Семинар-практикум"Игровые методы и приемы в работе по формированию звуковой культуры речи у детей с ОВЗ"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Материал представлен и может быть использован как для родителей так и для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar3.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ : «Игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи у детей с ОВЗ».

Составитель: учитель- логопед Мохова Ирина Александровна

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 39 «Золушка» МО Туапсинский район г. Туапсе

ПЛАН СЕМИНАРА:

Теоретическая  часть.

  1. Роль артикуляционной гимнастики  в развитии речи детей дошкольного возраста.
  2. Развитие фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста.
  3. Работа с буквами и звуками. Профилактика дисграфий и дислексий.
  4. Звуко- буквенный анализ. Формы и методы его проведения.
  5. ИТОГ: Анкентирование.

Практическая  часть.

  1. Организация речевой предметно – пространственной среды (Смотр- конкурс).
  2. Деловая игра «Использование игр и упражнений в работе с детьми по формированию звуковой культуры речи».

- Представить несколько игр и упражнений по каждому возрасту.

Итог. Анкетирование.

        «РАЗВИТИЕ  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО  СЛУХА  И  ВОСПРИЯТИЯ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»

                                                     ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

                                                                   УЧИТЕЛЬ- ЛОГОПЕД

                                                                   МБДОУ ДС  №39 «ЗОЛУШКА»

                                                                   МОХОВА  И. А.

   Фонематический слух- способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е.  слух, обеспечивающий  восприятие фонем данного языка.

    Упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия  имеют большое значение  для усвоения  правильного звукопроизношения  и для дальнейшего успешного обучения в школе. Они подводят ребенка к полному анализу и синтезу состава слова, необходимому при обучении грамоте. Точное слуховое восприятие звука стимулирует  правильное произношение, а правильная артикуляция способствует лучшему слуховому восприятию.

    Работа по развитию слухового восприятия проводится в следующей последовательности:

  1. Знакомство с изолированным  звуком,  связанным с конкретным образом.
  2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
  3. Узнавание звука в слове.
  4. Определение места звука в слове (в начале, в конце,  в середине).
  5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию, или по артикуляции(свистящие и шипящие, звонкие и глухие…)
  6. Придумывание слов на определенный звук.

      Фонематическое восприятие лежит в основе процесса обучения грамоте. Для овладения базовыми понятиями («звук», «слог», «предложение»), умений дифференцировать характеристики звуков, определения преград у воздушной струи необходима  сформированность надлежащего  уровня образного мышления. С целью активизации  процесса усвоения  умений и навыков  необходимо задействовать как можно больше анализаторов. При формировании фонематического восприятия  в логопедической практике  широко используется  сочетание методик Г.А.Каше и Д.Б.Эльконина. На этапе  знакомства с фонетической системой  языка классики коррекционной педагогики рекомендуют использование графических схем, моделей, фишек для обозначения звуков, слогов. Для развития восприятия  как один из вариантов можно использовать музыкальные инструменты. Материал по их использованию представлен в ж. «Логопед» №5-2011 в статье  «Детские музыкальные инструменты как средство развития слухового восприятия дошкольников».

     В решении данной задачи используется как традиционные так и нетрадиционные методики. Одним из таких примеров может служить опыт работы, представленный в ж. «Логопед» № 6-2008 в статье «Моделирование как средство развития фонематического восприятия у детей». В материале описывается работа с использованием кубиков, ориентированных на дифференциальные признаки фонем, их отличие – в символах и деталях, расположенных на гранях кубика.

     В ж. «Логопед» №4-2007 в статье «Воспитание фонетико- фонематического восприятия» представлен опыт педагога г. Екатеринбург на примере природосообразного решения  развития и коррекции фонетико- фонематического восприятия. Она берет за основу опыт  М.М.Кольцовой : необходимо создавать условия для полисенсорного восприятия и коммуникаций,  учитывать онтогениетические закономерности становления речи, проводить обучающие игры  в структуре семантического поля на основе  познавательной событийной темы и подавать материал в соответствии с пережитым, освоенным и доступным.

     В ж. «Логопед» №2-2009 представлен материал  учителя- логопеда  г.Москва с учетом нейропсихологических аспектов на уровне формирования неречевого звукоразличения. Это игровой материал с использованием шумящих коробочек, наполненных разным материалом для распознавания звуков.

       По традиционной методике развитие фонематических процессов проходит с самых ранних этапов и в игровой формес использованием тгр и упражнений. Развитие фонематического восприятия  у детей  идет по этапам:

1 этап – УЗНАВАНИЕ  И РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.

2 этап – РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА.

3 этап – РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВКОВОМУ СОСТАВУ.

4 этап – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ.

5 этап -  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ.

6 этап – ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

    Подробное описание каждого этапа  с элементами речевого материала представлено в  книге  Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина «Основы логопедии.».Для решения этой задачи можно использовать различный материал , представленный в литературе.

Материал, используемый для работы над проблемой.

  1. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения  для развития речи».
  2. Г.А.Тумакова «Звучащее слово».
  3. Колесникова «Развитие фонематического слуха, звуко- буквенного анализа и синтеза».
  4. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Дети с ФФН».
  5. В.Селиверстов «Речевые игры с дошкольниками».
  6. М.Полякова «Самоучитель по логопедии».
  7. М.Г.Генинг, Н.А.Герман «Воспитание у дошкольников правильной речи».
  8. «Основы логопедии» п/р Волосовец
  9. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
  10. Максаков, Тумакова «Учите, играя».
  11. И. Лопухина «Логопедия :550 занимательных игр и упражнений».
  12. Ж. «Логопед»№5-2011 «Детские инструменты как средство развития слухового восприятия у дошкольников».
  13. Ж. «Логопед»№6-2008 «Моделирование как средство развития фонематического восприятия у детей».
  14. Ж. «Логопед» №4-2007 «Воспитание фонетико- фонематического восприятия».
  15. Ж. «Логопед»№2-2009 «Игровые приемы на развитие фонематического восприятия у дошкольников».

«РАБОТА С БУКВАМИ И ЗВУКАМИ . ПРОРФИЛАКТИКА ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ.»

                                                     ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

                                                                   УЧИТЕЛЬ- ЛОГОПЕД

                                                                   МБДОУ ДС КВ №39 «ЗОЛУШКА»

                                                                   МОХОВА  И. А.

     Значительное  количество речевых нарушений так или иначе связано с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы русского языка, что делает невозможным их правильное произнесение , не дает возможности овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем.

     Развитие фонематического слуха начинается с самых  первых этапов логопедической работы. Анализ слова на составляющие части – сложная психическая функция, сложный вид заданий, особенно для детей с ОНР, так как требуется высокий уровень развития аналитико – синтетической деятельности. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде. Наиболее распространенные ошибки при дислексии- искажения звуко-  слоговой структуры слова и побуквенное чтение, обусловленное несформированностью фонематического анализа и синтеза.

    Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается  выделение (узнавание) звука на фоне слова, которое при нормальном речевом развитии появляется у детей спонтанно, без специального обучения. Более сложная форма- вычленение первого и последнего звука из слова  и определение его места в нем.(начало, конец, середина). Самая сложная форма – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам(после какого звука, перед каким звуком)- появляется у детей лишь в процессе специального обучения.

     Использование наглядного материала – один из основных залогов успешного обучения . С использованием схем- моделей  можно решить этот вопрос. В качестве моделей можно использовать различные символы, например, гласные можно обозначать красным кружком, согласные- синим, зеленым (твердые- мягкие). Для определения положения звука в слове используется модель :

Определяемый звук находится в начале (он первый).

Определяемый звук находится в конце (он последний)

Изучаемый звук находится в середине.

Пособие «Паровоз» используется также для определения позиции  звука в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове.(1 вагон- картинки, где звук находится в начале, 2 вагон- звук в середине, 3 вагон- звук в конце).

Материал, используемый для работы над проблемой по теме: «Звуко – буквенный анализ. Формы и методы его проведения».

  1. Ж. «Логопед»№1-2008 «Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с ФФН».
  2. Ж. «Логопед»№1-2009 «Приемы работы по формированию навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова».
  3. Ж. «Логопед» №3-2012 «Упражнения для развития навыков анализа и синтеза текста и предложения».
  4. Ж. «Логопед»№8-2009 «Игры и задания для формирования звукового анализа у детей с ОНР».
  5. Ж. «Логопед»№3-2006 «Методы и приемы работы над предложением».

                                               АНКЕТА.

1.Что такое артикуляционная гимнастика?

- перечень спец.упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

- перечень спец.упражнений, направленных на укрепление мышц пальцев рук и развития мелкой моторики рук.

- перечень различных упражнений, направленных на укрепление  и развитие дифференцированных движений органов , участвующих в речевом потоке.

2. Какие бывают упражнения для развития артикуляционного уклада?    

- статистические, динамические; для языка, губ, нижней челюсти.

- для языка, пальцев рук, щек.

- для языка, губ, нижней челюсти, подъязычной связки.

3. Что такое фонематический слух?

- делить слова на слоги, определять последовательность.

- умение определять место звука в слове.

- умение слышать определенный звук в слове.

4. Сколько этапов по формированию фонематического слуха ?

- 4 этапа

- 5 этапов

- 6 этапов

5.Назовите несколько игр на развитие фонематического слуха и восприятия с учетом возраста детей?

6. Что такое звуко- буквенный анализ слова ?

- выделение звука на фоне слова, определение места звука в слове и его последовательность.

- деление слова на части.

- умение слышать звук в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1.     Вводная...

Презентация "Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей подготовительной группы"

quot;Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей подготовительной группы"...

Использование игровых технологий в формировании звуковой культуры речи у детей раннего возраста

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её. Очень важна...

«Нейропсихологические приёмы коррекционно-логопедической работы в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционно-логопедической работе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на п...