Дидактический игры - развиваем речь ребёнка.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_k_teme.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры к теме « Слова - предметы»

« Найди лишнее слово»  

Цель: учить выделять в речи слова, обозначающие предметы.

Примерный речевой материал:

кошка,портфель,девочка,желтый,солнце;

ручка,помидор,гуляет,ковер,собака;

лошадь,муха,учится,велосипед,журнал;

рыба,дети,веселый,лягушка,кукла.

«Кто это? Что это?»

Цель: учить правильной постановке  вопросов к словам,обозначающим предметы.

 

Оборудование: два листа  формата А3 с изображением предметов, отвечающих на вопросы «Кто это?», «Что это?»; картинки с изображением предметов.

«Найди предмет, поставь вопрос»

Цель: учить правильной постановке вопросов   к словам, обозначающим  предметы.

Оборудование:сюжетные картинки; магнитные фишки

На доске укрепляется сюжетная картина. Надо ее хорошо рассмотреть. Может быть 3 варианта   игры:

 

  1. дети называют предмет, ставят к нему вопрос;
  2. сначала называют все предметы, отвечающие на вопрос»Кто это»,

затем на вопрос « Ч то это?»

  1. для предметов,обозначающих слова, отвечающие на вопрос «Кто это?» - красная фишка, на вопрос «Что это?» - синяя магнитная фишка.

Играющие выходят к доске, называют предмет, ставят к нему вопрос и на его изображение укрепляют нужную фишку. выигрывает тот, кто набрал больше фишек- очков.

«Лото»

Цель: закреплять умение правильно ставить вопрос.

Оборудование: карточки с изображением предметов, фишки.

Детям раздаются карточки, поделенные на четыре квадрата, и фишки.В квадратах изображены предметы.

1 вариант. На карточке изображены три предмета, отвечающие на вопрос «Кто это?» и один предмет, отвечающий на вопрос»Что это?» .

Играющие должны закрыть фишкой лишнюю картинку.

2 вариант. На карточке изображены три предмета,отвечающие на вопрос:

«Что это?» и один предмет – «Кто это?»

Играющие должны закрыть лишнюю картинку.

Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.

« Один – много»

Цель: учить образовывать форму мн. ч. существительного от ед. ч. и наоборот.

Оборудование: мяч.

Играющие становятся в круг. В центре круга – ведущий

« Большой – маленький»

Цель: учить образовывать слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

Оборудывание: предметные картинки.

1 вариант. На доске укреплены картинки с изображением предметов. На столах у играющих предметные картинки с изображением маленьких предметов. Дети должны назвать свои картинки с уменьшительным суффиксом.

2 вариант. Наоборот.

3 вариант.На доске предметные картинки. У играющих картинки с изображением больших и маленьких предметов. Они выходят к доске и укрепляют свои картинки слева и справа от основной картинки и называют их.

Лапка –лапа лапища.

Второй способ.

Оборудование: пары карточек :ковер – коврик и т.д.

   Дети делятся на две команды и рассаживаются в первый и второй ряд.У игроков, сидящих на первом ряду, карточки с изображением предметов, у игроков во втором ряду такие же карточки, только маленького размера. дети из первого ряда по порядку называют свои карточки, дети второго ряда – пару данного предмета, но с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

«Мой? Моя? Мое?»

Цель: уметь определять род им. сущ.Соотносить слово с вопросом.

Оборудование: предметные картинки м. ж. и ср.рода.

Играющим раздаются предметные картинки м. ж. и ср. рода. Ведущий говорит:»Он мой» Играющие по порядку поднимают карточку с предметом муж. рода и называют ее и т. д. Показанную карточку откладывают. Если в конце игры карточек  не осталось, то играющий показал все карточки правильно.

«Вредина»

Цели: расширять словарь, учить подбирать слова противоположные по значению.

Оборудование: «волшебная палочка».

Ведущий называет слово и передает в. палочку играющему.Ребенок должен назвать слово, противоположное по значению, и отдать палочку ведущему.Если ответ неправильный, ведущий палочку не забирает, а неправильно ответивший выбывает из игры. Выигрывают те, кто остался к концу игры.

«Наоборот»

Цели: расширять словарь,учить подбирать слова, противоположные по значению.  

Оборудование: предметные картинки со словами- антонимами.

На доске в ряд укреплены предметные картинки. На столе у ведущего перевернутые картинки, Играющие по очереди берут картинку, называют ее и находят на доске картинку, обозначающую слово, противоположное по значению, и под ней  укрепляют свою картинку.

«Загадку отгадай- два слова – угадай»   

Цели: активизировать словарь;  обучать анализу и синтезу в работе над словом.

Ведущий предлагает угадать загадки и определить, какие два слова спрятались в одном. Правильно ответивший получает фант.

Примерный речевой материал

Важно по морю плывет

Трехэтажный…( теплоход)

Он с хвостом резиновым

С желудком  парусиновым.

Как загудит его мотор,

Он глотает пыль и сор.( Пылесос)

 

Этот глаз – особый глаз,

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

«Закончи слово»

Цели: активизировать словарь, обучать анализу и синтезу в работе над словом.

Ведущий называет два слова, а дети -  слово , которое должно получится.

Правильно ответивший получает фишку.

Примерный речевой материал

Лес рубит – лесоруб; лед колет – ледокол; сам катит – самокат; сам варит – самовар; сам летит – самолет; мясо рубит – мясорубка.

«Лишнее слово найди, почему – объясни»

Цели: активизировать словарь; учить объяснять значение родственных слов.

Ведущий называет ряд родственных слов, а играющие  определяют лишнее.

Примерный речевой материал

Гора, гористый, горе, горка.

Сад, садовый, сода, садовник .Осина, оса, подосиновик, осинка.

«Самое длинное слово»

Цели: расширять словарь; развивать навык самообразования.

Оборудование: предметные картинки.

На доске предм. картинки ( например – дом, сад, лес) Дети должны превратить эти короткие слова в длинные. выигрывает тот, кто назвал самое длинное слово.

Примерный речевой материал

Сад – садик – садовый – садовник – приусадебный.

Дом – домик – домашний.

Лес – лесок – лесной – лесник – лесничество.

«Найди пару»

Цель: обогощать словарный запас многозначными существительными.

Оборудование: предметные картинки.

На доске укрепляются предметные картинки. На столе находятся парные картинки. Играющие по очереди берут картинку, укрепляют рядом с парной картинкой с таким же названием.

Примерный речевой материал

Труба: музыкальный инструмент, печная; шляпка: женский головной убор,часть гриба;ящик: почтовый, посылочный; спинка: часть стула, часть тела.

«Лесная школа»

Цель: учить согласовывать имена сущ. с числительными, активизировать словарь.

Оборудование: фигурки с изображением детенышей диких животных.

На наборном полотне или на магнитной доске расставляются фигурки              с иображением детенышей диких животных. Играющим нужно посчитать и назвать животных, например: пять медвежат, два бельчонка и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей на тему Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА

Мы  предлагаем  сценарий  круглого  стола  на  тему  "Я  говорю,  играю,  или  как  развивать  речь ребенка".  При  проведени...

Дидактические игры «Развиваем речь детей»

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во...

«Играя, развиваем речь ребёнка

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Важное значение имеет ра...

Играя, развиваем речь ребёнка

картотека игр для развития речи детей от 3-х до 5-ти лет...

Консультация для педагогов «Учимся играя, развиваем речь ребёнка»

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всег...