Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство со звуком [х], с буквой Хх»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство со звуком [х], с буквой Хх»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znakomstvo_so_zvukom_h_s_bukvoy_hh.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Конспект занятия на тему:

«Знакомство со звуком [х], с буквой Хх»

Подготовила:

 Нарисламова Э.Р.

2024 г.

Цель: знакомство со звуком [х], с буквой Хх

Задачи: совершенствование грамматического строя речи (согласование предлогов с существительными, числительных с существительными); развитие фонематического представления (определить место звука на фоне слова, совершенствование навыка звукового анализа слов); совершенствование навыка чтения; развитие связной речи, внимания, мышления и восприятия; развитие тонкой моторики рук; формирование бережного отношения к комнатным растениям.

Интеграция: образовательная область познание

ХОД.

1 Орг.момент

Найдите что на картинке лишнее?

 Игра «Третий лишний»

-бегония, василек, фикус

- фиалка, герань, ромашка,

- крапива, плющ, кактус

П: -Молодцы, какие растения остались, назовем их.

Д: - бегония, фикус, фиалка, герань, плющ, кактус.

-Молодцы.

П: - в корзинках у вас есть картинки с цветами, посчитайте и скажите сколько цветов нарисовано на картинке.

Д: - у меня нарисованы две фиалки, у меня нарисован один плющ, (одна герань, три фикуса, пять бегоний, два кактуса, пять кактусов)

П: - Как назовем одним словом, что это? (Комнатные растения). (Имя) повтори, что это – комнатные растения (2-3 ребенка). Почему эти растения называют комнатными?

Д: - потому, что они растут дома.

П: - зачем людям нужны комнатные растения?

Д: - комнатные растения создают уют, украшают помещения, очищают воздух.

П: -Чтобы растения росли красивыми и могли очищать воздух за ними нужен уход.

П: - как ухаживают за комнатными растениями?

Д: - поливают, рыхлят землю, протирают листочки.

П: Представим, что мы ухаживаем за растениями.

Сделаем артикуляционную гимнастику, возьмите зеркала:

1. «Протираем листочки» (улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящие движения, также чистим нижние зубы выполнять под счет до 6 раз)

2. «Стебелек» В горшках растут цветы, у них крепкий стебелёк (улыбнуться открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот, не отрывая языка от нёба выполнять под счет до 6 раз)

3. «Рыхлим землю» (рот приоткрыт, губы в улыбке, кончик языка ударяется об альвеолы за верхними зубами выполнять под счет до10 р)

- Молодцы.

 П: -Что это за звук? Чтобы узнать, какое это насекомое, вам надо собрать звуки в слово. М У Х А. Какое слово получилось?

Д: - Муха

«Предлоги»

П: -Молодцы. Ребята, наверно муха хочет с нами поиграть. Муха прилетела и куда села?

  • Д: - (на фикус)
  • Откуда улетела муха? (с фикуса)
  • Куда спряталась муха? (за фикус)
  • Откуда вылетела муха? (из-за фикуса)
  • Куда спряталась муха? (под фикус)
  • Откуда вылетела муха? (из-под фикуса)
  • А теперь, где находится муха? (над фикусом)

Физ.минутка. Наши красные цветки

Распускают лепестки

(плавно поднимаем руки вверх)

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

(качание руками влево - вправо)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки,

(присели, спрятались)

Головой качают,

(движение головой влево – вправо)

Тихо засыпают

П: - Молодцы. Назовите третий звук в слове муха. Посмотрите, в зеркало и все вместе произнесем этот звук [Х]. Что происходит с нашим артикуляционным аппаратом, когда мы произносим этот звук?

Артикуляция звука 

Д: - Зубы – не соткнуты, губы – не сомкнуты

П: - где находится язык?

Д: - корень языка поднимается вверх, создает преграду.

П: - звук [х] какой согласный или гласный?

Д: - согласный, потому что есть преграда.

П: - положите ладошку на горло и произнесите звук еще раз. Какой звук глухой или звонкий?

Д: - глухой, потому что горлышко не дрожит.

П: - Составим схему слова МУХА

П: - когда одна мы говорим муха, когда много?

Д: - мухи

П: -  составим схему слова МУХИ.  Чем похожи эти две схемы?

Д: - в обоих словах по 4 звука, в этих словах по два гласных звука и два согласных звука.

П: - чем отличаются схемы слов?

Д: - в слове муха звук [х] твердый, в слове мухи звук [х] мягкий.

П: - значит звук [х] может быть твердым и мягким. Молодцы.  

Звук [х] на письме обозначается буквой Х. на что похожа эта буква?

Д: - на раскрытые ножницы, на вертушку мельницы, на вертушку вертолёта.

П: - прочитаем слоги и слова в которых есть буква Х.

Д: -  ха, хо, ухо, хлеб.

П: - Посмотрите, как пишется буква Х. начинаем с верхнего левого угла, по диагонали спускаемся две клетки вниз к правому углу. С верхнего правого угла спускаемся вниз по диагонали две клетки до левого нижнего угла. Чтобы написать маленькую букву Х. начинаем писать на одну клетку ниже. С левого верхнего угла спускаемся по диагонали одну клетку вниз к правому нижнему углу. Затем с верхнего правого угла спускаемся вниз по диагонали одну клетку к левому нижнему углу. Мы написали заглавную и строчную букву Х.

Представим, что мы держим ручки и попробуем в воздухе написать букву Х. Молодцы.

Пальчиковая гимнастика: кольца су-джок

В горшочек посажу росток  - большой палец

Поставлю на окно – указательный палец

Скорей, росток – средний палей

Раскрой цветок – безымянный палец

Он очень нужен мне – мизинец.

П: - сели красиво, ножки подружили, спинки прямо. Берем ручки и аккуратно начинаем писать заглавную и строчную букву Хх. Затем пишем слоги и слова.

Итог: с каким звуком мы сегодня познакомились? Назовите характеристики звука? Назовите растения, которые мы сегодня изучали? Назовите их, одним словом. Молодцы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте в подготовительной группе. Знакомство со звуками [г ], [ г\' ]. Буква Г,г.

В работе представлен материал по обучению грамоте детей подготовительной группы....

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство со звуком [И] и буквой И

Знакомство детей со звуком [И] и его акустико-артикуляционной характеристикой.Закреплять понятие «гласный звук», «слог», «слово». Вырабатывать навык четк...

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквами «Ь» и «Ъ» знак»

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквами «Ь» и «Ъ» знак»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Знакомство со звуком [Зз] и буквой Зз

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Знакомство со звуком [З] и буквой З....

Конспект НОД В подготовительной группе на тему «Звуки «З-Зь. Буква З. Закрепление знаний о звуках «З-Зь», знакомство с буквой «З» с использованием здоровьесберегающих технологий

Программные задачи: Образовательные:уточнять артикуляцию звуков [з – з`];-упражнять в  выделении заданного согласного звука  в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из ...