ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

кошка, собака,  корова,  коза,  лошадь,  свинья,  овца,  кот, котята,   щенки,   телята,   жеребята,   ягнята,   поросята,

крольчата, бык, козел, конь, баран, табун, стадо.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_zhivotnye.docx783.81 КБ

Предварительный просмотр:

Существительные:

кошка, собака,  корова,  коза,  лошадь,  свинья,  овца,  кот, котята,   щенки,   телята,   жеребята,   ягнята,   поросята,

крольчата, бык, козел, конь, баран, табун, стадо.

Глаголы:

мяукать, лаять, рычать, блеять, ржать, мычать, хрюкать, кормить,   сторожить,   охранять,   играть,   пасти,   плавать,

кормиться,   визжать,   доить,   ласкаться,   кусаться,   пастись, облизывать, подковать, объездить.

Прилагательные:

пушистый,   гладкий,   рогатый,   ласковый,   упрямый, копытные,   молочные,   бодливый,   ловкий,   неуклюжий,

шустрый, игривый, заботливый.

Пальчиковая гимнастика

ПОЧЕМУ НЕ СПЯТ КОТЯТА?

Что случилось у котят?                  (Ритмично сжимают и разжимают пальцы  

Почему они не спят?                                         обеих рук.)

Почему буфет открыли,               (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с    

                                                           большого,   сначала на правой, а затем на  

                                                                     левой руке)

Чашку новую разбили.

Уронили барабан,

Поцарапали диван?

Почему их лапки

Влезли в чьи-то тапки?

С молоком разбили плошку,

Разбудили маму-кошку?

Почему порвали книжку?

Потому что ловят мышку.  (Пальцами изображают коготки -«ловят мышку».)

В. Степанов

 

Пальчиковая гимнастика

ВОСКРЕСНАЯ ПРОГУЛКА

Три крысы в костюмах и шапках из плюша,

Три утки в соломенных шляпках для суши,

Три кошки с вуалью прозрачной и тонкой,

Да три собачонки без тёплой попонки

Пошли на прогулку и встретили свинок,

Двух свинок в шелках с головы до ботинок.

Но скоро ударил раскатистый гром

И все по домам побежали бегом.

С. Маршак          

(Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках

одновременно на каждое название животного.)

(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Координация речи с движением «Пыльная песенка»

Цели: координация речи с движением. Развитие творческого воображения.

        

По полю дорожка  кружит.        (Делают «моталочку» перед грудью.)

По дорожке лошадка бежит.     (Высоко поднимают колени.)

За лошадкой тележка звенит,     (Ударяют ладонями по бокам.)

А в тележке собачка лежит.         (Укладывают ладони под щёку.)

Дорожка скрипит: скрип- скрип.  (Ладони скользят друг о дружку.)

Лошадка бежит: цок-цок.                (Кулаками — тук-тук.)

Тележка звенит: дзынь- дзынь.       (Потряхивают кистями рук.)

Собачка с тележки: гав- гав.      (Делают хватательные движения ладонями.)

А за ними дорожка пылится. (Приседают и медленно поднимаются, делая

                                                     вращательные движения руками.)

А за ними пылища клубится.       (Делают «моталочку».)

И несётся за ними песок            

Через поле и наискосок.        

И дорожка исчезла в пыли.

И лошадка пропала в пыли,

И тележки с собачкой не видно,  

Только слышно, как где-то вдали...  (Прикладывают руки к уху.)

Дорожка скрипит: скрип- скрип. (Ладони скользят.) друг о дружку

Лошадка бежит: цок-цок.         (Кулаками — тук-тук.)

Тележка звенит: дзынь- дзынь.  (Потряхивают кистями рук.)

А собачка с тележки... не лает,   (Удивляются, пожимают плечами.)

Потому что собачка чихает: — АПЧХИ!     («Чихают».)

   А. Усачёв        

Диалог   «КОШКИ-МЫШКИ»

Цели:  развивать   общие   речевые   навыки,   интонационную выразительность речи.

Сказала Кошка Мышке:

-Давай с тобой дружить!

И будем этой дружбой

До смерти дорожить.

-Боюсь, — сказала Мышка, -

Что цель твоя близка,

И будет наша дружба

Предельно коротка!

-Ну что ж! -сказала Кошка. -

Могу тебя понять!

Я вижу, что смекалки

У мышек не отнять!

 С. Михалков

 

Игра «Путаница» («Кто где живет?»)

Цели: развивать слуховое внимание, связную речь.

Ход игры:

Взрослый  предлагает детям послушать предложение и исправить ошибку.

Например:

Кошка живет в конуре. — Кошка живет в доме. Лошадь живет в свинарнике. — Лошадь живет в конюшне.

 

Игра «У кого пропал детеныш?»

Цели:  развивать зрительное внимание,  зрительную память, закреплять названия детёнышей животных.

Ход игры.  На доске выставлены картинки с изображениями животных и их детенышей по парам.  Затем взрослый одну картинку   убирает.  Ребенок   должен догадаться,   какой   детеныш «потерялся»(называя пару «У лошади- жеребенок) и т.д.

 

Игра «Что забыл раскрасить художник?»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (образование притяжательных   прилагательных);   развивать   зрительное  внимание и наблюдательность.

Ход   игры.  Взрослый   предлагает   ребенку рассмотреть картинку,   на   которой   изображены   домашние   животные,   и спрашивает,   кого   нарисовал   художник.   Затем   обращает  внимание  детей на  то,  что у  каждого животного  не  раскрашена   одна   деталь.   Что   не   раскрашено   у   каждого животного?

Например:

У   коровы   не   раскрашены   коровьи   рога.   У   кошки   не раскрашена кошачья лапа. И т. д.

 

Игра «Кто лишний?»

Цели:  развивать   логическое   мышление,   учить   связному монологическому   высказыванию,   закреплять   обобщающие

понятия «дикие животные» и «домашние животные».

Ход игры.  Взрослый выкладывает перед ребенком картинки и предлагает найти лишнее животное. Ребёнок выделяет среди  животных лишнее  (по существенному признаку- принадлежность к группе)и объясняет свой выбор.

Например:

Лиса лишняя, т.к. она -дикое животное, все остальные - домашние.

Игра «Сосчитай-ка»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи,   учить согласовывать имена существительные с числительными.

Ход   игры.  Взрослый   предлагает   ребенку  посчитать домашних животных. Игру можно проводить с мячом.

Например: один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.

 

Игра «Праздник у животных»

Цели:  уточнять  представления  о  том,   чем питаются домашние животные, развивать связную речь.

Ход   игры.  На   столе   предметные   картинки   с   изображением угощений  для   разных животных.  У ребенка - изображения   этих  домашних  животных.  Дети   должны  найти   угощение   для   своих животных.

Например:

У меня коза. Для козы- сено. Коза жует сено.

 

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Котенок

Котёнок был такой прекрасный!

Котёнок был такой несчастный!

На лапках он едва стоял

И так смотрел, и так дрожал

От мягких ушек до хвоста...

Он был, конечно, сирота.

Он мне мяукнул: «Выручай!»

Сказала мама: «Не мечтай».

Он промяукал мне: «Спаси!»

Сказала мама: «Не проси».

Он всхлипнул, заморгал глазами

И перелез на туфлю к маме.

Вздохнула мама: «Как тут быть?»

Я закричал: «Усыновить!»

                                     В. Лунин

 

Подарок

Раскрывается корзинка.

В ней подарок, да какой!

Не игрушка, не картинка —

Пёсик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,

Нос -как пуговка звонка,

Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой тёплой спинкой

Жмётся ласково к ногам...

Не игрушку, не картинку —

Друга подарили нам!

                 М. Стрёмин

 

Словесно-дидактическая игра «Кто самый нужный?»

Цели:  развивать   связную   речь,   учить   связному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ, постараться объяснить,  для чего то или иное животное нужно человеку.

                          Однажды   на   скотном   дворе   разразился   спор.   Домашние животные решали, кто из них нужнее человеку.

-Я самая нужная, - мычала корова,  потому что ...    

-Нет я,- блеяла овца, - потому что...

-А я,- визжала свинья,  потому что...

-Вы про меня забыли! -заржал конь. -Без меня человек не сможет ...

-Спорь, не спорь, - вставила собака. —-Я всё же нужнее ...

А как ты думаешь? Кто из животных нужнее? (Все животные - нужны по-своему.)

 С. Чешева

Текст для пересказа «Кто хозяин?»

Большую чёрную собаку звали Жук. Коля и Ваня подобрали Жука на улице.  У него была перебита лапа.  Мальчики вместе ухаживали за собакой. Жук поправился.  Каждому из мальчиков хотелось  быть   его  хозяином.  Они много  спорили,   кто  хозяин. Спор всегда кончался ссорой.

Однажды шли мальчики с собакой лесом.  Вдруг  выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня   быстро   влез   на   дерево,   а   Коля   схватил   палку   и  бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал овчарок. Лесник спросил мальчика, чья собака. Моя, -сказал Коля.  Ваня промолчал.

 По В. Осеевой

Вопросы:

Как звали собаку? Какая она была?

Где Коля и Ваня подобрали Жука?

Что с ним случилось?

Чего хотелось каждому из мальчиков?

Что случилось однажды в лесу?

Что сделал Ваня? А Коля?

Кто прибежал на шум?

О чём спросил лесник?

Что ответил Коля?

Почему Ваня промолчал?

 Текст для пересказа с дополнительным заданием «Кролик»

Папа купил кролика.  Кролик очень красивый.  У него мягкая серая   шерсть,   длинные   ушки,   короткий   хвост.   Он   сидит   и  быстро-быстро грызет морковку.

Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен

Вопросы:

Кого купил папа?

Как выглядит кролик?

Что делает кролик?

Задание:  Пересказать,   употребляя   слово   «кролик»   во множественном числе.

         

        

  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства

"Наши меньшие друзья" - занятие по  ознакомлению с окружающим миром. Цель -  способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.  Задачи: форми...

Конспект НОД в старшей группе. "Домашние животные" Беседа о домашних животных.

Цель: Закрепление представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение , расширение и активизация словаря . Учить составлять описательные рассказы о домашних животных ...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание, мышление, память, зрит

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные»выполнила воспитатель Новоселова ЛВ Цель:1.   Обогащать и систематизировать словарный запас.2....

"Загадки о домашних животных" по лексической теме "Домашние животные"

Материал может использоваться как в ООд так и в режимных моментах....

План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных»»

Тема недели : (Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных ) с 18.11.19 по 22.11.19Программное содержание: 1. Уточнять и расширять представление о домашних животных. Отмечать и...