Конспект занятия в старшей группе «Знакомство со звуком [И] и буквой И
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Гришко Марина Викторовна

 

Знакомство детей со звуком [И] и его акустико-артикуляционной характеристикой.

Закреплять понятие «гласный звук», «слог», «слово».

 Вырабатывать навык четкого произношения звука «И».

 Учить выделять звук из ряда гласных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_i_otkrytoe_zanyatie.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство со звуком [И] и буквой И

Цель: Познакомить детей со звуком и буквой И.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- Познакомить детей со звуком [И] и его акустико-артикуляционной характеристикой.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

- Закреплять понятие «гласный звук», «слог», «слово».

-  Вырабатывать навык четкого произношения звука «И».

- Учить выделять звук из ряда гласных.

-  Развивать слуховое внимание, зрительное внимание, мышление

Коррекционно-воспитательная:

- Воспитывать у детей интерес к занятию.

Оборудование: Кукла, цветные карандаши, зеркала по количеству детей, , счётные палочки, предметные картинки со звуком [И] в начале слова.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята! (Подбор слов на заданный гласный звук)

Логопед. Давайте постараемся вспомнить слова, которые начинаются с гласных звуков. Сначала сядет тот, кто вспомнит слово на звук [а].

Логопед. Теперь можно сесть тому, кто вспомнит слово на звук [у].

Логопед. А ты вспомни слово на звук [о], Ваня.

Логопед. Молодцы, вы правильно назвали слова.

Объявление темы занятия.

Логопед .Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Ира. Она хочет , чтобы вы ей помогли справиться с одним заданием. Поможем Ире?  У Иры есть волшебный сундучок, в сундучке задание (в сундучке картинки в которых звук И находится в начале слова: иголка, индюк, иней, ива, избушка, икра, игрушки, ирис )  Дети называют картинки.

Логопед. Ребята, Ира не может понять с какого звука начинаются все  эти слова. Затем логопед просит отгадать детей, с каким звуком они сегодня познакомятся на занятии.

Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед:

- Давайте все вместе произнесём звук [и].

Дети:

- И.

 Логопед:

- Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.

Как вы думаете,  этот звук  длинный или короткий?

Давайте проверим.

Дети произносят звук.

Вопросы:

Ребята, когда вы  произносили  этот звук, вам мешали губы, язык?

Дети:

- При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.

Логопед:

- Этот звук  поётся?

Дети:

- ДА, этот звук можно петь.

Логопед:

- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.

Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».

Звук [И] – гласный звук.

Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].

Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красным цветом.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука [И] с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, язык спокойно лежит на дне ротовой полости, воздух выходит свободно, не встречает преграду на своём пути.

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалами).

Сказка о весёлом язычке.

     Проснулся язычок рано-рано утром и выглянул в окошко. День был очень светлым и хорошим. Пошёл язычок на кухню, а там его ждала бабушка, которая приготовила ему вкусные блинчики. Покажем, как бабушка месила тесто («Месим тесто»).  Напекла бабушка блинчики (Упражнение «Блинчик»). С вареньем (Упражнение «Вкусное варенье»). Поел  язычок блинчиков и решил попить чаю из своей любимой чашки ( Упражнение «Чашечка»).  Сказал бабушке «спасибо» и пошёл гулять со своими друзьями. Пошли они качаться  на качелях. Покачались на качелях(«Качели») и решили еще на лошадке покататься («Лошадка»).  Поскакали они в лес. А в лесу орехов видимо-невидимо! («Орешки») Очень хорошо погулял язычок с друзьями! Молодцы, ребята! Убираем зеркала.

Развитие фонематического слуха. 

Логопед . Ребята, давайте поиграем в игру «Поймай звук». Сейчас я вам буду называть разные звуки, а вы хлопните в ладоши  только тогда, когда услышите звук И.

(И,У,И,П,А,И,И,О,Т,У,И,П,А,И.) Молодцы!

  Логопед.  Дети, А теперь мы  будем  «отхлопывать» слова.

На каждый слог-хлопок. Слова – ин-дюк, и-гол-ка, и-кра, и-ней, и-ва.

 Логопед. Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?

Ребёнок:

- Звуки мы не видим.

Логопед:

- Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).

Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).

Выкладывание буквы «И» из палочек,

Для И три палочки возьми.

Две прямо. Третью наклони.

Раскрасьте  букву «И» на листочках.

Чтение слогов.

АУ   УА   ИА   АИ   ИУ  УИ

Назовите  первый звук в слоге, назови следующий звук. Сколько всего звуков?

Какие это звуки?

Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Знакомство со звуком С"

Конспект занятия в старшей логопедической группе Знакомство со звуком [С] и его правильной артикуляцией и произношением. Упражнение в определении места согласного звука в слове....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»

Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- вырабатывать навык четкого произношения звука «у»;-  учить выделять звук «у» из ряда гласных;- формировать умение согласовывать...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»

Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- вырабатывать навык четкого произношения звука «у»;-  учить выделять звук «у» из ряда гласных;- формировать умение согласовывать...

Конспект занятия для детей старшей группы "Знакомство со звуком[У] и буквой Уу."

В конспекте представлены интересные задания, вытекающие одно из другого, позволяющие в увлекательной форме познакомить детей с буквой и звуком У....

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с буквой «З» и звонким согласным звуком [з]».

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте  в старшей группе общеразвивающей направленности. Цель:  знакомство детей  с буквой «З» и звонк...

Конспект занятия в старшей группе на тему: " Звуки [М-Мь]. Буква "М". Домашние животные

План занятия.I   Организационный момент.1. Игра «Отгадай, что это за животное»? Сообщение темы занятия.II   Вводная часть.2.  Артикуляционная гимнастика.3.Упражнен...