнила воспитатель МАДОУ 43 Беляева Елена Владимировна...

Конспект комплексного занятия по развитию речи подготовительной группе на тему: «Символ России – Береза»

Конспект комплексного занятия по развитию речи  подготовительной группе на  тему: «Символ России – Береза»Цель: закрепить и расширить представления детей о том, что б...

06.04.24 Беседа в подготовительной группе "Береза- символ русской природы и символ России"

Беседа о березе ,как о символе русской природы и символе России...

"Символ России - береза"

quot;Символ России - береза" С целью формирования у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России, в средней группе № 1...