Методы и формы по формированию звуковой культуры речи
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Коробова Таисия Юрьевна

Методы и формы по формированию звуковой культуры речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy_zvukovoy_kultury_rechi.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы и формы по формированию звуковой культуры речи»

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число  практически не говорящих детей, одной из причин неправильной речи детей - недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению  речи окружающих

(не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес  к правильному произношению).

     Культура речи — это умение правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).  

Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач дошкольных учебных учреждений и семьи, в которой есть ребенок или дети дошкольного возраста, так как  именно  дошкольный  возраст наиболее сензитивный.

 Звуковая культура речи сочетает в себе:

  • развитие речевого дыхания,
  •  голоса,
  •  подвижности органов артикуляционного аппарата,
  •  постановку и уточнение произношения звуков,
  •  выработку нормального темпа, ритма речи,
  • развитие выразительности речи,
  • развитие фонематического слуха,
  • воспитание навыков звукового анализа и синтеза.

Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает в первую очередь родители, а уже потом воспитатели  и окружающие взрослые люди.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи.

Основной формой работы с детьми по формированию правильного произношения является непосредственная образовательная деятельность совместно со взрослым

- фронтальная,

- подгруппами

- индивидуальная

А также вне образовательной деятельности (т. е вне занятий).

Ведущей формой обучения являются коллективные фронтальные формы работы (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Фронтальная работа осуществляется регулярно со всей группой согласно планированию на год. При ее планировании мы исходим из времени, отведенного программой на образовательную деятельность по развитию речи.

Работу подгруппами проводят с теми детьми, которые не усвоили программный материал фронтального занятия. Она организуется 2—3 раза в неделю в утренние часы (до завтрака) или вечером (после дневного сна и перед уходом домой).

Состав подгруппы (не более 4—6 детей) меняется, так как во время фронтальной работы затруднения могут возникать у разных детей. Для одних трудны подготовительные упражнения для правильного произнесения звука, для других — уточнение изолированного звука или произнесение его в словах. В эти подгруппы вводят и тех детей, которые отсутствовали на фронтальном занятии. 

Работая с подгруппамивоспитатель ликвидирует разницу в умениях и навыках детей, а дети, в свою очередь, получают возможность осваивать последующий программный материал на фронтальных занятиях.

Индивидуальная работа по формированию звуко - произносительных навыков проводится в удобное для воспитателя время с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренным для всей группы. Недостаточны для них и занятия в подгруппах.

Работа с детьми должна проводиться по индивидуальному плану, составленному воспитателем. Активное участие в ней должны принимать родители, выполняющие с ребенком дома определенные задания, предложенные воспитателем. К индивидуальным занятиям в случае необходимости привлекаются дети, позже поступившие в детский сад или много пропустившие по болезни. С такими детьми индивидуально отрабатывают материал, пройденный со всей группой. Дети, с которыми проводят индивидуальные занятия, не освобождаются от участия в общей фронтальной работе по звукопроизношению.

Методы и приёмы работы по формированию правильного звукопроизношения

В педагогике выделяют следующие методы :

- наглядные

-словесные

-практические

Наглядные методы:

-Показ сюжетной картины, серии сюжетных картинок, предметные картинки;

-Показ движений, действий;

-Показ игрушек, предметов; 

-Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

Словесные методы:

-Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок;

- Разговор, беседа;

- Рассматривание картинки, инсценировка

Практические методы :

- дидактические игры;

- дидактические упражнения;

- игры на звукоподражание;

- подвижные игры со словом;

- заучивание стихов, потешек;

- инсценировки рассказов.

В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи

Первая младшая группа

1.   Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

Игра: "Слушай звуки", "Двигайся на звук".

2.   Воспитывать слуховое внимание, речевой слух,    речевое дыхание, основные качества голоса.

Игра: "Определи одинаковые звуки","Покажи, что звучит", "Узнай по звуку", "Спой как большой   медведь, как маленький мишка", "Сдуй пушинку".

 Развитие  пространственного слуха.

  Игра: "Покажи, где звук?", "Где котенок, где щенок?".

 3.    Вызывать правильное произношение звуков.

Этому способствуют песенки-инсценировки, веселая гимнастика Е. С. Железновой «Музыка с мамой», детские песенки и мультики «Синий трактор», «Буренка Даша», «Кукутики» и др.

Вторая младшая группа

1.    Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по  произношению звуками:а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

 2.     Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

 Отстукивание простых слогоритмов без выделения ударного слога.

Например, "Машина"-"та- ТА-та".

Определение тембра мужского, женского и детского голосов,

Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (Ой,    ну, ах, да ну и др).

 3.     Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа

1.   Готовить артикуляционный аппарат для правильного     произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками:т, д, н, к, г, х, ы.

2.   Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков:с, с', з, з', ц.

 3.   Развивать фонематический слух, речевое дыхание,    силу и высоту голоса.

Игра: "Что лишнее" па-па-па-ба-па". " Игра в звуки" ветер дует - сссс, жук жужжит – жжжж.

 4.   Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа

1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками  ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'.

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять

произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, л', р, р'.

3.   Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.  

Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

 Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л"

( . ампа,  мы . о,  . ук,  ку . ак).

 4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

 Подготовительная к школе группа

  1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

 2.   Развивать навыки звукового анализа слов.

Игра " Зоопарк ". Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово:

мышь, ослик, лев (моль);

собака, обруч, козлик (сок);

кот, обруч, собака, тигр (кость).
Игра " Цепочка". Что общего в словах "мак" и "кот"?

Игра «Цепочка слов» Взрослый называет слово, а ребенок придумывает свое слово, на последний звук слова, сказанного взрослым. Например: сом-мак-крот-танк…

 3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Игра " Выбери лишнее слово". Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.

Игра «Повтори за мной» Взрослый называет цепочки слогов, а ребенок повторяет: та-да, ба-па, та-да-та, ка-га-ка, па-па-ба, вы-фы-вы, су-су-зу

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий.

Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи.

- Так, вовремя утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука;

- На прогулке–  отдельных детей потренировать  в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.

- В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хороводные, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.

Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком,
и речевые игры - все это залог успешного формирования правильной устной речи у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ«Формирование звуковой культуры речи с использованием разнообразных форм и видов детской деятельности»

Повышение уровня компетентности  педагогов в организации работы с детьми по формированию звуковой культуры речи, формах и видах детской деятельности, используемых в разных возрастных группах....

Статья. Методы формирования звуковой культуры речи.

В статье предложены методы и приемы по формированию у детей дошкольников звуковой культуры речи....

Консультация для воспитателей «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи»

Консультация для воспитателей«Методы и приемы формирования звуковой культуры речи»...

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум"Игровые методы и приемы в работе по формированию звуковой культуры речи у детей с ОВЗ"

Материал представлен и может быть использован как для родителей так и для педагогов...

Презентация "Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей подготовительной группы"

quot;Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей подготовительной группы"...

Сообщение для педагогов " Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи."

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть г...