Консультация для родителей «Культура речевого общения»
консультация по развитию речи (средняя группа)

Свешникова Екатерина Александровна

 «Дефицит общения – проблема развития речи детей» 

Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.

Современные родители в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.  

Дефицит общения – проблема развития речи детей. От того, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx62.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Культура речевого общения»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=25be1044da0345181a41356bfe5e9046aac1f0f3-12176797-images-thumbs&n=13

Подготовила:

Свешникова Екатерина Александровна.                                                                              Воспитатель ГБДОУ№60.

 «Дефицит общения – проблема развития речи детей» 

Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.

Современные родители в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.  

Дефицит общения – проблема развития речи детей.

От того, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со всеми членами семьи, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова. Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается. Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания ("бибика", "ляля", "ням-ням" и т. д.) Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс становления и автоматизации не закончен.

Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре по этике» сказано, что вежливость – это «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим».

Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость рождает вежливость.

Этикет - свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям, обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Говоря о речевом этикете, мы имеем в виду культуру речевого поведения детей. Как, например, ребёнку следует обратиться к взрослому? В каких случаях говорить «вы», а в каких - «ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чём-либо, если совершил неловкость? Эти и многие другие элементы культурного   речевого поведения составляют часть общего языкового развития ребёнка.

Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте предусматривает ознакомление с правилами и нормами речевого общения, а именно с формулами речевого этикета.

ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

 1. Четкая дикция и правильное произнесение слова.

2. Выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости.

3. Большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям.

4. Отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т. п.) .

5. Употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений.

6. Умение вести диалог, т. е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы.

7. Умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы.

8. Умение доказательно обосновывать свои утверждения.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

1. Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие.

2. При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи.

3. Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь.

4. Обязательно говорить слово пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку.

5. В ответ на слово спасибо можно сказать слово пожалуйста.

7. Говорить людям комплименты – добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения.

8. Стараться не обижать людей злыми словами: ты – плохой; ты – злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.

9. Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения.

10. Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.

 Вывод: всем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, важно быть предельно взыскательными к собственному речевому поведению – на нас равняются дети. Допустимо ли, чтобы настроение взрослого отражалось на его речевом поведении? Вправе ли он «включать» в своё настроение детей? Ответ однозначен: нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда должен быть немного актёром. А это значит уметь владеть собой, быть требовательным к собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим                                на собеседника. Немаловажно и ещё одно из условий, помогающих эмоционально-нравственному речевому общению, - проявлять терпимость.

Культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы их произносим и с каким выражением лица.

Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации. Одному присущи интонации спокойные, доброжелательные. Другому – экзальтированные, торопливые, постоянно меняющиеся – от радостных до раздражённо- крикливых. Для третьего характерен тон требовательный, властный. А у четвёртого чаще всего улавливаются нотки нетерпеливые и даже грубые. А для маленького ребёнка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность, так как ещё не всегда может вникнуть в суть сказанного. Со старшими дошкольниками уместны ещё и шутка, мягкая ирония – всё, что привлекает, вносит в речевое общение с ними струю радости, мажора. Не менее важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого в процессе высказывания острых мнений. Ведь каждый по-своему реагирует на критику. Задача критикующего – воодушевить оппонента, вызвать в нём стремление к перестройке собственной деятельности.

Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания в тактичной, уважительной форме. Большую роль играют тон доверительности и доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умение принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий. Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакам определять эмоциональное состояние своих детей и адекватно ориентировать свою речь, тональность общения с ними. Будьте доброжелательными в отношении к окружающим, подходите к ним с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает, стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми. К этому должен стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что мы делаем одно дело – занимаемся воспитанием подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Культура речевого общения рождается в семье"

     Культура ребёнка рождается в семье, её не могут привить  ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении р...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»

КОНСУЛЬТАЦИ ЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»...

Консультация для родителей. Культура речевого общения

Воспитание у детей культуры речевого общения...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»

КОНСУЛЬТАЦИ ЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»   «НЕПОНИМАНИЕ ДРУГОГОЧАСТО СТАНОВИТСЯ ПРИЧИНОЙСТРАХА, ОТЧУЖДЕННОСТИ, ВРАЖДЕБНОСТИ» (Азбука обще...

Консультация для родителей "Культура речевого общения"

Консультация для родителей "Культура речевого общения"...

Консультация для родителей «Культура речевого общения»

Общение – актуальная проблема, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и другие. «Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на ...

Консультация для родителей "Культура речевого общения"

Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно,чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чу...