Конспект занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Звуки ф, фь. Буква Ф»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

вишнякова елена викторовна

Занняте по  обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе
Тема: «Звуки ф, фь. Буква Ф»

Задачи:

  • Познакомить детей с глухим согласным звуками ф, [ф'] и с буквой Ф;
  • Продолжать работу звуковому анализу слов на основе наглядных схем и картинок;
  • Определять позицию звука в слове;
  • Формировать умение выделять ударный слог.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Игра «Перекличка»

Воспитатель: Я буду называть звук, тот, у кого из вас в начале имени он есть садится на свое место. (проводится игра)

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами познакомимся с двумя звуками, а в этом нам помогут два сказочных героя. А каких звуках пойдет речь вы узнаете, отгадав их имена по первым звукам в названиях картинок.

Давайте попробуем узнать, как же их зовут.

Слайд 2,3 - (фонарь, ель, дом, окно, роза, аист.) первые звуки слов и обозначают имя героя (ответы детей).

Воспитатель: верно, это «Федора», а какой первый звук в имени Федора.

Дети: фь

Воспитатель: давайте попробуем узнать, как же зовут второго героя.

Слайд 4,5 - (флаг, улитка, нож, телефон, игла, кот, елка, (ответы детей)

Воспитатель: верно, «Фунтик», а какой первый звук в его имени

Дети: ф

А чем отличаются звуки ф, [ф'] (ответы детей).

Дайте характеристику первому звуку [ф], в имени Фунтик какой он? (согласный, глухой, твердый) слайд - 6

А в слове Федора – первый звук какой? …(фь).

Дайте характеристику звука [ф'] (согласный, глухой, мягкий)

 слайд 7.

Воспитатель: сегодня мы с вами будем слушать и произносить звуки [ф, ф'].

Дифференциация звуков [ф,ф']на слух в ряду слогов

Фунтик и Федора очень любят играть и поэтому предложили нам игру «Какой звук в слоге».

Сейчас я буду произносить слоги.  А вы, если услышите в слове звук [ф] – поднимите синюю фишку, а если звук [ф'] – поднимите зеленую фишку (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ……), дети поднимают соответствующие фишки.

Упражнение «Найди нужную картинку»

Воспитатель: Ребята Фунтик и Федора перепутали картинки. Давайте с вами поможем, найти им нужную картинку. На картинках, у Фунтика, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф]), а на картинках Федоры, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф']. (слайд – 8)

Раскладываю «картинки» на столе, дети по очереди берут их, определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Фунтику и Федоре.

Физкультминутка

Определение места звуков [ф, ф’] в слове

Воспитатель: А теперь давайте поможем друзьям узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Федоре очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас буду называть вам слова, а вы определять, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. (Дети выполняют задание на листочках.) После проверяем правильно ли вы определили места звука. (слайд 9, 10)

Воспитатель: У Федоры недавно был день рождения и ей подарили цветы, а какие вы узнаете, отгадав мою загадку.

Чтение загадки:

Просит у меня дружок

Фиолетовый цветок.

Мне отдать его не жалко,

Подарю дружку... (Фиалки) Верно это фиалки.

Звуковой анализ слова «фиалки»

Давайте в месте с нашими друзьями выполним звуковой анализ слова «фиалка». (слайд 11)

  1. Дети рисуют звуковую схему на листочках используя цветные карандаши или выкладывают, используя цветные звуковые фишки.
  2. Делят слово на слоги.
  3. Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.

Слайд

Знакомство с буквой Ф

Воспитатель: Мы сегодня с вами слушали и произносили звуки [ф, ф'].

Эти звуки обозначаются буквой Ф.

- Давайте вспомним правило о звуках и буквах:

Дети: МЫ ЗВУКИ ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ,

А БУКВЫ ЧИТАЕМ И ПИШЕМ.

Показываю слайд с изображением буквы Ф.

Воспитатель: на что похожа буква Ф? (Дети отвечают.)

После того, как дети скажут свое мнение, показываю картинки-символы и читаю стихи:

Филин, два огромных глаза,

       Букву Ф напомнит сразу.

   – Всем известно без подсказки:

     Буква Ф – как ключ от сказки.

     Никогда его у нас

     Не отнимет Карабас.

Воспитатель: Вы можете встать и поставьте руки на пояс.

Посмотрите, теперь   вы стали похожи на букву Ф.

Показываю, как надо правильно писать букву Ф.

Воспитатель: сегодня вы познакомились с редкой и необычной буквой. С какой буквой познакомились. Чему мы сегодня научились, что узнали.

Молодцы! Федора и Фунтик прощаются с вами и желают вам успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ж"

Логопедическое  занятие в группе или подгруппе, направленное на развите фонематического восприятия, автоматизацию поставленного звука Ж, обучение навыкам звукового анализа слогов и слов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"

Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...

занятие в подготовительной к школе группеТема: «Знакомим гостей с Донским краем»

Цель: Развитие у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре родного края. Задачи: Расширять и закреплять знания детей о природе Донского края, о быте донских казаков, традициях старинн...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К.

Закрепление пройденного материала. Дифференциация звуков [к] и [к\']...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать твор...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Звуки "Н-И"

Конспект  занятия в подготовительной к школе группе.Тема:"Буквы Н-И"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Звуки р, рь".

Конспект фронтального занятия. Тема "Звуки р, рь". Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР....