Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание предметных картинок»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

«Описание предметных картинок»

Цель: создание условий для речевого развития детей.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей составлять описание картинки;
  • учить называть объект, его свойства, признаки, действия;
  • продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета на картинке (слева, справа, рядом, около, между), время суток;
  • формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи;
  • закрепить правильное произношение звука «щ».

Развивающие:

  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать связную и диалогическую речь детей;
  • развивать  память, внимание, мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к товарищам;
  • воспитывать умение слушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_kartinok.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

«Описание предметных картинок»

Цель: создание условий для речевого развития детей.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей составлять описание картинки;
  • учить называть объект, его свойства, признаки, действия;
  • продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета на картинке (слева, справа, рядом, около, между), время суток;
  • формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи;
  • закрепить правильное произношение звука «щ».

Развивающие: 

  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать связную и диалогическую речь детей;
  • развивать  память, внимание, мышление;

Воспитательные: 

  • воспитывать уважение к товарищам;
  • воспитывать умение слушать.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: 

Демонстрационный материал: картинки с изображением посуды (стакан, чашка, тарелка, миска, кружка, вилка, ложка, сковорода, кастрюля, солонка, сахарница, салатница, маслёнка); картинки с изображением щенка, щётки, ящика; кукла Маша (из мультфильма «Маша и медведь»), магнитная доска, разрезная картинка чайника, схема описания и сравнения посуды Т.А.Ткаченко.

Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками посуды, макеты чайных пар разных цветов и рисунков с прикреплённой к чашке ватой)

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент

Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем,

А друг с другом мы играем.

Никого в беде не бросим,

Не заберём, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

2.Основная часть

Методические приемы

        Воспитатель вносит куклу Машу. Она здоровается с ними, и рассказывает, что она мыла посуду и нечаянно уронила поднос, на котором та стояла. Посуда разбилась, и остались одни осколки. (Показывает конверты с разрезанными на части картинками).

Воспитатель: Давайте поможем  Маше собрать осколки и вернуть ей посуду. Но сначала давайте узнаем, какую посуду разбила Маша?

Дети соглашаются помочь Маше.

        Воспитатель загадывает детям загадки. На каждую отгаданную загадку показывает картинку-отгадку. 

Он без ручек и без ног,
На цилиндр он похож.
Состоит он из стекла
Чай и кофе в нем всегда.
 (Стакан)

Чая Подружка.
Вместительное брюшко.
На брюшке – ушко. (Чашка)

Если б не было ее,
Было б кушать тяжело.
Некуда и суп налить,
И котлетку положить.
 (Тарелка)

Круглая, глубокая, гладкая, широкая,

Гончаром кручённая, в печи обожженная,

От кувшина – низка, глиняная… (миска)

Для чаепития важны

Конфеты, коржики, ватрушки.

И обязательно нужны

Под кофе, чай большие…(кружки)

Воспитатель: Как называются все эти предметы, одним словом? (Ответы детей)  Правильно, посуда.

Воспитатель: Давайте теперь соберём для Маши разбитую посуду. Раздаёт детям конверты с разрезными картинками посуды. Дети собирают.

Воспитатель спрашивает:

Кто из вас собрал разбитую чашку? (Ответы детей)  

Для чего она нужна? (Ответы детей)  

Какая она? (Ответы детей)  

Расскажи о посуде по схеме.

        Воспитатель предлагает детям схему описания и сравнения посуды Т.А.Ткаченко.

Воспитатель: А какую ещё посуду вы знаете? (Ответы детей)  

        Воспитатель показывает детям другие иллюстрации с посудой: вилка, ложка, сковорода, кастрюля и т.д. (Кроме чайника). Дети называют предметы.

        Воспитатель сообщает, что Маша обеспокоена, что среди картинок нет чайника. Воспитатель прикрепляет к доске часть картинки чайника.

Дидактическая игра «Чего не хватает чайнику?»

        Воспитатель интересуется, чего не хватает чайнику, добиваясь ответов: носика, ручки, крышки. По мере называния частей, дети прикрепляют их к доске, любуются красивым чайником.

        Воспитатель задаёт вопросы:

Какой он?

Что у него есть?

Для чего он нужен?

Педагог предлагает составить рассказ о чайнике.

Дети составляют рассказ по схеме:

        Это чайник, он белый с красивыми красными цветочками. У него есть носик, ручка и крышка. В нём кипятят воду, чтобы пить чай.

Маша рассказывает, что у нее дома есть ещё посуда с другими названиями.

А какая это посуда дети должны отгадать.

Игровое упражнение «Назови правильно»

        Воспитатель показывает картинки с изображением сахарниц. (Две разные сахарницы, деревянная и керамическая).

Маша: Что это? (Ответы детей)   Маша говорит, что это два разных предмета, а называются одинаково.

        Воспитатель объясняет, что эти предметы нужны для того, чтобы класть в них сахар, поэтому оба предмета называются сахарница.

Маша: А это что? Посуда для соли (показывает на солонку) дети отвечают: солонка.

Маша: Как называется посуда для салата? (Салатник и салатница).

Воспитатель: Молодцы!

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник. (Дети надули животик)

Очень важный, как начальник. (Одну руку поставили на пояс, другую изогнули)

Вот фарфоровые чашки. (Присели, одну руку поставили на пояс).

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос (Легли, вытянулись)

Он посуду нам принес.

Маша предлагает поиграть с мячом.

Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель: Я буду бросать мяч и называть слово, а вы должны вернуть мяч и сказать, как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная,

Тарелка глубокая – тарелка мелкая,

Чашка большая – чашка маленькая,

Сковорода тяжёлая – сковорода лёгкая,

Кастрюля высокая – кастрюля низкая,

Нож широкий – нож узкий,

Чайник горячий – чайник холодный,

Вилка острая – вилка тупая,

Миска старая – миска новая,

Поднос белый – поднос чёрный,

Кружка старая – кружка новая,

Сахар сладкий, а перец горький,

Хлеб мягкий – хлеб твёрдый,

Сахарница стеклянная – сахарница железная

Дети подбирают противоположные значения слов.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Хотите ещё поиграть? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Подбери чайную пару».

        Воспитатель раздаёт детям цветные чашки из картона. Дети быстро на столе должны найти блюдце такого же цвета и с таким же рисунком. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, теперь у вас есть чашки, давайте мы с вами выпьем чай, но он очень горячий, на него надо подуть.

Дыхательная гимнастика «Подуем на чай». Сделайте вдох и подуйте, не поднимая плеч, не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой. Вот так. (Дети дуют на ватку, прикрепленную к чашке). Упражнение повторяется 2-3 раза.

Воспитатель:  Ребята, а кто знает, когда пилят дерево, слышится какой звук? (Щ-щ-щ). Воспитатель показывает, как произносится этот звук.

Артикуляционное упражнение «Давайте скажем «щ».

Воспитатель:  Мы с вами будем сейчас пилить. Берет за руки ребенка и имитирует с ним движения. Одновременно произносит: щ-щ-щ.

Воспитатель. Ух, поработали на славу! Только выпачкались немножко в опилках. Надо почистить одежду. Показывает три щетки: обувную, одежную и зубную. Какая вам нужна? Дети выбирают нужную: мы чистим зубы зубной щеткой, обувь – обувной, одежду – одежной щеткой. Все почистились щеткой.

Воспитатель: А я знаю стихотворение небольшое про эти щетки. Хотите послушать? (Ответы детей)

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой  башмаки.

Этой щеткой чищу брюки.

Все три щетки мне нужны.

Давайте все вместе повторим его.

Игровое упражнение на развитие слухового внимания «Услышь звук»

Воспитатель:  А теперь попробуйте определить есть ли звук «щ» в словах.

Если вы услышите звук «щ», то поднимите блюдце вверх. Воспитатель произносит слова и показывает картинки:

Щенок, а если два…? (Щенка), а много…? (Щенят).

Ящик, два чего…? (Ящика), а много (Ящиков).

Поднос, тарелка, плащ, вилка, овощи, чайник, щётка, две чего …? (Щётки), а много чего…? (Щёток)

        Воспитатель сообщает, что Маше пора уходить, что её ждёт дома мишка с посудой. Предлагает подарить Маше чайный сервиз для гостей, собранный детьми во время игры «Подбери пару».

Маша благодарит ребят за помощь и за подаренную посуду.

Воспитатель предлагает попрощаться с Машей.

3.Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Что делали на занятии? (Ответы детей)  

Кто приходил к нам в гости? (Ответы детей)  

Чему мы научились? (Ответы детей)  

Рефлексия.

Вам понравилось занятие? (Ответы детей)  

Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)  

Что было сложным? (Ответы детей)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Описание игрушки».

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.Развивать речь путем составления описательных рассказов с использованием графических схем....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Описание игрушки».

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Описание и сравнение кукол"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Описание и сравнение кукол"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Описание игрушки».

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.Развивать речь путем составления описательных рассказов с использованием графических схем....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание картинок, предметов».

Цель: Учить описывать картинку, называя предметы, их признаки и действия.П/ С: Учить составлять сложноподчиненные предложения. Закрепить правильное произношение звука «Щ&raqu...

Конспект занятия по "Развитию речи" в средней группе "Описание потерявшихся зайчат по картинкам"

Конспект занятия по "Развитию речи"  в средней группе  "Описание потерявшихся зайчат по картинкам"...