Картотека дидактических игр по речевому развитию
картотека по развитию речи (старшая группа)

Янковская Мария Анатольевна

Данная картотека содержит игры для:

1. Развития связной речи

2. Формирования грамматического строя речи

3. Развития словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_rechevomu_razvitiyu.docx630.37 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие словаря

(Старшая группа)

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»


Цель: Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. 

Ход игры  Вариант 1: Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. 
Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. 
Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. 
Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. 
Взрослый: деревья; 
Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д.

Вариант 2:
Взрослый называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. 
Взрослый: огурец, помидор, репа.
Ребенок: овощи.

Игра «Кто, чем занимается?»


Цель: Закрепление знаний детей о профессиях, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. 


Ход игры: Вариант 1. Никогда мы не забудем, что умеют делать люди. 
Бросая или прокатывая мяч ребенку, воспитатель называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. 
Воспитатель: строитель 
Ребёнок: строит; 
повар (варит (готовит)); 
носильщик (носит); 
чертежник (чертит); 
рабочий (работает); 
уборщица (убирает);
художник (рисует) и т.д. 
Вариант 2. Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (продает - продавец). 

Игра «Добавь слово»

Цель: Развивать словарный запас, память, внимание.

Ход игры: Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

Игра «Признаки слов»

Цель: Развивать словарный запас, логическое мышление.

Ход игры: Ребенку говорят:  «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром - ?; ветер - ..., а снег - ...; дождь -…, а солнце - ... При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

Игры на формирование грамматического строя речи

(Старшая группа)

        http://8liski.detkin-club.ru/images/custom_2/20_124578_5ec305cb58344.jpg

Игра «Вот, какой домик»

Цель: Формировать навыки словообразования с использованием суффиксов «ик», «ишк», «ище», развивать умение строить слова грамматически правильно. Тренировать творческое воображение, развивать мыслительные процессы.

Материалы: Карточки с изображением маленького домика, среднего дома, огромного дома. Кроме того, на столе должны иметься карточки с рисунками того, что находится в доме: телевизор, стиральная машина, компьютер, холодильник, кастрюли и т.д.

 Ход игры: Перед детьми раскладываются карточки с изображением домов разной величины. Воспитатель просит назвать предмет и показывает на дом. Если ребенок отвечает просто: «Это дом», воспитатель должен уточнить, чем различаются между собой дома, можно ли сказать, что маленький дом – домик? Как можно назвать одним словом большой дом? (домище). А маленький домик? (домишко). Потом плавно следует перейти к предметам, которые находятся в доме. Покажите ребенку предмет, а он по аналогии пусть называет. Например: ложка – ложечка, кровать — кроватка, книга – книжечка.

Игра «Один - много»

Цель: Формировать навыки словообразования, развивать умение строить слова грамматически правильно.

 Ход игры:  «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши».

Слова для игры:

Книга         ручка          лампа         стол            окно

город          стул            ухо             брат            флаг

ребенок      человек      стекло        трактор       озеро

имя             весна          друг            семя            арбуз

 «А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один».


Игра «Накорми животное»

Цель: Закрепление форм дательного падежа

Материалы: Картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.

Ход игры: Взрослый: Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?

(Демонстрация двух видов картинок: 1 ряд - животные, 2 ряд – еда для животных).

Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.

ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

Зебре – траву. Или: Трава - зебре. И т. д.

Игра «Добавь слова»

Цель: Научить составлять распространенные предложения.

Ход игры: «Сейчас я скажу предложение.  Например,  «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

Игра «Зачем нам эти вещи»

Цель: Научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.

Ход игры: Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить,  для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

Игры на развитие связной речи

        (Старшая группа)

http://9liski.detkin-club.ru/images/custom_2/ycccfeockcm_5ee9da21bb1dd.jpg

Игра «Подобрать слова - признаки»

Цель: Развитие связной речи, формирование навыков согласования прилагательных с существительными.

Ход игры: Задавать детям вопросы:

 - ЗИМА какая? (морозная, снежная, холодная, ветреная, злая, ранняя и т. д).

 - ЛЕС какой (большой, зеленый, красивый, густой, прекрасный, богатый и т.д.)

 - ЯБЛОКО какое? (вкусное, сладкое, зеленое, гнилое, спелое, аппетитное и т.д.)

 - ЧЕЛОВЕК КАКОЙ? (добрый, злой, больной, голодный, радостный, грустный, ленивый, работящий, аккуратный, вежливый, заботливый, любящий, нежный.)

Игра  «ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Цель игры: Развитие связной речи, формирование умения образования относительных прилагательных.

Ход игры: Воспитатель приводит пример образования относительных прилагательных:

«Суп из гороха — гороховый, Сок из яблок — яблочный».

Далее предлагает детям попробовать:

Варенье из слив, какое варенье? Ответ детей — сливовое.

Салат из свеклы – свекольный.

Стол из дерева — деревянный.

Ложка из металла – металлическая.

Стакан из стекла – стеклянный.

Кораблик из бумаги – бумажный.

Шуба из меха – меховая.

Суп из фасоли – фасолевый.

Сок из апельсина – апельсиновый.

Платье из шелка — шёлковое.

Игра «Опиши предмет»

Цель: Развитие связной речи

Ход игры: Воспитатель предлагает по предложенной схеме описать педмет

 1. ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ.

Название—Форма—Цвет—На ощупь—На вкус.

Н-р: Лимон по форма овальный, по цвету желтый, на ощупь твердый, на вкус кислый.

2. ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.

(молочные, мясные, мучные, рыбные.)

Название— Форма—Величина—На ощупь—Из чего сделана—На вкус.

Н-р: Сыр — Прямоугольный—Маленький—Мягкий—Из молока—Соленный.

3. ЖИВОТНЫХ.

Название— Как называется дом —Чем питается—Как называют детеныша—Связь с Человеком.

Н-р. Собака — живет в будке, питается мясом, детенышей называют щенятами, живет рядом с человеком и охраняет его дом.

4. ПРОФЕССИИ.

Название – Место работы – Что делает – Какой предмет необходим для работы.

Н-р: Учитель – работает в школе, учит детей, ему нужны ручка, указка, мел.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель игры: Развитие словаря и связной речи, усвоение окончаний существительных в дательном падеже.

Материалы: Картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, сладостей.

Ход игры: Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает какая капуста и кто её любит кушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

Картотека дидактических игр по речевому развитию

Картотека дидактических игр по речевому развитию...

Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова.

Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова...

Картотека дидактических игр для речевого развития в старшей группе.

Дидактические игры для речевого развития в старшей группе....

Картотека дидактических игр по речевому развитию для средней группы

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей средней группы                            ...

Картотека дидактических игр по речевому развитию

Картотека дидактических игр по речевому развитию( младший дошкольный возраст)...

Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию

Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию...