04.05.2024 г. Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Наталья Сергеевна Безик

для использования в работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение

элементам грамоты

детей старшего дошкольного возраста

           Подготовила учитель – логопед

Безик Наталья Сергеевна

 Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ), но петь их нельзя.

Согласные звуки могут быть ТВЕРДЫМИ (обозначаются синим цветом – например, М) и МЯГКИМИ (обозначаются зеленым цветом – например, М’). Так же, согласные звуки могут быть звонкими или глухими, в зависимости от участия голоса (приложить ладонь к горлу: С – З).

 

Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте:

1. Развитие зрительного восприятия и внимания.

- выкладывание фигуры из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию;

 - выкладывание фигур из геометрических форм, разных по размеру, вырезанных из цветного картона;

- выкладывание разрезных картинок из частей (трех, четырех, пяти).

2. Развитие слухового восприятия и внимания.

- упражнения в различении неречевых звуков:

«Угадай, на чем играю». Предложите отгадать звук погремушки и бубна, барабана и молоточка и т.п. (до 5 – 7 предметов).

«Шумящие коробочки». Детям предлагается найти две одинаково звучащие коробочки, наполненные различными материалами.

- упражнения в различении речевых звуков:

Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и». Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку.

3. Деление слов на слоги.

- отхлопать в ладоши или протопать слоги в словах ли-са, ма-ши-на, ку-би-ки, кот, мяч, ба-ра-бан.

- составить слова из слогов: Если сказать СА, а потом НИ, что получится? САНИ.

4. Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.

- закрашивать предметы, не выходя за контур;

- проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;

- обводить рисунок по точкам;

- штриховать в разных направлениях;

- обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.

5. Звуковой анализ и синтез.

«Поймай звук»

Взрослый произносит набор разных звуков. Например: А, К, Р, О, У, И, Т, М, С и т. д. Детям нужно хлопнуть в ладоши, если они услышат гласный звук.

«Кто больше?»

Придумать как можно больше слов, начинающихся на заданный звук. Например, на С: слон, собака, сапоги, санки, солнышко, самокат и т. д.

«Звуковые цепочки»

Ребенку нужно расставить картинки или придумать слова так, чтобы название следующего слова начиналось с последнего звука предыдущей картинки (слова):

МАК – КОШКА – АИСТ – ТАПКИ и т. д.

«Слова рассыпались»

«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно): к-о-ш-к-а, р-у-к-а, с-л-о-н.

6. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение чтению слогов, слов.

  • При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова.
  • Предложите ребенку составить слоги, слова из разрезной азбуки из букв:
  • составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;
  • составление и чтение обратных (закрытых) слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;составление и чтение прямых (открытых) слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;
  • составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.
  • составление и чтение предложений.
  • Упражняйте ребенка в преобразовании слогов (ак – ап, му – пу), слов с помощью замены букв (сок – сук), удалении или добавлении буквы (уха – муха), составлении слов из рассыпанных букв (о, т, к – кот).

 Ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению:

  1. Разделение буквы и звука.

Прежде чем показать ребенку букву, например М, следует научить его слышать звук [м] в слогах, словах. Не смешивайте, пожалуйста, понятие звук и буква, когда учите ребенка читать.

2. Изучение букв с помощью алфавита с картинками.

Заучивание букв с помощью картинок надолго создает в детском сознании устойчивую связь буквы и привязанного к ней изображения.

3. Обучение чтению по буквам.

Ребенок сначала называет буквы слога М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Сталкиваясь с длинным словом, ребенок забывает, какой звук был им произнесен в начале.

4. Для звукового анализа для дошкольников отбираются слова, которые по написанию не расходятся с произнесением (недопустимо, например, для звукового анализа брать слово «КОЛОБОК»).

5. Чтение «нанизыванием» букв.

Ребенок прочитывает каждую букву отдельно, вместо того, чтобы произнести слоги один за другим. Например, «М-А-Ш-И-Н-А» вместо «МА-ШИ-НА».

5. Отсутствие контроля понимания при обучении чтению.

Ребенок читает механически, не воспринимая смысл прочитанного. Произнося слог за слогом, он не осознает значение получившегося слова.

Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе).

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста

Отчет-презентация о работе по самообразованию на тему "Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста"...

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.Задачи:1.     Дать теоретические представления об этапах работы п...

«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»

В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...

Конспект НОД по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста «Согласный звук [П], [П’].Буква П»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Буквы являются графическим си...

«УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ С БУКВАЕЖКОЙ» АВТОРСКИЙ СБОРНИК ИГР КАК СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Действительно речь является основанием для...