конспект НОД по речевому развитию в старшей группе (итоговое)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Александрова Светлана Ло-Чжуновна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей  группе (итоговое занятие)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию в старшей  группе

(итоговое занятие)

Тема: «Наступила весна!»

Цель: Создание благоприятных условий для общения  знаний, умений, навыков, полученных в течение учебного года. 

Задачи:

- уточнить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме;

- упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух;

- упражнять в умении  подбирать антонимы к словам;

- закрепить  умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- упражнять в умении  подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными;

- упражнять в согласовании имени существительного с числительными;

-  упражнять в умении  составлять простые и сложные предложения;

-  побуждать к желанию  поддерживать беседу;

- воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.

  1. Вводная часть.

  1. Организационный момент

На занятии наши глаза внимательно 
Смотрят и все … (видят). 
Уши внимательно слушают 
И всё …(слышат). 
Голова хорошо … (думает).

Каждый день – всегда, везде, 
На занятиях, в игре, 
Смело, четко говорим 
И тихонечко сидим.

Загадка

Прилетают с юга  птицы,

Чернеет снег, бежит ручей.

Капают сосульки с крыши

И подснежники цветут?

Когда это бывает? (Весной)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о весне.

  1. Проблемная ситуация

- Сегодня  утром, я получила письмо от Незнайки. Он очень рад, что наступила весна. Незнайка составил рассказ о весне и просил, чтобы его прочитали вам. Хотите послушать?

«Наступила весна.  У весны три месяца – декабрь, январь, февраль. Затрещали морозы. Прилетели грачи. Река покрылась льдом. Дети надели теплые шубы. Побежали ручьи».

- Ребята, вам понравился рассказ Незнайки о весне?  Почему?  А что напутал Незнайка?

  1. Основная часть

- С каким временем года Незнайка перепутал весну?

- Назовите весенние месяцы по порядку .  (март, апрель, май)

- Нам нужно исправить ошибки Незнайки.

Дидактическая игра «Наоборот»

Снег зимой чистый, а весной … ( грязный)

Зимой дни холодные, а весной … ( теплые)

Зимой солнце тусклое , а весной … ( яркое)

Зимой небо пасмурное , а весной…  (ясное)

-  Ребята, а в любите весну?

Дидактическая игра « Добавь словечко»

- Пришла….(весна)

- Мы ждали….(весну)

- Мы рады… (весне)

- Мы встречали … (весну)

- Мы будем гулять…. (весной)

- Мы поём песни о …. (весне)

- Мы очень рады… ( весне).

- Ребята, давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость приходу весны. Расскажите,  какая бывает весна?

Дидактическая игра «Приметы весны»

На столе перед детьми лежат картинки с изображением весенних явлений.

- Ребята, давайте придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Весной солнце светит ярче, теплее.

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной на крышах домов тают сосульки.

Весной на деревьях появляются зелёные листики.

Весной появляются первые цветы.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

Весной животные просыпаются после зимней спячки.

Весной зайчик, белочка меняют свои шубки.

Весной с юга прилетают птицы.

Весной люди снимают шубы и надевают легкую одежду.

Физминутка «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки (Руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте.)

Сели на карниз. (Сесть на стульчики.)

Шаловливые сосульки (Покрутить руками.)

Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки.)

Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.)

Стали каплями кидаться. (Руками соответствующие движения.)

Две сосульки вниз смотрели (Смотрим вниз)

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)

Кап-кап, дзинь – дзинь.

- Ребята, а что происходит весной с животными? (Животные пробуждаются от зимней спячки) Весной у животных появляются детеныши.

Дидактическая игра «У кого кто?»

- у зайца  (зайчата)
- у лисы  (лисята)
- у белки  (бельчата)
- у волка  (волчата)
- у медведя  (медвежата)
- у ежа  (ежата)
- у оленя   (оленята)

- Ребята, что весной происходит с птицами? (Птицы возвращаются с юга). Давайте посчитаем птиц.

Дидактическая игра «Посчитай-1,2,5»

Один грач – два грача – пять грачей

Один аист – два аиста – пять аистов

Один – журавль  – два журавля – пять журавлей

Одна кукушка – две кукушки – пять кукушек

 

- А что происходит с насекомыми? ( Насекомые просыпаются и начинают выбираться из укрытий).

Дидактическая игра  «Какой звук чаще звучит?»

- Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Зазудел комарик тонко:

З-з-з — поёт он звонко-звонко,

Повторяет много раз

Резвым мошкам свой рассказ.

- Ребята, а кто может назвать первый звук своего имени? Тот, кому я брошу мяч, должен назвать свое имя, выделяя первый звук, а затем назвать первый звук своего имени.

Дидактическая игра «Назови первый звук своего имени» (с мячом)

- Ребята, у нас поссорились весенние слова, нам нужно их помирить. Я  называю слова, вы составляете из них предложение.

Дидактическая игра «Поставь слова по порядку»

- Таять, весна, снег.

- Весна, дерево, набухать, почки, на.

- Люди, скворечник, весна, строить.

- Пробиваются, подснежники, проталинки, на. 

- Ребята, с приходом весны, солнце ярче светит, сильнее греет, все вокруг расцветает, а мы становимся добрее, хочется всех называть ласково.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Ручей – (ручеек)

Солнце - (солнышко)

Гнездо - (гнездышко)

Лист – (листик)

Птица – (птичка)

Дерево – (деревце)

Проталина – проталинка

Сосулька – сосулечка

Трава – травка

Лужа – лужица

Облако – облачко

Ветка – веточка

Дождь - дождик

  1. Заключительная часть.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Что вам больше всего понравилось?

- Ребята, благодаря вам Незнайка узнал много интересного и полезного о весне. Мы нарисуем ему весенние картинки и пошлем свои рисунки ему почтой.

 

Физминутка «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки (Руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте.)

Сели на карниз. (Сесть на стульчики.)

Шаловливые сосульки (Покрутить руками.)

Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки.)

Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.)

Стали каплями кидаться. (Руками соответствующие движения.)

Две сосульки вниз смотрели (Смотрим вниз)

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)

Кап-кап, дзинь – дзинь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Методическая разработка НООД по Речевому развитию в старшей группе "Итоговая викторина по сказкам"

В статье собран и систематизирован большой объём материала для проведения викторины по сказкам в старшей группе детского сада...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Элементы сюжетно-ролевой игры в развитии монолога» (С.Р.И. «Театр»)

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Элементы сюжетно-ролевой игры в развитии монолога» (С.Р.И. «Театр»)...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе "До свиданья, Зима", ОО- речевое развитие

В последние денёчки зимы ребята ещё раз о ней вспомнят и "попрощаются ", поиграв в различные речевые игры....