Система работы по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Система работы по формированию ЗКР  в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obnovlennaya_sistema_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx47.3 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

Цель: развитие восприятия и произносительной стороны речи: произношение гласных и простых согласных звуков.

Задачи:

  • Развить лексическую, грамматическую и произносительную стороны речи;
  • Развить речевой слух;
  • Закрепить правильное произношение звуков раннего онтогенеза (А, У, И, О, Э, М, Б, П, Д, С, В, К, Г, Х, Ф, З, Ц);
  • Обогатить выразительную сторону речи

Неделя

Тема недели / тема НОД

Задача: уточнить и закрепить правильное произношение звуков

Методы и приемы развития восприятия и произносительной стороны речи : произношение гласных и согласных звуков

Содержание предметно – развивающей среды

1

Яблочка на яблоне и в магазине/ «Магазин»

А, у, и

  • Д/и «Громко - тихо», д/и «Далеко - близко» (звукоподражания «Иа-иа - иа», «У- у - у», «Уа – уа - уа», «Би - бип»)
  • Дых / упражнения «Сдуй листочек со стола». «Чей кораблик дальше уплыл»
  • Артикуляционные упражнения «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка», «Конфета»
  • Д/и «Тянем за ниточку звук (а, у, и)»
  • Д/и «Потерялся» (произношение звуков АУ-АУ)
  • Чистоговорки « А-а-а-шире ротик,детвора»,  «А-а-а-у меня болит нога.» «У-у-у- всех детей зову», «И-и-и-ротик к ушкам растяни.»
  • Д/и «Звуки вокруг нас» (развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, У, И)
  • Д/и «У куклы болят зубы» (произношение звуков УА - УА)

Игрушки: кукла, волк, ослик.

Сюжетные картинки про животных

Листочек, кораблик

Предметные картинки : апельсин, автобус, абрикос, ананас, арбуз, аист, утка, улитка, улыбка, ухо, утюг, избушка, игрушки, иголка, индюк

2

Где растёт репка?/ «Собираем урожай»

О

  • Д / и «Покорми зайку» (подражая звуку жевания «Хрум - хруп» «Чок - чок»).
  • Д / и «Назови протяжно слово»
  • Отгадывание загадок (отгадки на предметных картинках)
  • Рассматривание сюжетных картинок (детали изображения имеют звук «О»)
  • Чистоговорка «О-о-о-мне тепло.»
  • Скороговорка «Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток.»
  • Дых / упражнения «Сдуй листочек со стола». «Чей кораблик дальше уплыл»

Игрушки: заяц, обощи

Предметные картины: одеяло, ослик, обезьяна, очки, огурец, окно, овечка

Сюжетные картинки с деталями на звук «О»

Листочек, кораблик

3

Дождик и зонтик. Мой город - Нефтеюганск/ «Прибываем в Дождеград»

О, э, и

  • Звукоподражание «О – э - ы»
  • Д /и «Доскажи словечко»
  • Д /и«Тянем за ниточку» (пропевание звука)
  • Звукоподражание «Идет дождь»
  • Чистоговорки «И-и-и-песенку тяни.» «О-о-о-я надел пальто.»
  • Д /и «Скажи как я» (тихо-громко, ласково)
  • Дыхательное упражнение «Дуем на вертушку»

Игрушка: поезд, мяч

Предметные картинки : эскимо, эсковатор, одеяло, ослик, окно, эскалатор, иголка, избушка

Вертушка

4

Кто любит зёрнышки?/ «Козочка Ме-ме и овечка Бе-бе»

Э

  • Д/и «Громко – тихо, близко - далеко» (звукоподражание «Ме – ме - ме», «Бе – бе - бе»)
  • Рассматривание предметных и сюжетных картинок
  • д/и «Назови кто нарисован»
  • д/и «Тянем ниточку(длинную, коротку)»
  • Дыхательное упражнение «Дуем на вертушку»

Игрушки: коза и овца

Предметные картинки: эскимо, эксковатор, эскалатор

Вертушка

5

Белочкина кладовка/ «Медведица с медвежонком»

М

  • Чистоговорки «Мама, мама, меду, меду» «Ом- ом- ом - мы гулять идем.»
  • Отгадывание загадок
  • Д / и «Угадай кто кричит» - развивать слуховое восприятие, различать на слух отдельные звуки.
  • Чтение и разыгрывание стихотворений М. Яснова «Бурое и белое», «Медвежонок»
  • Д/и «Назови детеныша»

Игрушки: медведица и медвежонок

Сюжетные картинки про медведей и медвежат, диких животных

Предметные картинки: машина, медведь, малина, мышка, морковь, муха, мяч, мандарин

6

Где спрятался котёнок?/

«Лапкой умывается, за мышкой гоняется».

М

  • Звукоподражание «Мяу - мяу»
  • Д/и «Назови протяжно «М» в словах»
  • Чистоговорка «Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.»
  • Скороговорка «Мама Милу в ванне мыла»
  • Дых / упражнение «Сдуй листочек»
  • Д/и «Скажи как я» (ласково, громко - тихо)

Игрушка: котенок

Предметные картинки: машина, медведь, малина, мышка, морковь, муха, мяч, мандарин

Листочки

7

Любимое имя. Доброе слово

/«Каким ласковым именем называет тебя мама»?

А

  • Д/и  «Близко - далеко»(звукоподражания «Иа-иа - иа», «У- у - у», «Уа – уа - уа»)
  • Дых / упражнения «Сдуй листочек со стола».
  • Артикуляционные упражнения «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»
  • Д/и «Тянем за ниточку звук (пропевание звуков А, У, И)»
  • Чистоговорки « А-а-а-шире ротик,детвора»,  «А-а-а-у меня болит нога.»
  • Д/и «Звуки вокруг нас» (развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласного звука А)
  • Д/и «У куклы болят зубы» (А-А-А-А)
  • Д/и «Пропой имя»

Сюжетные картинки на тему «Семья»

Предметные картинки: апельсин, автобус, абрикос, ананас, арбуз, аист

Листочки

Игрушки: кукла, мяч

8

Холодный ветер. Тёплые рукавички/

«Одеваемся теплей»

Б

  • Скороговорки «Баю-бай. Баю-бай, баю-бай, Спи, сынок мой, засыпан! Засыпайте  все па свете ,Бобы, Любы, Поли, Пети!», «Белка бегала, скакала. Белка шишки собирала.»
  • Чистоговорка «Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.»
  • Рассматривание предметных картинок
  • Дых упр «Надуваем шарик»
  • Арт упражнение «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»

Игрушка:  белочка

Предметные картинки: бинокль, бегемот, бочка, бабочка, барабан, белка

Надувной шарик

Одежда: кепка – шапка, брюки - штаны

9

Книжка – сказка. Ботинки и сапожки/

«Ботинки, босоножки, боты»

М, б, п

  • Звукоподражание «Мяу - мяу»
  • Д/и «Закончи стишок»
  • Чистоговорка «Бу-бу-бу сидит ворон на дубу» «Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп», «Пи – пи – пи – пирожок купи»
  • Скороговорка «Бегал заяц по болоту, всё искал себе работу, Он работы не нашёл, а заплакал и пошёл.»
  • Дых упражнение «Направь снежинку»

Предметные картинки: пирамида, перец, петух, помидор, подушка, повар, бант, бабочка, банан, белка, ботинки, босоножки, малина, мышка, медведь, мышка, пингвин

Игрушка: котенок

Снежинка на ниточке

10

Кроватка и сон. Ласковая песенка/

«Дрёма в гости к нам идёт»

Д

  • Д / и «Сонный слон» (стих- е И. Токмаковой)
  • Чистоговорка «До-до-до, там на дереве гнездо»
  • Артикуляционные упражнения «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»
  • Отгадывание загадок
  • Д /и «Звуки вокруг нас»

Игрушка: слон

Предметные картинки: диван, дельфин, дерево, дом, дверь, дракон

Сюжетные картинки на тему «Семья»

11

Книжка – сказка/

«Колючая сказка»

П

  • Арт упражнение «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»
  • Чистоговорка «Пи-пи-пи – пирожок купи.»
  • Д/и «Потерялся звук»
  • Д /и «Звуки вокруг нас»
  • Д/и «Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано»
  • Дых упражнение «Сдуй снежинку с ладошки»

Предметные картинки: пирамида, помидор, перец, подушка, петух, повар, пароход, подарок, попугай, пылесос

Снежинка

Сюжетные картинки на тему «Посуда»

12

Заснеженная елочка/

«Снег идет»

С

  • Д /и «Скажи как я»
  • Д /и «Закончи стишок»
  • Дых . упражнения «Сдуй снежинку с ладошки», «Кто дольше дует»
  • Артикуляционные упражнения «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»
  • Рассматривание сюжетных картинок

Снежинка

Сюжетные картинки на тему «Зима»

Предметные картинки: снег, слон, сапоги, сыр, сок, сумка, самокат

13

Наряжаем елочку/        

«Новогоднее происшествие»

В

  •  Д/и «Скажи как я»
  • Д/и «Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано»
  • Д/и «Назови ласково»
  • Арт упр «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»

Сюжетные картинки на тему «Новый год»

Предметные картинки: велосипед, вертолет, ведро, вилка, виноград, волк, ворона, варежки, вертушка

14

Конфеты и сладости/

«Дедушка Мороз»

Д

  • Д / и «Сонный слон» (стих- е И. Токмаковой)
  • Чистоговорка «До-до-до, там на дереве гнездо»
  • Артикуляционные упражнения «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»
  • Отгадывание загадок
  • Д /и «Звуки вокруг нас»

Предметные картинки : диван, дельфин, дерево, дом, дверь, дракон

Сюжетные картинки на тему «Новый год»

15

Конфеты и сладости/

«Волшебный сундучок»

К

  • Звукоподражание «Кар - кар»
  • Дыхательное упражнение «Произнеси «К» громко/тихо»
  • Отгадывание загадок
  • Д/и «Назови предмет»

Предметные картинки: кружка, кепка, коляска, клубника, кошка, конфета, кукла

Игрушка : сундучок

16

Санки и горки/

«Было всё белым – бело»

Г

  • Звукоподражание «Гули - гули»
  • Чистоговорка «Га-га-га, га-га-га, хочешь, Галя, пирога?»
  • Д/и «Назови ласково»
  • Отгадывание загадок

Сюжетные картинки на тему «Зимние забавы»

Предметные картинки : горох, градусник, груша, грабли, гранат

17

В гости к белому медвежонку/

«Снеговик – морковный нос»

Х

  • Д /и «Хорошо – хорошо, очень даже хорошо! / Хи – хи –хи да ха – ха – ха – это просто чепуха!»
  • Чистоговорка «Их-их-их – ветерок затих.»
  • Д /и «Звуки вокруг нас» - произносить на одном дыхании звук «Х»
  • Дых упражнение «Надуй шарик»

Игрушка : снеговик, черепаха, мяч

Предметные картинки : хлеб, хлопушка, халат, хомяк, художник,

Надувной шарик

18

Где живёт черепаха?/

«Качу – лечу…»

О

  • Д /и«Тянем за ниточку»
  • Отгадывание загадок (отгадки на предметных картинках)
  • Д/и  «Назови что нарисовано»(детали изображения имеют звук «О»)
  • Чистоговорка «О-о-о-мне тепло.»

Предметные картинки : одеяло, ослик, обезьяна, очки, огурец, окно, овечка

Сюжетные картинки «Животные Африки»

Игрушка: ослик

19

Рыбки в аквариуме/

«Без неё не будет моря»

В, ф

  • Чистоговорки «Вы-вы-вы, вы-вы-вы, даже выше головы.», «Фэ-фэ-фэ, будем кушать мы в кафе.»
  • Д/и «Скажи как я»
  • Д/и «Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано»
  • Д/и «Потерялся звук в слове»
  • Звукоподражание «Плывет моторная лодка»
  • Арт упр «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»

Предметные картинки : велосипед, вертолет, ведро, вилка, виноград, волк, ворона, варежки, фонтан, фонарь, флаг, фламинго, фотограф

Сюжетные картинки на тему «Рыбы»

20

Поздравляем папу/

«Папы всякие важны»

Ф

  • Д /и с мячом «Добавь звук»
  • Д\и «Назови протяжно «Ф»»
  • Чистоговорка «аф-аф-аф, мы купили новый шкаф»

Предметные картинки: фонтан, фонарь, фотоаппарат, флаг, футболка

Игрушки: фрукты, мяч

21

Приглашаем гостей/

«В гостях у кошечки»

К

  • Звукоподражание «Кис – кис- кис»
  • Д/и «Скажи громко/тихо»
  • Отгадывание загадок
  • Д/и «Назови предмет»
  • Дых упр «Направь снежинку по линии»

Предметные картинки : кружка, кепка, коляска, клубника, кошка, конфета, кукла

Сюжетные картинки на тему «Семья»

Снежинка

Игрушка: кошка

22

Любимый образ. Поздравляем маму/

«8 Марта – праздник мам»

В

  • Д / и «Назови правильно»        
  • Д/и «Назови ласково»
  • Д/и «Назови правильно, добавив звук»
  • Дых упр «Сдуй цветочек»

Предметные картинки: велосипед, вертолет, ведро, вилка, виноград, волк, ворона, варежки,

Цветочек

Сюжетные картинки на тему «Семья», «Праздник мамы»

23

Тёплое солнышко. Образ света/

«Лесной Мишка и проказница Мышка»

С

  • Чистоговорка «Друг мой, Мишка, веселый, смешной», «Су-су-су - я гулял вчера в лесу»
  • Д/и «Да, …(качество человека), да …! Нет …(качество человека), нет…»
  • Артикуляционные упражнения «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»
  • Отгадывание загадок
  • Звукоподражание «Насос»

Игрушка: медведь, мышка

Предметные картинки : сундук, снеговик, сова, самолет, сковорода

24

Кто как купается/

Понравилась вода»

С

  • Д /и «Скажи как я»
  • Звукоподражание «Сыпется песок»
  • Д /и «Потерялся звук»
  • Д /и «Закончи стишок»

Предметные картинки : сундук, снеговик, сова, самолет, сковорода

Песок

25

Скворушка вернулся/

«Очень рады солнышку»

С

  • Дых.упр. «Дует ветерок»
  • Отгадывание загадок
  • Д/и «Назови что нарисовано»

Предметные картинки : сундук, снеговик, сова, самолет, сковорода

Сюжетные картинки на тему «Весна»

26

Добрый мир. У кого какой дом?»/

«Утром»

С

  • Д /и «Скажи как я»
  • Д /и «Потерялся звук»
  • Звукоподражание «Насос»
  • Артикуляционные упражнения «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»
  • Дых упр «Сдуваем шарик»

Сюжетные картинки на тему «Семья»

Игрушки: мяч, животные

27

Кто умеет летать?»/

«Голосок тонок, нос долог»

З

  • Звукоподражание комару «Ззз - ззз»
  • Д/и «Назови предмет»
  • Артикуляционные упражнения «Заборчик», «Наказать непослушный язычок»
  • Разучивание стихотворения

«Зайки на лужайке

На зеленой на лужайке

Забияки жили зайки,

Жили змеи, медвежата

И ужата, и ежата.

В звездном небе светляки

Зажигали огоньки,

Чтоб ни зверю и ни птице

В том лесу не заблудиться.»

Предметные картинки: замок, звезда, зонт, заяц, зеркало, зебра, комар

28

Зоопарк в городе/

«Обезьянка и телефон»

З

  • Артикуляционные упражнения «Заборчик», «Наказать непослушный язычок»
  • Звукоподражание «Д-з-з-з-ынь»
  • Д/и «Скажи тихо, скажи громко»
  • Отгадывание загадок

Предметные картинки : замок, звезда, зонт, заяц, зеркало, зебра

Игрушки: обезьяна, телефон

Сюжетные картинки на тему «Зоопарк»

29

Что из семечка выросло. Добрая книга. Любимая книга/ «Любимая книга»

С

  • Звукоподражание «С-Сь»
  • Д/и «Назови предмет»
  • Дых упр «Греем руки»
  • Д/и «Кто нарисован»

Предметные картинки : сундук, снеговик, сова, самолет, сковорода

Сюжетные картинки на тему «Весна»

30

Праздники и выходные/

«Едем купаться»

Ц

  • Артикуляционные упражнения «Заборчик», «Наказать непослушный язычок»
  • Д/и «Назови ласково»
  • Рассматривание иллюстраций Сутеева  
  • Д/и «Потерялся звук» - умение называть слова, выделяя звук

Предметные картинки: царь, цирк, цапля, цветок

Игрушки : цыпленок, курица

31

Что из семечка выросло/ «Летит мохнатенькая, летит за сладеньким»

З

  • Звукоподражание «Ззз - ззз»,
  • Ситуация «Мохнатенькая пчелка прилетела в особый город. Куда она попала – догадайтесь сами. Там живут разные звери: тигры, медведи, жирафы, слоны. Взрослые и дети приходят на них посмотреть. Это - … (зоопарк). А еще в зоопарке есть полосатые коняшки. Что это за коняшки в полосатых тельняшка? (зебры). В зоопарке живет также музыкант, который умеет играть на барабане. У него длинные уши и  короткий хвост. Он любит морковку. Это … (заяц)»
  • Отгадывание загадок
  • Артикуляционные упражнения «Загнать мяч в ворота», «Часики»
  • Дых. упражнение «Буря в стакане» (дуть в трубочку в стакан с водой)

Сюжетная картинка «Пчелы собирают мед», «Домашние животные»,

Предметные картинки: замок, звезда, зонт, заяц, зеркало, зебра

 Трубочка и стакан с водой

32

Кто пасётся на лугу/

«На лугу»

И, г, о

  • Звукоподражание «Иго - го»
  • Д/и «Тянем за ниточку звуки «И», «О»»
  • Д/и «Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано»
  • Д/и «Угадай на чем играю»

Предметная картинка : лошадь, одеяло, ослик, обезьяна, очки, огурец, окно, овечка, горох, градусник, груша, грабли, гранат, иголка, избушка

Сюжетные картинки на тему «Дикие животные»

33

В деревне и на даче/

«В деревне»

Ц

  • Звукоподражание «Цып - цып»
  • Чистоговорка «Цыпленок пьет из блюдца воду.»
  • Д/и «Поют кузнечики» (ц-ц-ц-ц-ц)
  • Дых упр «Сдуй листочек»
  • Рассматривание иллюстраций Сутеева

Игрушка: цыпленок, курица

Предметные картинки: царь, цирк, цапля, цветок

Листочки

Сюжетные картинки на тему «Лето»

Иллюстрации Сутеева

Литература:

  1. Васюкова Н.Е. Комплексное планирование образовательной деятельности с детьми 3 – 4 лет. Еженедельное интегрированное содержание работы по всем образовательным областям / Н. Е. Васюкова, Н. М. Родина. - М.: ТЦ Сфера, 2016. – 240 с. – (Истоки)
  2. Гризик, Т.И. Планирование работы в детском саду  с детьми 3-4 лет : метод рекомендации для воспитателей / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова и др.; науч рук. Е.В. Соловьева. – М.: просвещение, 2011. – 192 с.
  3. Развивающие занятия с детьми 3 – 4 лет / под ред. Парамоновой Л. А. – 2 –е изд., перераб. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 640 с.: ил.
  4. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, Колесникова Е.В., 2001
  5. Сафонова И. Э. Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет. Методическое пособие. – Туринск, 2017 https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/05/03/formirovanie-zvukovoy-kultury-rechi-u-detey-mladshego
  6. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Развитие речи детей 3-4 лет. Программа. Методические рекомендации. ФГОС. Вентана – Граф, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

В статье описываются возрастные особенности формирования звуковой культуры речи  у детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

"Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста"

Для решения задач по развитию звуковой культуры речи, я использую речевые гимнастики:Каждый комплекс содержит речевой материал по определенному звуку или группе звуков. Разработанные компле...

Система работы по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

Цель: развитие восприятия и произносительной стороны речи: произношение гласных и простых согласных звуков.Задачи:Развить лексическую, грамматическую и произносительную стороны речи;Развить речевой сл...