Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство со звуками речи".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Хомякова Надежда Алексеевна

Познакомить детей с речевыми звуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Знакомство со звуками речи» в подготовительной группе.

Программное содержание: Познакомить детей с речевыми звуками, показать их отличие от других звуков. Показать эстетические свойства русского языка, звуковое разнообразие, возможность в передаче звуков окружающего мира.

Материал: картинки, кукла, загадки-складки.

Ход занятия:

1.Сообщение цели.

-Ребята. Я предлагаю сегодня вам отправится в путешествие в страну Знаний. На каком виде транспорта мы туда отправимся? (выслушиваю варианты детей). А давайте поедим на поезде. Строимся в «поезд». Машинистом буду я. Надо дать гудок-сигнал к отправлению поезда. Даю гудок: У-У-У-У-У-у-у, все вместе скажем: У-У-У-у-у-у - поехали.

-Остановка. Станция, на которой мы остановились, называется «Звуки» (дети рассаживаются по местам за столами). С одним звуком мы уже познакомились, он помог нам отправится в путь.

-Какой это звук? (3-4реб.) Существует много других звуков. Давайте с вами поиграем (выставляю картинки с изображением кипящего чайника, ежика, синицы и др.)

-Я произнесу звук, а вы отгадайте, что он вам напоминает, где вы его могли слышать:

-С-С-С-С-чайник гордо свистит, он кипит, он свистит.

В-В-В-В-зубоврачебная машина.

Ф-Ф-Ф-Ф-ежик фыркает.

Ц-Ц-Ц-Ц-синичка поет.

На каждый звук(5-6человек)

-Много разных звуков мы слышим вокруг эти звуки издают предметы, животные, птицы. Показываю картинку «Девочка баюкает куклу».

-Какой звук напевает девочка, укачивая куклу? (4-5чел.) Давайте поможем девочке уложить куклу спать, я начну, а вы закончите: «Наступает ночка, ты устала дочка. Ножки бегали с утра, глазкам спать давно пора.

Дети: а-а-а-а (2раза). Вызвать ребенка к доске, предложить побаюкать куклу, слова произносить те же (2раза).

Значит человек тоже произносит звуки, и вокруг себя мы постоянно слышим звуки человеческой речи. Но эти звуки имеют особенности, они отличаются от других. Почему гудит поезд? (Ответы детей). Правильно, поезд гудит потому, что машинист включает гудок. Значит поезд не сам гудит, это машинист подает гудок, когда требуется. А звуки произносятся самим человеком, когда ему надо говорить. И помогают человеку его органы речи: язык, губы и даже зубы. Может ли ежик произнести другой звук кроме своего фырканья? Нет, не может, а человек способен произносить самые разные звуки. Выставляю картинку «Вини-пух и пчелы».

-Почему так испугался Вини-пух? (ответы детей). Сможем ли мы голосом показать, как сердито жужжат пчелы? Давайте попробуем. Произнесем: ж-ж-ж-ж.

Показываю картинку: «Мальчик отмахивается от комаров»

-Кого испугался мальчик? Вспомните, как зудит комар? З-З-З-З (3-4реб.) Какой звук мы произносим, чтобы изобразить комаров? (5-6детей)

Выставляю картинку: «У футболиста лопнул мяч».

-Какая беда стряслась у футболиста? (лопнул мяч). Давайте представим себе, как шипит выходящий воздух (ш-ш-ш-ш ).

Выставляю картинку: рычащего Барбоса.

-Покажите, как рычит Барбос?

-Скажем об этом целым предложением по схеме: «Барбос закричал: р-р-р-р». Какое слово первое, второе? Спросить трех-четырех детей.

-Ребята вы сумели показать, как жужжат и как шипят и как рычат. Одинаковые или разные звуки мы произносим? (ответы детей).

-В речи, когда мы говорим или произносим слова, тоже используются разные звуки. Сейчас я скажу слово: Шура. Мы так назовем вот эту девочку (выставить картинку), а вы послушайте, сколько разных звуков я произнесла: ШШШУУУРРРААА. Какие звуки и сколько их вы услышали в этом слове? (5-6 детей). Непросто услышать каждый звук в слове, а все дело в том, что человек говорит не отдельными звуками, а связывает их в слова. Давайте будем считать звуки вместе (воспитатель протяжно произносит слово, а дети за ней повторяют).

-Сколько звуков соединились и содержатся в этом слове? Ответы детей. Анализ и аналогичная работа с картинкой, где нарисован мальчик Миша.

-Заканчивается наше путешествие, надо отправляться в обратный путь. А для этого необходим билет. чтобы попасть на наш поезд. А билет-это правильный ответ на загадки-складки. Кто правильно добавит последнее слово в загадку тот получает билет.

Загадывание загадок:

 «Леса пустеют и поля, вокруг осенняя земля, поднялись клином от земли сегодня утром…. (журавли).

«Выпал снег, но эта птица снега вовсе не боится, эту птицу мы зовем красногрудым…. (снегирём).

«Распустила алый хвост-улетела в стаю звезд, наш народ построил эту межпланетную…. (ракету).

«Целый год великан уплывает в океан, жди родимая земля возвращенья…. (корабля).

«Они обычно для шитья, и у ежа их видел я, бывают на сосне, на ёлке. А называются … (иголки).

«Всех краснее и круглее, он в салате всех вкуснее, и ребята с давних пор очень любят… (помидор).

«С неба падают зимой и кружатся над землёй легкие, пушистые белые… (снежинки).

«Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик через несколько минут опустился…. (парашют).

-Все билеты проданы можно ехать.

Подведение итогов, оценка занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамота. Конспект занятия в подготовительной группе " Согласный звук "Ж" и буква "Ж"

Согласный звук"Ж" и буква "Ж".     Цели: * актуализация знаний детей о звуке и букве "Ж"...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»

Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».Задачи: развивать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь детей; формировать культуру общения....

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Звук н-нь. Буква Нн"

Тема:    1. Звуки  « н -нь». Буква Нн.             2.  «Зимняя одежда, обувь»Цель:  Фо...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. "Звуки « я ». Буквы Яя."

Тема:    1. Звуки  « я ». Буквы Яя.                2.  «Подводный мир. Рыбы»...

Конспект занятия в подготовительной группе. Закрепление звуков [п], [пь] и буквы П.

Закрепление навыка различения и четкого произношения звуков [п], [пь].Соотнесение артикуляционно-акустического образа звуков [п], [пь] с буквой П.Развитие фонематического восприятия и памяти, уточнени...