Консультация для педагогов
консультация по развитию речи

Капуста Ирина Алексеевна

Материал направлен на привитие речевой культуры педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей

СЛАЙД1 (титул.) Большее время своей жизни дошкольник проводит в детском саду. Поэтому значительную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель.

СЛАЙД2. Общение ребенка  с воспитателем является непременным условием для его всестороннего развития . Обучение родному языку — одна из главных задач развития и воспитания детей дошкольного возраста. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее. … СЛАЙД3.

Подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

        Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

СЛАЙД4.  Компоненты профессиональной речи педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.

СЛАЙД5К голосу предъявляется ряд требований……..(ПАУЗА)

СЛАЙД6Правильность - соответствие речи языковым нормам.

Богатство.Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность.Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

СЛАЙД7. Точность Воспитатель должен обращать особое внимание на смысловую сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

– нарушения точности речи. В речи педагогов отмечается неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется: «Возьми штаны (брюки)», «Шапку (кепку) не забудь взять»

Для того, чтобы речь педагога была точной необходимо выбрать единственно нужное размещение слов в предложении, иначе смысл предложения становится непонятным. Из этого следует, что для точного обозначения словом информации для дошкольников, педагогу ДОО следует всегда контролировать свою речь.

Дикция. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Чистота. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

– Нарушение чистоты речи: произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.). Например: «Я, значит, буду читать, а вы значит запоминайте», «Катя, я вообще-то тебя попросила сходить вообще!», «Вот, вот так вот, ну вот теперь правильноТакже в речи педагогов встречаются обращения-паразиты: «Киса», «Зайчик», «Лапуля». Вот что получается:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Отметим, что довольно часто в речи педагогов встречаются грубые просторечные и жаргонные слова, которые противопоставляются литературному языку: дрыхнуть, шарахнуть, слинять, клёво, отпад, тачка, прикол, хохма, халява; а также слова-сокращения: телик, видик, комп.

Речевая культура педагога на занятиях наиболее приближена к нормативной, тогда как в других режимных моментах воспитатель чаще употребляет жаргонные слова: «Куда Петя шмыганул?, «Как шарахнет током» и др.; слова-сокращения: «По телеку смотрели» и др.

СЛАЙД8. Логичность и понятность. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Нарушения понятности речи: Например, на занятии по пересказу воспитатель говорит: "Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель? Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно. Словесное нагромождение содержит и такой вопрос: "Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что наступила весна?" Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитатели впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным. Например, на занятии по пересказу воспитатель спрашивает: "Куда шёл Женя? «Нина. Женя шёл в школу. Воспитатель. Ну и что?" Девочка молчит, не понимая, о чём спрашивает педагог.

Выразительность. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения, пауз, мелодичности речи, темпа. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

– Нарушение выразительности речи: например, «Ну что ты перебираешь из пустого в порожнее!», «Твое поведение оставляет желать много лучшего».

Одно из средств выразительности речи педагога, которое наиболее эффективно используется в коммуникации с детьми, – это сравнение.

Главное условие выразительности речи педагога — это самостоятельность, творческий характер мышления. Важна также психологическая установка педагога: неравнодушие, интерес к тому, о чем он говорит, и к тем, для кого он говорит.

СЛАЙД9Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:…………

СЛАЙД10Теперь предлагаю подвести итоги, закрепив  ряд правил

СЛАЙД11.Правило2.Например, не говорить безликое «штаны», называть конкретно: «брюки «колготки», «шорты», «джинсы».Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, ушанка, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т. д.

СЛАЙД12.Правило 3. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно –ласкательными словами : ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка, вилочка, карандашик и т.д. Ласковые слова очень нужны, но наша речь не должна состоять преимущественно из них!

Правило 4. Не нужно употреблять в речи «мертвые» вопросы и фразы! (ошибки воспитателя) Пример типичного диалога: «Какое сейчас время года наступило?» — «Осень» — «Скажите полным ответом» — «Сейчас наступило время года осень». Можно просто сказать наступила осень.

СЛАЙД13.Правило 5.

Что еще нужно запомнить: как правильно говорить

• Пара чулок, пара сапог, пара гетр, пара носков, пара валенок,

• Килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, помидоров, вафель (Не вафлей)

• Возьми из кухни (возьми с кухни – ошибка)

• Клади (неправильно – «ложь»)

• Ляг (неправильно – «ляжь»)

СЛАЙД14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....