Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Киселева Ольга Алексеевна

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".

Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил потомкам радость мирной  жизни на своей земле, долг взрослых- передать память об этом подвиге детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

          «Памятники защитникам Отечества»

Цель: 

             1.Закрепить знания детей о том, как защищали страну русские люди в    

              в годы Великой Отечественной Войны, как живущие помнят о них.

             2.Вспомнить какие памятники Петербурга и Москвы напоминают нам

              о героях ВОВ.

              3.Рассказать детям  о Г.К.Жукове; почему ему воздвигли памятник

              4.Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание      

              заботиться о них.

Материал: фотографии героев  и памятников им; репродукции памятников                    защитникам  Отечества, памятника Г.К.Жукову, его портрет.

Репродукции сражений ВОВ, здания рейхстага, над которым развивается знамя нашей страны; фотографиии6 Жуков принимает Парад Победы.

Ход:

В: 9 мая наш народ будет отмечать один из самых любимых праздников.

Что это за праздник? (День Победы)

А кто помнит, что это за победа? Над кем? (над  фашистами)

Да это была очень страшная война, фашисты хотели захватить нашу страну, они хотели, чтобы весь наш народ работал на них. Но у них ничего не получилось. Весь народ поднялся на борьбу с фашистами, даже маленькие дети.

Народ помнит тех, кто защищал нашу страну. Расскажите, что вы помните об их подвигах (рассказы детей с помощью наводящих вопросов воспитателя).

По всей стране воздвигали памятники. Есть они и в Москве и в Петербурге.

- Скажите, где в Петербурге стоят памятники героям войны?

В Петербурге есть комплексы, монументы, посвящённые победе в Великой Отечественной Войне (показ иллюстраций).

- Посмотрите на этот памятник, в каком городе он находится? (памятник Неизвестному солдату в Москве).

- А что это значит- памятник Неизвестному солдату? (ответы детей).

Да, это памятник всем, кто погиб на полях сражения. После тяжёлых боёв солдат хоронили в братских могилах, и не всегда можно было узнать их фамилии. И всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными по всей стране воздвигали памятники.

 Наша Армия победила фашистов.

Во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руководят всеми боями. Во время ВОВ одним из самых талантливых главнокомандующих был Г.К.Жуков (показ портрета).

Там, где он командовал фронтом, армия всегда побеждала фашистов.

В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве.

Тогда назначили командовать нашими войсками Г.К.Жукова и фашисты отступили.

Во время войны было много битв, после которых фашистам приходилось отступать. Очень тяжёлая битва шла за город Сталинград (сейчас Волгоград).

Фашисты разбомбили город почти полностью, но никак не могли его захватить (показ репродукций разрушенного Сталинграда). Если бы они взяли Сталинград, то могли бы победить в этой войне.

Но солдаты боролись за каждый дом, за каждый этаж. Было даже так, что на верхних этажах находились фашисты, а нижние этажи занимали наши. И наши победили. А руководил нашей армией вместе с другими генералами Жуков.

А ещё было очень тяжёлое танковое сражение под Курском (показ фотографий военных лет).

Это сражение опять выиграли наши войска. А руководил сражением также Жуков.

И самый последний бой с фашистами за Берлин, их столицу, тоже возглавлял Г.К.Жуков.

А наши солдаты водрузили флаг нашей Родины над главным зданием Берлина – рейхстагом (показ фотографий).

И народ помнит Г.К.Жукова. В Москве есть проспект Маршала Жукова, а в нашем городе и проспект и улица носят его имя. А на Красной площади в Москве ему поставлен памятник (показ фото).

Скульптор изобразил Жукова на коне.

А как вы думаете, почему же на коне? Ведь в ВОВ применялись танки, артиллерия, авиация (ответы детей, предположения).

Г.К.Жуков принимал Парад Победы на коне (показ фотографий). И скульптор решил изобразить его на коне как победителя.

Вот такая тяжёлая война была у нашего народа!

Сейчас ещё живы те, кто много лет назад воевал, но они уже очень старенькие, многие из них больны или инвалиды. Им трудно даже ходить.

Их называют ветеранами. В день Победы они надевают все свои  военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы (показ фотографий).

У многих у вас прабабушки и прадедушки тоже воевали, кто-то из них ещё жив. Попросите их рассказать о тех годах. Не  забудьте их поздравить с праздником.

Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защищал нашу Родину от врагов. Ветеранам будет очень приятно, что мы все помним о той трудной замечательной Победе.

                     



Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по речевому развитию

               «Блокада Ленинграда»

Цель:

1.Познакомить детей с понятием «блокада»

2.Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества, рассказа, иллюстраций

3.Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего

народа во в период блокады Ленинграда и на протяжении всей ВОВ с

помощью  музыкальных произведений и поэтической литературы.

Материал: аудио произведения («Священная война», «Голос Левитана»),

иллюстрации

Ход:

В: Ребята! Вы сейчас живёте в красивом городе, вы ходите в детский сад,

скоро пойдёте в школу, но не всегда было как сейчас. Война ворвалась в мирную жизнь жителей. Город наш тогда назывался по-другому.

Как, ребята он назывался? (Ленинград).

 А как называли тогда жителей нашего города (ленинградцы).

Город ещё спал, а уже немецкие самолёты сбрасывали на города и сёла бомбы. Утром ленинградцы услышали объявление по радио (включить аудиозапись голоса диктора Левитана)

Началась Великая Отечественная Война. Наступали на нашу русскую землю враги. Это были фашисты. Они хотели всего за 6 месяцев захватить нашу страну, большинство людей убить, а остальных превратить в рабов. Фашисты продвигались очень быстро, подошли к столице нашей Родины.

Как  она называется? ( Москва)

Уже хотели поставить памятник своему вождю в Москве.

Ребята, кто знает: как его звали? ( Адольф Гитлер)

Они привезли с собой даже гранитные плиты и блоки. Но Москва не сдалась. Фашисты решили стереть с лица земли ещё один город- Ленинград. Они и подошли очень близко к городу. Их было в 3 раза больше, чем русских. На защиту города встал каждый, кто здесь жил и работал. Все мужчины были на фронте, а в городе остались женщины, старики, дети. Женщины рыли окопы, это было нелегко.

Ребёнок: « И женщины рыли толпою

                   Окопы о близких шепча.

                   Лопатой и ржавой киркою

                   В тяжёлую землю стуча.

С воздуха вражеские самолёты бросали бомбы, стреляли пулемётным огнём. Было очень страшно (включить аудиозапись «сирены»)

Вокруг города вырыли рвы, ставили заграждения, чтобы враг не прошёл. Помогали армии все, кто мог. На заводах и фабриках делали снаряды, танки. Работали и дети до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра на заводе, чтобы утром опять продолжать работу.

 Посмотрите ,когда улетали фашистские самолёты- сколько убитых людей оставалось на поле.

А вот у этой девочки (показ фото) убили фашисты маму. Девочка ещё не знает, что мама убита. Она плачет и просит о помощи. Таких детей потом отдавали в детский дом.

Город бомбили всё чаще и чаще. Люди прятались в специальных помещениях под землёй,  где можно было укрыться от бомбёжки.

Кто мне назовет - как они назывались? (бомбоубежища)

Включали метроном, если он звучал ровно - значит всё было тихо, а если он звучал часто- тогда это было предупреждение о том, что надо спуститься в бомбоубежища. (включить аудиозапись метронома)

Фашисты обрушили на наш город бомбы и снаряды, уничтожили обозы с продовольствием, которые присылала вся страна.

А люди продолжали упорно работать, молча хоронили погибших, замерзали в нетопленных домах. Хлеба не хватало. Не было угля, дров. Остановились  трамваи. А зима была очень суровой. Началась цинга. Не было воды. Стёкол в домах не было, они были выбиты от обстрелов. Улицы завалены снегом. За водой брели старики, женщины, дети к Неве, Фонтанке (показать фото).

Каждый день враг бомбил город. Иногда целый день.

Женщины обходили дома, подбирали на улицах обессиленных людей.

От голода в городе умерло 600 тысяч ленинградцев. Съели всё клей, опилки, сосновые веточки (рассмотреть сосновую ветку).

Женщины и дети за своих братьев делали снаряды, отдавали свою кровь раненым.

Больно было смотреть на военных детей (показ фото) – суп они съедали за 1 минуту. Кашу намазывали на хлеб, а крошки собирали и клали в спичечные коробочки, чтобы съесть чуть позже, как конфетку.

Немцы окружили наш город и решили уморить народ голодом. И только маленькая полоска земли оставалась не захваченной. Вот по этой дороге и

везли в наш город хлеб, муку, боеприпасы через Ладожское озеро (показ вкладышей). Какие военные профессии вы знаете? (ответы детей)

900 дней страдал мужественный город.

И вот, ребята, в такое тяжёлое время, когда враг, стоя у ворот города и уже хотел праздновать победу, ленинградцы подготовили концерт.

Истощённым людям не хватало тепла. Вдруг диктор объявил: сейчас вы услышите симфонию  Шостаковича. Эта музыка родилась в нашем городе  (включить аудиозапись симфонии Шостаковича).  

И наши бойцы, услышав эту музыку, ещё сильнее ударили по врагу. И полностью освободили наш город от блокады, но до полной победы было ещё далеко.

Умерших во время блокады правительство решило похоронить на Пискарёвке, сделав там кладбище (показ фото). А 9 мая 1960 года открыли  памятник защитникам города (показ фото).

Там также есть музей, где хранятся фотографии, карты боёв и страшный дневник 9-летней девочки- Тани Савичевой (показ фото). Эта девочка жила в нашем городе. От голода у неё умерли дядя, мама, бабушка и все родственники. Она всё записывала: « Умерли все, осталась одна Таня»

Жизнь этой девочки была очень короткой, её вывезли из города, но спасти не удалось. В деревне сейчас стоит её памятник.

Вы знаете, как себя надо вести на кладбище? (ответы детей)

На кладбище нельзя шалить, громко разговаривать. Люди стоят молча у братских могил перед безымянными героями. Ленинградцы похоронены на

разных кладбищах, но больше всего на Пискарёвском.

Показ иллюстраций: Вот Родина мать - прекрасная, мужественная, скорбящая, в руках венок из дубовых листьев.

После войны установили памятник - «Разорванное кольцо» и памятник детям, погибшим в блокаду- Цветок жизни.

Много памятников героям, погибшим в войне и в других странах - вот памятник Советскому Солдату с девочкой спасённой на руках. В Болгарии такой памятник называется ласково «Алёша» (включить аудиозапись песни «Алеша»)

Многих блокадников уже нет в живых, а те, кто был ребёнком во время блокады- сегодня уже бабушки и дедушки. Все они награждены орденами , медалями. А нашему городу присвоено звание города-героя.

27 января к нам придут в гости блокадники. Сейчас для них мы сделаем поздравительную открытку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Лето"

Данное занятие по речевому развитию детей в старшей группе...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. «Друг познается в беде»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.«Друг познается в беде»           Цель: формировать знания детей об дружбе.Задачи: 1...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...