Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
статья ( группа) на тему

Валентина Николаевна Моисеенко

В статье описываются возрастные особенности формирования звуковой культуры речи  у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                                                                 Воспитатель: Моисеенко В. Н.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.2.Возрастные особенности речевого развития детей раннего и младшего

дошкольного возраста.

        Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков

различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями

речевого развития детей.

        Период раннего детства (от полутора до трёх) — это особый период в

жизни ребёнка. В это время происходит стремительное психическое и

физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования

и становления ребёнка как личности. Основными достижениями раннего

детства, которые определяют развитие психики ребёнка, являются: овладение

телом, овладение речью, развитие предметной деятельности.

Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи.

Данный период детского развития является сенситивным (наиболее

благоприятным) для развития именно этой психической функции,

подтверждением тому служит изучение детей, переживших жёсткое

обращение и мало общавшихся в детстве с другими людьми.

Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как Ж.

Пиаже, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. Они изучали

механизмы речи, основные этапы её развития, факторы, определяющие

речевое развитие, причины речевых нарушений.

                                                                                                                                 13

Формирование речи на протяжении первых трёх лет жизни ребёнка, как

показывают многочисленные исследования, - не просто количественное

накопление словаря. Это сложнейший нервно-психический процесс, который

происходит в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой и в

ситуации общения со взрослым. При нормальном развитии ребёнок к трём

годам накапливает около 1000 слов. В этот период он учится строить первые

предложения, первые обобщения. У него появляются первые вопросы, он

начинает активно использовать речевые средства для общения.

Наиболее интенсивно речь развивается после полутора лет, когда ребёнок

становится более активным и инициативным. В этот период появляется так

называемая автономная речь — искажённые слова, обозначающие

абстрактные понятия, а также словотворчество — изобретение собственных

новых слов для предметов и явлений.

На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это

влияние может быть, как положительным, так и негативным. Что касается

степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи,

можно сказать, следующее. Врождённые способности, сильное желание

общаться с окружающими и богатство языка и социальной среды

объединяются, чтобы содействовать детям в освоении функций и

закономерностей родного языка.

                                                                                                                             

Отметим, что ребёнок понимает гораздо больше слов, чем произносит. Так

                                                                                                                              14

происходит в силу возраста малыша. Объём понимаемых ребёнком слов

называется «пассивный словарь». Именно он определяет уровень

сформированности мышления ребёнка и понимательной стороны речи людей.

Отметим, что в 2 года дети уже понимают и различают формы единственного

и множественного числа существительных и глаголов. Они используют в

речи даже правильные падежные окончания. До трёх лет понимание

ребёнком окружающих существенно происходит их произносительные

возможности.

К началу третьего года жизни у ребёнка формируется грамматический строй

речи. Дитя выражает свои просьбы, желания уже не одним словом «дай», а в

виде примитивных фраз, иногда несогласованных. Например, «мама молоко

пить» или «дай тата вода». Родители уже прекрасно понимают эти не

совершенные обращения и должны корректировать речь ребёнка. В этом

заключается их главная задача по формированию правильной и грамотной

детской речи.

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она

приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и

многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.

Становление речи — сложный и длительный процесс, в ходе которого

ребёнок, общаясь со взрослым и сверстниками, с одной стороны, учится

понимать обращённую к нему речь, а с другой стороны — с помощью

                                                                                                                              15

управления своими речевыми органами самостоятельно воспроизводить

нужные звуки, затем объединяет их в слоги и слова, добиваясь понимания

своей речи со стороны окружающих.

В три года речь ребёнка развивается интенсивно и уже необходимо развивать

детский речевой аппарат, расширять словарный запас ребёнка игровыми

ситуациями, и совершенствовать грамматику его речи.

Ребёнок может уже в три года рассказать о себе связно, ответить на вопросы

взрослого. По картинке ребёнок может даже рассказать сказку, которая ему

знакома благодаря маме. Он умеет соотносить знания с речевой формой.

Наличие у него определённого жизненного опыта помогает обогащать свои

монологи словами- определениями. Так малыш может назвать цвет и форму

предмета, охарактеризовать вкус еды (горячая, холодная, солёная, сладкая).

Понять это можно, когда давать ему чёткие задания, например:«Дай красный

кубик», «Принеси маленькую ложку», «Положи куклу на диван».

Следующий этап развития (3-5 лет). Общение ребёнка в этом возрасте                                                                                                                                  

ситуативное, чаще инициируется взрослым, оно неустойчивое и

кратковременное. Тем не менее, возникает новая форма общения со  взрослым

–общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную

с взрослым познавательную деятельность.

                                                                                                                                                                                                                                                                 

К началу четвёртого года жизни ребёнок при благоприятных условиях

воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей

                                                                                                                                16

овладевает многими звуками; совершенствуется словопроизношение; речь

ребёнка становиться понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей

имеется ещё ряд несовершенств. В речевых нарушениях детей наблюдаются

индивидуальные различия.

Заметим, в практике распространено мнение, что к четырём годам

произношение детей соответствует возрастным особенностям и требованиям

программы, больших отклонений от нормы не наблюдается. Несовершенства

произношения детей младшего дошкольного возраста принято рассматривать

как возрастную закономерность, которая изживается сама собой. Отсюда и

недооценка необходимости обучения в сфере формирования звуковой

стороны речи на этом этапе.

На самом деле это кажущееся благополучие, потому, что к пяти годам без

специального обучения около 50% детей не усваивает всех звуков родного

языка.

Овладение правильным произношением в младшем дошкольном возрасте

затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и

фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У

детей пока ещё отсутствует сознательное отношение к несовершенствам

своего произношения. Вместе с тем положительными факторами являются

большая подражательность, стремление детей к игровым действиям, к

подражанию, эмоциональность при восприятии звуков.

                                                                                                                                17

К четырём годам ребёнок уже знает назначение предметов и различает

степени сравнений (маленький и самый большой), определяет роли в семье,

понимает времена глаголов, используя настоящее и прошедшее время. Это

возраст «почемучек», когда дети задают множество вопросов. И задача

взрослых заключается в терпеливом и простом объяснении ребёнку того, что

его интересует. Родители должны набраться терпения и отвечать на все

вопросы, не отмахиваясь от малыша. Ведь психологическая особенность

формирования речи и жизненного опыта заключается в том, что ребёнок

обращается к взрослому как к энциклопедии. Поэтому важно играть с

ребёнком в словесные игры, общаться на разные темы и даже рифмовать. У

ребёнка развивается чёткая склонность к юмору и несуразицам, потому, что

он реально отличает смысл от бессмыслицы. Юмор является показателем

интеллектуального развития, поэтому важно не губить фантазии ребёнка,

всячески их поддерживать.                                                                                                                              

Ещё нужно учитывать, что в этом возрасте развитие речи зависит от развития

мелкой моторики рук. Поэтому следует предлагать ребёнку разнообразные

шнурования и пирамидки, игры с мозаикой и игры на

сортировку, даже перебирание крупы с мамой на кухне станет и полезным                                                                                                                                                                                                                                                        

для развития речи, и нужной формой приобщения ребёнка к домашним

                                                                                                                               

делам.

Хочется обратить внимание на термин «задержка речевого развития» - это

                                                                                                                                18

состояние, которое характеризуется отставанием речи от возрастных норм. У

детей с задержкой речевого развития позже появляются первые слова,

словарный запас растёт очень медленно, позднее начинают использовать

фразы. Речевой аппарат, как уже было сказано, в этом возрасте недостаточно

развит, чтобы справляться со сложными звуками, например, свистящими (С,

З), шипящими (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорными (Р, Л). Дети 3-4 лет путают звуки,

заменяют их похожими, а также довольно часто представляют или заменяют

слоги в словах. Все эти недочёты считаются особенностями развития речи

ребёнка и зачастую требуют специальной коррекции. На серьёзные

нарушения указывают и другие признаки, например, когда ребёнок путает

название частей тела или не может составлять даже самые простые

предложения. Наличие ослабленной общей, мимической мускулатуры,

анатомические особенности, дискоординация и неограниченность движений

артикуляционного аппарата лишь усугубляет тормозящие процессы в речевом

развитии ребёнка.

В осуществлении процесса формирования речи включены нервная система,

слуховые и речевые органы. На него оказывают влияние множество

факторов, из-за чего правильное произношение не всегда формируется у

ребёнка самостоятельно.

В этом случае требуется систематическая квалифицированная

логопедическая помощь, а в некоторых случаях и медицинское участие

                                                                                                                               19

Закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность

определить приоритетные линии формирования того или другого механизма

на разных возрастных этапах. На ранних этапах происходит

преимущественное развитие речевого слуха и слухового внимания,

восприятия и понимания устной речи окружающих (её смысла, звукового

оформления, интонационной выразительности и др).

1 этап -  от полутора до 3 лет.

Для этого этапа характерно бурное развитие активного словаря.

Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при

произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются,

становятся более устойчивыми. Основной работой по звуковой культуре речи

является использование различных звукоподражаний. На данном возрастном

этапе воспитатель проводит работу, направленную на уточнение и

закрепление простых в артикуляционном отношении звуков на                                                                                                                              

выработку чёткого и внятного произнесения слов.

2 этап -  от 3 до 5 лет.

В этом возрасте происходит формирование фонетического и

морфологического состава слова.

Продолжается совершенствование наиболее трудных движений органов

                                                                                                                               

артикуляционного аппарата.

Это даёт возможность ребёнку воспроизводить щелевые, аффрикативные и

                                                                                                                                 20

сонорные звуки.

Работа на этом этапе опирается на сознательное отношение детей к звуковой

стороне слова и строится на последовательной отработке основных звуков

родного языка.

3 этап -  от 5 до 7 лет.

Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой

стороны речи дошкольников.

К началу третьего этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные

движения уже сформированы, однако важно, чтобы чётко различались как

при произношении, так и при слуховом восприятии (речи) звуки, которые

сходны по артикуляционным и акустическим признакам. Специальная работа

по совершенствованию различения дифференциации таких звуков

способствует дальнейшему развитию фонематического слуха у детей,

усвоению фонем как звукосмыслоразличителей.

Таким образом на всех возрастных этапах обучения звуковой культуре речи

рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками,

звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание

стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и

рассказывание по картинке с учётом возраста и стоящих задач обучения

начинается с этапа автоматизации звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Рекомендации для родителей: Игры для формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

Игры для формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста...

Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Теоретическая часть проектной деятельности.1.Понятие культурно-гигиенических навыков. Особенности формирования их у дошкольников.2.Условия и средства формирования культурно-гигиенических навыков.3.Воз...

"Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста"

Для решения задач по развитию звуковой культуры речи, я использую речевые гимнастики:Каждый комплекс содержит речевой материал по определенному звуку или группе звуков. Разработанные компле...