Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»
план-конспект занятия на тему
Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.
Задачи:
1. Дать теоретические представления об этапах работы по обучению грамоте в специализированном детском саду.
2. Упражнять в выполнении практических заданий по звуко – слоговому и буквенному анализу слов.
Оборудование: раздаточный материал: фишки – звуки; схемы слова, азбуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7._trening_dlya_roditeley_2014_god.docx | 63.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сургутская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад I, V вида
Тренинг для родителей
Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»
Учитель – логопед старшей группы №2:
Борзова Т.М.
Сургут 2014
Тренинг: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.
Задачи:
- Дать теоретические представления об этапах работы по обучению грамоте в специализированном детском саду.
- Упражнять в выполнении практических заданий по звуко – слоговому и буквенному анализу слов.
Оборудование: раздаточный материал: фишки – звуки; схемы слова, азбуки.
Ход тренинга:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня на родительском собрании будет проведён тренинг, в ходе которого Вы вспомните, как правильно выполнять звуко - слоговой и буквенный анализ слов.
Мне важно в коррекционной работе сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. В этом и будет заключаться цель тренинга.
I. Теоретическая часть.
Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны. Без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не может правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединять вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.
Чтобы овладеть навыками чтения – знать буквы алфавита недостаточно, необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух, уметь слышать и выделять звуки в словах, владеть навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Вот с этого и начинается наша работа по обучению грамоте.
Исходя из диагностического мониторинга, проводимого в начале каждого учебного года, пришла к выводу, что готовности к обучению грамоте мешает характер нарушений, который указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Без специального коррекционного воздействия дети не научатся различать и узнавать на слух фонемы, анализировать звуко-слоговой состав слов, что может привести к затруднениям при овладении навыкам чтения, поэтому, запланированную работу мне пришлось разделить на три этапа:
1 этап – Развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи.
2 этап – Развитие навыков звуко-слогового и буквенного анализа и синтеза.
3 этап – Чтение и печатание слогов, слов, предложений.
В нашем специализированном детском саду обучение грамоте начинается постепенно размеренно со средней группы. Это значит, что все буквы русского алфавита будут изучаться дробно: в средней группе звуки и буквы А,О,У,И, Т, П, Н, М, К. В старшей группе Б, Д, Г,Ф, В, Ы, С, З. В подготовительной группе Й, Е, Е, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
Общепринятая в России аналитико-синтетическая методика обучения чтению опирающаяся на теоретические и практические разработки К.Д.Ушинского, Д.Б.Эльконина давно зарекомендовала себя как надежный и эффективный способ. Используя эту методику, я поняла, что она успешно работает тогда, когда ребенок достиг высокого уровня осознания языковой стороны речи. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет овладеть чтением.
На каждом занятии по обучению грамоте дети учатся выделять звук из слова, определять место звука в слове и одновременно уточнять звукопроизношение изучаемого звука. На начальном этапе обучения, в средней группе, знакомила детей с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный звук, он живёт в красном домике; синий – твердый согласный, он живёт в синем домике; зеленый – мягкий согласный, он живёт в зелёном домике. Вот эти домики (показываются). Ещё бывают звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие звуки обозначаются звоночком(показываются). Фонетический анализ слов вовсе не означает их чтение или написание. Ребенок разбирает слова на слух и выкладывает звуки перед собой на столе. Вот мы сейчас попробуем это сделать.
II. Практическая часть.
- Звуко - слоговой анализ. Выложим слово УХА. Выкладываются 3 квадрата
- схема слова УХА
Характеризуется каждый звук. Определяется количество слогов (хлопками).
2. По схеме слова определяется местоположение звука [Х] в слове.
3. Выкладывание слово УХА из разрезной азбуки. (азбуки которые сшили родители).
- Добиться положительного результата на последнем этапе работы помогает разрезная азбука, которую вы сшили, уважаемые родители, буквари и рабочие тетради Н.Нищевой (раздаются тетради детей для просмотра родителями). Теперь зная основы обучения грамоте, вы всегда можете помочь своим детям.
Раздаются памятки по правильному обучению грамоте дома (приложение)
Приложение
- В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук «м» в слогах, словах.
На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит звук.
Возьмем, к примеру, звук «м». Мы произносим его
отрывисто: М! и букву М необходимо произносить также:
М! ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два
звука – «э» и «м». Данное обстоятельство только
дезориентирует детей.
И еще, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста,
понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать.
- Вторая грубая ошибка заключается в обучении чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА (одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!
- Если ребенок затрудняется разделить слово на слоги, можно положить ладонь под подбородок и произнести слово отчетливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребенок сможет определить, сколько в слове гласных звуков. СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
- Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребенку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулачком по столу, при этом гласный тянуть.
- - предложение
- обозначение слов в предложении
- Определить позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце слова. Схема:
- Учим условные обозначения звуков: Р У К И
- схема слова
- гласный
- согласный твердый - согласный твердый
звонкий глухой
- согласный мягкий - согласный мягкий
звонкий глухой
- Чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребенку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет глухой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста
Отчет-презентация о работе по самообразованию на тему "Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста"...
Чем мы можем помочь в обучении элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста.
Организация групповых занятий в МБОУ ЦДК...
«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»
В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...
Конспект НОД по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста «Согласный звук [П], [П’].Буква П»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Буквы являются графическим си...
«УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ С БУКВАЕЖКОЙ» АВТОРСКИЙ СБОРНИК ИГР КАК СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Действительно речь является основанием для...
Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста
для использования в работе...