Творческий проект в старшей группе «Что такое синквейн? И как его составлять?»
проект по развитию речи (старшая группа)

Юлия Анатольевна Бадлуева

Современная технология синквейн для развития речи старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_2.1.1.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Березка»

Творческий проект

в старшей группе

«Что такое синквейн? И как его составлять?»

Воспитатель: Бадлуева Ю.А.

п. Усть-Ордынский

2023 г.

Паспорт проекта

Тема проекта

Что такое синквейн? И как его составлять?

Участники проекта

Дети старшей группы, родители, Воспитатели

Вид проекта

творческий

Дата реализации

Ноябрь 2023 года

Идея (актуальность)проекта

В ходе проведенного мониторинга, бесед, наблюдений за детьми, мы отметили, что дети воспроизводят рассказ педагога с изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что дети повторяют только что услышанное. Поэтому нами было предложено детям поиграть в синквейн, Дети не знали этот метод, В ходе совместных обсуждений решили, что узнаем что это такое?и научимся его составлять.

Цель проекта

создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста  способности самостоятельно составлять и рассказывать синквейны

Проблемный вопрос

Где найти информацию о синквейне? Как его составлять? Что нужно для синквейна? Где и кому можно продемонстрировать полученные умения?

Задачи проекта для детей

• Расширить словарь детей посредством знакомства их со значением слова синквейн;

• развивать способность резюмировать информацию; умение излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.

• способствовать обогащению знаний у детей старшего дошкольного возраста о составлении нерифмованного стихотворения с помощью просмотра графической схемы синквейна и через знакомство с условными обозначениями слов для составления синквейна;

• воспитывать умение у детей культурно излагать свои мысли через составление и рассказывание синквейнов

Задачи проекта для педагогов

Систематизировать и обогащать словарный запас детей  старшего возраста по изучаемым

лексическим темам;

Активизировать познавательную деятельность дошкольников;

Формировать предпосылки поисковой деятельности;

Развивать грамматически правильную фразовую речь, ассоциативное и наглядно – образное мышление, внимание, воображение детей.

Разработать наглядный алгоритм составления синквейна;

Организовать и провести совместные мероприятия творческого характера для объединения усилий семей и педагогов в формировании у детей языковой компетентности.

Задачи проекта для родителей

Познакомиться с методом «Синквейн», её значением на формирование у детей всех компонентов речи;

Повысить уровень знаний и практических умений по данному вопросу с использованием печатных источников, телевидения и интернета;

Научиться составлять синквейн.

Продукт проекта

Изготовление творческого продукта – сборника синквейнов, иллюстрированного детьми.

Итоги проекта

Демонстрация практических умений составлять синквейн в образовательной деятельности по речевому развитию.

Реализация проекта

Дата

Мероприятия с детьми

Работа педагога

Работа  с родителями

результаты

1 неделя ноября

1.Знакомство и обогащение  словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение».

2.Знакомство детей со значением слова синквейн (слово «синквейн» означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

3.Знакомство детей с правилами его составления:

- 1строчка - одно существительное (Кто? Что?);

- 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное (Какой? Какая? Какое? Какие?);

- 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного (Что делает? Что делают?);

- 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное (Что ты думаешь об этом предмете? Как ты  относишься к этому предмету?);

- 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному (Кто? Что? Назови одним словом).

Составление картотеки дидактических игр и упражнений.

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

2.Изготовление папки-передвижки «Синквейн-что это такое»

Дидактические игры и упражнения:

- «Кто больше подберет  слов к существительному (признаки предмета или живого существа, действия предмета или живого существа)»,

- «Подбери слово» (синоним),

- «Выбери подходящее слово» (синоним из предложенных, признаки, действия),

        -«Покажи картинку-символ»

(живое существо – неживой предмет)

- «Какой он? Какая она? Какое оно?»

(признаки предмета)

-«Опиши предмет»

(слова-предметы, слова-признаки)

Поиск с использованием печатных источников, телевидения и интернета о том, что такое синквейн

Дети познакомились с понятием «синквейн», с правилами его составления.

Педагоги вместе с детьми составили план реализации проекта.

Родители совместно с детьми нашли информацию о синквейне.

2 неделя ноября

4.Знакомство детей с наглядно-графической схемой составления синквейна.

3.Составление памятки для родителей по составлению синквейна.

- «Отгадай загадку» (назвать несколько признаков предмета и предложить угадать, что это; то же самое с  действиями предмета),

- «Придумай загадку» (подбор признаков предмета, действий предмета),

- «Закончи предложение».

Игра-соревнование между командами

1.     Привлечение родителей к составлению синквейнов в семье

Дети научились  работать и составлять наглядно-графическую схему.

Педагоги и родители умеют

обсуждать и рисовать с  детьми графические модели синквейна.

3 неделя ноября

Рассказывание синквейнов детьми о объектах и предметах окружающего мира по лексическим темам в процессе групповых занятий и режимных моментов.

Рисование иллюстраций к синквейнам.

Создание стендовой консультации для родителей на тему: «Влияние дидактической игры синквейна на уровень развития творческих способностей, мышления и речи».

Совместные игры с детьми дома

«Кто больше придумает синквейнов».

Совместная продуктивная деятельность – рисование иллюстраций к синквейнам.

Дети умеют рассказывать об объектах  и предметах окружающего мира с помощью синквейна.

Умеют делать зарисовки к синквейну.

4 неделя ноября

   Составление и защита сборника синквейнов, иллюстрированного детьми.

Педагог готовит детей к презентации, обсуждают и составляют детские иллюстрации в сборник.

Родители оказывают помощь в составлении сборника, обсуждают с детьми оформление.

Дети умеют презентовать свою работу

 

 Методическое обеспечение

1. Бородич А. М. Методика развития речи. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981.

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ, 2005.

3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

4. 4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985.

5. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968.

6. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009.

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. 5-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2011 г.

8. Современные технологии дошкольного образования/ Лариса Круглова.- Москва, 2022. – 224 с.: цв.ил.

 

Приложение 1. Памятка «Синквейн, что это такое и как его использовать»

Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хокку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Например:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

Синквейн, как и хокку, несет определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.

Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.

    Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас.  Развивающая работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.

Дети знакомятся с понятиями «слово»:

• «слова-предметы»

• «слова-предметы неживые»

• «слова-предметы живые»

• «слова-признаки»

• «слова-действия»

Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Работа строится по определенной схеме:

1. Называние слов-предметов живых.

2. Называние слов-предметов неживых.

3. Постановка вопросов к каждому слову:

Кто это?

Что это?

Какой? Какая? Какие?

Что делает?

Что делал (а)?

4. Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет – летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает)

5. Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)

6. Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце,  яркое, светит) после того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова, их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.

7. коррекция и совершенствование готового синквейна;

8. анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.

Правила составления синквейна:

• Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).

• Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

• Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

• Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

• Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

 

 

 

 

 

Приложение 2. Дидактические игры и упражнения.

1.     «Подбери слово» (подбор синонимов).

Цель: способствовать пониманию разных значений многозначного слова, приучать вдумываться в смысл употребляемых слов, помочь употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит». Спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» - как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».  

        Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по – другому?» (Летят, кружатся, сыплются.) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как ещё можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой.)

        

2.     «Узнай предмет по описанию»

Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры: Взрослый называет признаки предмета - Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это?  Дети отгадывают : Береза.

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

 

3.     Игровое упражнение «Кто как ест?»

Цель: акцентировать внимание детей на действия живых существ, на действия с предметами.

Ход игры: взрослый спрашивает: как ест кошка? собака? корова?  Курица и т.д. (Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.)

Вариант: «Какие звуки издают разные птицы?»,

Вариант:  «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

 

4.     «Придумай загадку»

 

Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры:

Вначале загадывает предмет педагог, дает образец, а затем дети.

5.     «Магазин»

Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры:

Дети «покупают» игрушки, картинки, оплачивая описанием предмета (назвать несколько признаков, различные действия  с предметом).

6.     «Слова – друзья»

Цель: упражнять в  подборе слов – синонимов

Ход игры: Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

 

7.     Игровое упражнение «На что похоже?»

Цель: развивать образное мышление.

Ход игры: взрослый предлагает детям  подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на

 

8.     Игровое упражнение «Новые слова»

Цель: учить детей подбирать определения к словам – существительным.

Зимой холодно, значит зима какая? Зимой много снега, значит, как можно сказать какая зима? У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

У  мальчика длинные ноги  - длинноногий

9.     «Что бывает легким» (холодным, тяжелым, блестящим и пр.)

Цель: активизировать словарный запас.

Дети по памяти называют легкие, холодные, тяжелые, блестящие, металлические , бумажные, пластмассовые и т.д.  предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект для детей старшей группы. «Что такое Новый год?»

Актуальная значимость проекта:  Анализируя знания детей группы о новогоднем празднике, выявлено, что они не знают об истории появления этого праздника, не имеют представления о праздновании Новог...

Познавательно - творческий проект в старшей группе "Что такое Новый год"

Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети и родители не совсем знакомы с историей Новогодней елки и праздника «Новый год», его тра...

Познавательно-творческий проект для детей старшей группы. «Что такое Новый год?»

Анализируя знания детей группы о новогоднем празднике, выявлено, что они не знают об истории появления этого праздника, не имеют представления о праздновании Нового года в других странах. Представлени...

Познавательно-творческий проект старшая группа «Что такое Новый год?»

Цель: Расширять представления о любимом зимнем празднике – Новом годе. Задачи: 1. Расширить знания детей о праздновании Нового года в России.2. Познакомить детей с обычаями и трад...

Познавательно-творческий проект в старшей группе "Что такое Новый год?"

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...