"Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Чудновская Гульфия Андреевна


 Для решения задач по развитию звуковой культуры речи, я использую речевые гимнастики:



Каждый комплекс содержит речевой материал по определенному звуку или группе звуков.
 Разработанные комплексы помогут воспитателю
организовать системную работу по звуковой культуре речи,

осуществлять индивидуально-дифференцированный подход по звукопроизношению детей,
развивать фонематический слух,
 интонационную выразительность и четкую дикцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi_3_11.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Речевая гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.» ГМО ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА Семинар-практикум Материал подготовила: Чудновская Гульфия Андреевна МБДОУ ЗАТО г.Североморск д/с № 44 «Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста»

Слайд 2

Звуковая культура речи – один из разделов общей культуры речи, который характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, её произносительная сторона.

Слайд 3

Звуковая культура речи сочетает в себе: - развитие речевого дыхания, -подвижности органов артикуляционного аппарата, -постановку и уточнение произношения звуков, - выработку нормального темпа, ритма речи, -развитие выразительности речи, -развитие фонематического слуха.

Слайд 4

Основные задачи по воспитанию звуковой культуры речи: 1.Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: - слуховое внимание; -фонематический слух; -способность воспринимать данный темп и ритм. 2. Развивать артикуляционный аппарат. 3. Работать над речевым дыханием. 4.Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения. 5.Формировать правильное произношение всех звуков русского языка. 6.Выырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слов и фраз в целом, т.е. хорошую дикцию

Слайд 5

Основные задачи по воспитанию звуковой культуры речи в 1 младшей группе: 1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи. 2. Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества речи. 3. Вызывать правильное произношение звуков.

Слайд 6

Основные задачи по воспитанию звуковой культуры речи во второй младшей группе: - формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения; - развитие правильного речевого дыхания; - развитие достаточной громкости голоса нормального темпа, различных интонационных средств выразительности речи; - формирование и развитие речевого слуха.

Слайд 7

Основными приёмами работы по воспитанию звуковой культуры речи в раннем возрасте являются: – показ образца: интонационное выделение педагогом заданного звука и восприятие его детьми ( « Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му -у-у … »); – объяснения, указания ( « Козочка кричит : ме-ме-ме … Сложите губы так, как будто вы улыбаетесь); – словесные упражнения ( « Как мяукает кошка? Скажем все вместе »). – сопряжённое и отражённое ( « Послушайте как я скажу … А теперь Саша (Маша) скажи ») проговаривание звукоподражаний, слов, текстов художественных произведений со звукоподражаниями – игровые приемы (сюрпризный момент, действия с игрушками, имитация движений со звукоподражанием и пр.); – показ картинки, игрушки. р

Слайд 8

Для решения задач по развитию звуковой культуры речи, я использую речевые гимнастики: Каждый комплекс содержит речевой материал по определенному звуку или группе звуков. Разработанные комплексы помогут воспитателю организовать системную работу по звуковой культуре речи, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход по звукопроизношению детей, развивать фонематический слух, интонационную выразительность и четкую дикцию.

Слайд 9

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ -артикуляционные упражнения на вызывание звука - упражнения в произношении звука -дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания -хороводные игры, чтение потешек, стихов на заданный звук

Слайд 10

КОМПЛЕКС РЕЧЕВОЙ ГИМНАСТИКИ В I МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Звук «А» 1. Артикуляционные упражнения на вызывание звука «А» «Успокой куклу» Цель: длительно тянуть звук «а – а – а», рот должен быть широко открыт. «Мама кормит птенчика» Птенчик весело летал, Птенчик клювик открывал. Вот так, вот так, Птенчик клювик открывал. 2. Упражнения в произношении звука Цель: упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний. Как лает собака? – аф – аф – аф Как квакает лягушка? – ква – ква – ква Кукла плачет – а – а – а Упала чашка – Ах! Уколол палец – Ай! Вариант: « Пальчики здороваются ».

Слайд 11

КОМПЛЕКС РЕЧЕВОЙ ГИМНАСТИКИ В I МЛАДШЕЙ ГРУППЕ 3. Игра « Веселый клубок ». Цель: произносить звук « А » на длительном выдохе. Взять клубок, отмотать короткую и длинную нитку. Сказать, что нитка волшебная и любит петь. Наматывать в клубок длинную нитку и петь: « а – а – а – а – а – а », короткую нитку: « а – а ». 4. Игра « Ладушки » Цель: проговаривать потешку и одновременно выполнять движения руками: Ой, ладушки, ладушки, Испекли оладушки (повернуть руки ладонями вверх) На окно поставили, Остывать заставили (после слов подуть на ладони). Вариант: Поглядите, зайчик плачет а - а – а, Поднимает мишки мячик а – а – а. Мишка, мишенька , отдай, Вместе с зайкой поиграй.

Слайд 12

Звук « И » 1. Сказка « Весёлого язычка »: Однажды проснулся язычок, посмотрел в окошко. А на улице хорошая погода, солнышко улыбается. Язычок тоже улыбнулся, показал зубки и от радости протянул: « и – и – и – и ». Пошел язычок гулять и встретил маленького жеребенка, который потерялся и жалобно звал свою маму-лошадку: « и – и – и – и ». Язычок решил ему помочь и вместе с ним стал кричать : « и – и – и ». Прибежала мама-лошадка. Пошел язычок гулять дальше, на пути ему встретился ослик, который радостно его поприветствовал: « иа – иа – иа ». Язычок ему в ответ пропел: « иа – иа – иа ». Вдруг язычок и ослик услышали, что кто-то смеется. Это мышонок сидел в траве и тихо смеялся: « и – и – и ». Язычок и ослик не выдержали и вместе с мышонком громко рассмеялись: « и – и – и » и все вместе они стали играть с мячом. Синий мячик из резинки Скачет, скачет без запинки. Низко, низко, низко, низко, От земли совсем уж близко. Вариант: и тут они увидели машину: В машине, в машине шофер сидит. Машина, машина Идет, гудит.

Слайд 13

Звук « О » Артикуляционные упражнения на вызывание звука « О ». « У куклы Оли заболели зубы » - приложив ладони к щекам, покачивая головой из стороны в сторону, жалобно петь « о – о – о ». Вариант: а) « Ой, ушко болит! » У куклы Оли заболело ушко. Она плачет: « О – о – о! » б) « Губки, как колесико » Предложить сделать губки такими же круглыми, как колеса у машинки. Предложить шепотом произнести звук « О » 2. Упражнения в произношении звука: Цель: упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний. Как курочка зовет своих цыплят? (ко – ко – ко) Как лошадка зовет своего жеребенка? (и – го – го ) Скачем на лошадке. (но – но – но) Вариант: пальчики здороваются.

Слайд 14

3. Д/и « Кто так кричит? » Цель: развитие слухового внимания. Воспитатель поочередно показывает детям животных: кур, корову, птичку, собачку, кошку, лошадку и вызывает детей для звукоподражания. 4. Потешка « Идет коза рогатая ». Цель: четко произносить звукоподражания, развивать общую и мелкую моторику. Идет коза рогатая, Идет коза бодатая : Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп! Кто каши не ест, Молока не пьет, Того забодаю, забодаю, забодаю. Ножкой топ-топ-топ! Варианты: а) произнести с детьми стихотворение б) произнести с деть- ми потешку: Бом-бом, бом-бом Уходи с дороги кот, Загорелся кошкин дом. Наша Танечка идет. Бежит курица с ведром, Ни за что не упадет Заливает кошкин дом. Топ-топ, топ-топ.

Слайд 15

Звук «М» 1. Артикуляционные упражнения на подготовку артикуляционного аппарата «Птенчики хотели есть» Цель: активизировать работу нижней челюсти. Воспитатель предлагает поиграть в маму-птичку и птенчиков. Птенчики широко открывают рот, а потом закрывают, чтоб еда не выпала из клюва. Мама птенчика любила, Зернышки ему носила. Мама детке говорила: «Ротик шире открывай, Ешь скорей и закрывай». 2. Звукоподражания: как кричит корова? Вариант: «Заводная кукла». Воспитатель заводит ребенка-куклу ключиком. Кукла говорит « Ма – ма » ,Как кричит коза? Как кричит коза? 3. Пальчики здороваются. Произносить слоги: ма – мо – му – мы. 4. Проговаривание совместно с воспитателем «Мишка» А.Барто .

Слайд 16

Звук «Н» 1. Артикуляционные упражнения на вызывание звука «Н» «Язык качается». Цель: упражняться в быстрой смене движений кончика языка (вверх – вниз), рот широко открыт. 2. Упражнения в произношении звука игра «Лошадка». Скачем на лошадке: «Но! Но!» Кормим лошадку: «На! На!» Варианты: пальчики здороваются, произносить слоги на, но, ну, ны , выполнять сначала правой рукой, затем левой.

Слайд 17

3. Игра «Где позвонили?» Цель: развивать слуховое внимание. Дети стоят в кругу. Водящий закрывает глаза. Воспитатель звонит в колокольчик. Водящий, не открывая глаз, должен показать рукой в том направлении, откуда доносится звон. 4. Проговаривание за педагогом стихотворения. У меня есть конь. Этот конь – огонь. Но, но, но, но. Я скачу на нем, На коне моем: Но, но, но, но. Вариант: а) Динь - дон! Динь - дон! б) хоровод «Как у нашей Ниночки» В переулке ходит слон Как у нашей Ниночки Старый, серый, сонный слон. Новые ботиночки, Динь – дон! Динь – дон! Как она сумела -Стало в комнате темно. На ноги надела, Заслоняет слон окно, На ноги надела -Или это снится сон? Плясать захотела. Динь – дон! Динь – дон!

Слайд 19

Картотеки:

Слайд 20

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо … С-Пб., 2003. 2. Гризик Г., Тимощук Л. Развитие речи детей 4 – 7 лет // Ребенок в детском саду, № 1-6, 2002. 3. Дурова Н.В. Фонематика . – М., 2002. 4. Залмаева Р. Сам себе логопед. С-Пб., 1995. 5. Игры в логопедической работе с детьми // Под редакцией Селиверстова В.И – М., 1979. 6. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно. М., 2004. 7. Лопухина И.С. Коррекция речи у дошкольников. С-Пб., 1994 8. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988 9. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. С-Пб., 2002. Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

В статье описываются возрастные особенности формирования звуковой культуры речи  у детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковы...