Дополнительная программа "Художественное слово"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Яшина Ирина Александровна

  Актуальность программы:

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Данная программа для детей является новой, знакомит со средствами выразительности речи, учит красиво и толково говорить, декламировать, играть на сцене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yashinoy_i.a.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотой ключик»

 

Утверждена приказом

МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик»

Приказ № 31 от  30.08.2023 г 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО»

Возраст обучающихся: 5- 7 лет

Срок реализации программы:   8 месяцев

 

 

Автор-составитель программы: 

Воспитатель I квалификационной

категории

Яшина И.А.

Принято решением

Педагогического совета

Приказ № 1 от 30.08.2023 г

 

 

Пояснительная записка

Направленность программы - художественная

Одной из важнейших социально – педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры человека, приобщения его к духовному богатству современной цивилизации. Особенно актуальной представляется работа с учениками над литературными текстами, которая открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, развитие творческих способностей, самореализации личности ребёнка. Среди инструментов этого процесса может быть классный театр. Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению. Участие  детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл. Психологи особо подчёркивают, что детей младшего школьного возраста характеризует синтетический взгляд на мир. Учёт этого фактора позволяет педагогам, использовать синтетическое воздействие театрального искусства на овладение детьми навыками творческого чтения литературных текстов. Образная сила художественного слова литературного произведения при чтении далеко не всегда воспринимается детьми младшего школьного возраста в должной мере, а на сцене благодаря звучащему слову и действию, проявляется с наибольшей полнотой и яркостью. Очень важно, что театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, может способствовать развитию у детей интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа  поэтического кружка «Художественное слово». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы

  Актуальность программы:

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Данная программа для детей является новой, знакомит со средствами выразительности речи, учит красиво и толково говорить, декламировать, играть на сцене.

Цель:  приобщение детей  к поэтическому творчеству отечественных и зарубежных писателей; формирование художественного вкуса

Задачи:

  • развивать интерес к таким видам искусства, как выразительное чтение, театр, музыка
  • формировать умения и навыки самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
  • воспитывать общую культуру ребёнка средствами театральной деятельности;
  • создание условий для социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического развития.
  • ознакомление с жанрами художественной литературы

Особенности программы.

Процесс кружковых занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А. Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребёнка - способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра – шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

 Материал постепенно усложняется, происходит знакомство с понятиями как темп, тембр, дикция и др. Происходит знакомство, как с авторскими   произведениями так и с произведениями фольклора. Выразительное чтение стихов, рассказов, постановка сценок - миниатюр. Использование в сценках кукол, костюмов, музыки.

Формы и режим занятий.

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют воспитанники  5-7  лет.

Сроки реализации программы:  8 месяцев

Занятия будут проводиться 2 раза в неделю в виде бесед, инсценировок, выразительного чтения, изготовление реквизитов.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Повышение уровня общей культуры учащихся.

Приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности учащихся. Развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как выразительное чтение, театр, музыка.

Дети лучше будут понимать текст произведений,  владеть средствами художественной выразительности. Дети будут более раскрепощенные, научаться без стеснения выразительно читать произведения.

Будут принимать активное участие в жизни детского сада.

Будут организованы выступления перед воспитанниками садика,  родителями.

Формы подведения итогов

Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие занятия, открытые просмотры, премьерные показы спектаклей, где дети демонстрируют своё театральное мастерство.

Подведение итогов реализации программы осуществляется путём организации выставок работ воспитанников (куклы, декорации, маски, костюмы), показа спектаклей, участия в конкурсах чтецов.  

Учебно – тематический план

дополнительной образовательной программы.

Месяц

Теория

Практика

Октябрь

1

8

Ноябрь

1

7

Декабрь

1

7

Январь

1

7

 Февраль

1

7

Март

1

7

Апрель

1

7

Май

1

8

Итог.     Всего  65 час

8

57

Теоретический  и практический материал

теория

практика

1

Как мы говорим? Что такое слово, речь?

Какой должна быть речь?

1

Жанры художественной литературы

1

2

Дыхание. Упражнения

1

3

Голос. Главные качества голоса.

1

4

Дикция и артикуляция.

1

5

Интонация.

1

6

Логическое ударение.

1

7

Отработка ритма. Считалки.

1

8

Работа с чистоговорками.

1

9

Чтение потешек

1

10

Тренировка в правильном употреблении звуков. Скороговорки.

1

11

Конкурс чтецов (на лучшее прочтение стихотворения)

1

Приобщение к литературе. Драматизация

12

С.Маршак . Чтение произведений, распределение ролей.

1

13

Репетиция. Постановка.

1

14

С.Михалков, Чтение произведений, распределение ролей.

1

15

Репетиция. Постановка.

1

16

Э. Успенский «День рождения Дяди Фёдора»

Чтение, распределение ролей.

1

1

17

Репетиция. Постановка.

18

Конкурс чтецов .

1

18

Чтение русских народных сказок.

Распределение ролей

1

19

Работа над художественным словом.

2

20

Инсценировки.

1

21

Показ инсценировок.

1

22

Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Образы героев

1

23

Работа над выразительностью речи.

2

24

Постановка.

1

25

Конкурс чтецов

1

25

Художественная речь

1

26

Мимика, жесты.

1

Театрализация. Инсценировки

27

К.Чуковский «Муха-цокотуха»

Чтение , характеры героев, способы передачи словом

1

28

Выразительное чтение по ролям. Изготовление костюмов.

2

29

Работа над выразительностью речи

2

30

Постановка.

1

31

В.Катаев «Цветик-семицветик»».

Чтение , анализ героев.

1

32

Выразительное чтение по ролям. Изготовление костюмов.

2

33

Работа над средствами художественной выразительности, мимикой,  жестом.

2

34

Постановка.

1

Всего: 65 часов

8

57

Содержание программы.

Занятие

Дать детям представление о том, что такое слово и  наша речь.

Хороший собеседник владеет голосом, речь его правильна, богата, выразительна. Какую речь приятно слушать. Повторение изученных средств выразительности речи.  

Занятие

Дополнить знания детей о дыхании. Проведение тренировочных дыхательных  упражнений.

Занятие .

Дополнить знания учащихся по  главным  качествам  голоса: тон, темп, тембр. Чтобы речь была понятной для других , необходимо говорить достаточно громко, в нормальном темпе, без лишних жестов.  Упражнять в умении менять темп, тембр и тон голоса в зависимости от ситуации.

Занятие . 

Познакомить с понятиями  дикция и артикуляция. Проведение тренировочных упражнений по данным средствам выразительности речи.

Занятие . 

Вспомнить и закрепить знания о интонации. Тренировать учащихся в употреблении разных видов интонации.

Занятие . 

Познакомить с понятием  логическое ударение. Показать практическую значимость этого средства выразительности устной речи; научить детей слышать смысловое  выделение слов, словосочетаний и использовать логическое ударение в собственной устной речи. Тренировать в в постановке логического ударения  в четверостишиях.

Занятие .

Продолжать знакомить с особенностями считалок и их структурными типами.

Занятие . 

Тренировка в  отрабатывании ритма при работе с чистоговорками,  упражнять в правильном произнесении звуков в словах.

Занятие . 

Тренировать в выразительном чтении потешек.

Занятие .

 Как быстро научиться произносить скороговорки. Упражнять в правильном и быстром произнесении скороговорок.

Занятие .

Конкурс на лучшее чтение стихотворения.

Занятия .  

Чтение стихотворений С.Маршака.  Работа в группах: дети распределяют роли, выбирают средства художественной выразительности для передачи характера героев.

Занятие . 

Репетиция сценки по группам.  Каждая  группа  представляет свой вариант.

Занятия .  

Чтение произведений С.Михалкова.  Работа в группах: дети распределяют роли, выбирают средства художественной выразительности для передачи характера героев.

Занятие . 

Репетиция сценки по группам.  Каждая  группа  представляет свой вариант.

Занятия .  

Чтение рассказа  Э. Успенского «День рождения Дяди Фёдора».  Работа в группах: дети распределяют роли, выбирают средства художественной выразительности для передачи характера героев.

Занятие . 

Репетиция сценки по группам.  Каждая  группа  представляет свой вариант.

Занятие .

Чтение русских народных сказоук. Распределение ролей. Тренировка в выборе средств художественной выразительности в группах.

Занятие .

 Изготовление декораций. Проведение репетиции.  

Занятие .

Репетиция сказки.

Занятие .

Проведение репетиции  и выступления перед учащимися 1 класса.

Занятие . 

Чтение русской народной  сказки «Заюшкина избушка» . Распределение ролей. Тренировка в выборе средств художественной выразительности в группах.

Занятие

Изготовление декораций. Проведение репетиции.

Занятие .

Проведение репетиции  и выступления перед воспитанниками д/с.  

Занятие  

Продолжать знакомить детей с художественной речью. Сопоставить сугубо информативную деловую речь с изобразительной художественной. Как говорить зависит от «зачем  говорить». Упражнять в чтении художественных текстов.

Занятие .  

Закреплять знания и умения по выражению чувств и эмоций при помощи жестов и мимики.

Занятие . 

Чтение сказки К.Чуковского «Муха-цокотуха»». Распределение ролей.

Занятие . 

Выразительное чтение слов персонажей по представлению «актёра». Обсуждение учащимися правильности выбора средств выразительности. Изготовление костюмов.

Занятие .

 Изготовление реквизитов. Репетиция.

Занятие . 

Постановка. Представление родителям.

Занятие . 

Чтение рассказа В.Катаева «Цветик-семицветик». Распределение ролей.

Занятие . 

Выразительное чтение слов персонажей по представлению «актёра». Обсуждение учащимися правильности выбора средств выразительности. Изготовление костюмов.

Занятие . 

Изготовление реквизитов. Репетиция.

Занятие .

 Постановка. Представление родителям и детям.

Методическое обеспечение.

Для постановок сценок будут изготавливаться необходимые реквизиты, костюмы. При постановке кукольных спектаклей будут использоваться куклы. При постановке спектаклей будут использоваться костюмы и маски.

На занятиях будут использоваться презентации, музыка, просмотры мультфильмов, прослушивание фонограмм текстов в исполнении мастеров слова. В наличии есть методическая литература: для развития дикции, упражнения для развития темпа и тембра, упражнения для чтения с различной интонацией, игры и упражнения для исправления речевых недостатков, занимательные упражнения по орфоэпии, речевые ситуации, речевые игры, игры в рифмы, пиктограммы, практические работы над дикцией, чистоговорки, скороговорки, небылицы, потешки.

Список используемой литературы.

1.Л.Успенская «Учитесь правильно говорить»

Москва Просвещение 1999г.

2.Т. Ладыженская «Речь, речь, речь»

Москва «Педагогика» 2000г.

3.Т.Ладыженская «Речевые уроки»

Москва Просвещение 1995г.

4.М.Львов «Школа творческого мышления»

Москва Астрель 2003г.

5.Давыдова «Праздник в школе»

Москва Айрис Пресс  2004г.

6.Бугаева З.Н. Игры и задания для развития устной речи и дикции

БАО Донецк 2006

Тема: «Осень, осень, в гости просим»

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях.

Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Формировать коммуникативные навыки, вызвать желание радовать своих друзей хорошими поступкам.

Развивать память, эстетический вкус,  творческое воображение.

Игра «Приветствие»

- Здравствуйте, ребята. Я хочу пожелать вам хорошего настроения на весь день . С добрым утром, с новым днем, С новым солнцем за окном! Утро доброе встречайте, день хороший начинайте!

- Ребята, а вы хотите поиграть, для этого встаньте, пожалуйста, в круг. «Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг, вместе за руки возьмемся,  и друг другу улыбнемся.» А, сейчас, чтобы у вас появилось хорошее настроение, мы будем передавать сердечко, друг другу, при этом не забывайте дарить улыбку, начнем с меня.

-Настроение у всех хорошее, замечательно и пусть хорошее настроение не покидает нас с вами и наших гостей целый день, садитесь на свои места.

- Ребята, а вот и конверт, давайте посмотрим ,что там? Что это?(листочки) Листочки какие?(кленовые, дубовые, и т.д.) А на них написаны загадки. Хотите отгадать? Слушайте внимательно:

1.Сама серая, а все вокруг золотом красит(осень)

 2.В гости к нам она идет, урожай наш соберет(осень)

3. Три месяца плакала, в листья куталась, а все равно замерзла.(осень) )

4.Летит по небу клин, спасается от зим. А кто ребята знает, когда это бывает?(осенью)

5.Осень наступила, Холодно стало, дождик – разбойник стучится в окно, и на прогулку меня собирая, мама мне надевает ….пальто.

 6.Желтые и красные, по ветру летят, в воздухе кружатся, а потом ложатся, и под ногами шуршат. (листья)

 7.В лесу среди поляны, издалека видать, Шапка- ярко красная На тонкой ножке.

 А кто к нему подойдет, тот в корзину заберет.(подосиновик) 8.Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.(осень)

 9.С ветки в воду упадет и не тонет а плывет (лист)

Все вы, молодцы, я ребятам передам, что вы все загадки отгадали, а сейчас давайте продолжим разговор.

 А какое время года сейчас? Правильно осень, а какая осень бывает(золотая, поздняя),молодцы ,правильно. А какие осенние месяцы вы знаете? Хотите поиграть в игру, игра называется

 Игра: «Да или нет» (дайте правильный ответ) Отвечать будете хором «Да» или «нет» 

 Осенью растут цветы? (нет) А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (Поздней)

Осенью растут грибы? (да)

 Тучки солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

 Туманы осенью плывут? (да)

 Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)

 А бабочки летают? (нет)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

 Достаем ли сапоги? (да)

 Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки одевать? (да)

 Молодцы, хорошо знаете приметы осени.

Ребята, а вы любите танцевать, встаем в круг ,я сейчас вам раздам листочки.

Давайте послушаем стихотворение К. Бальмонта «Осень».

Звучит фонограмма осеннего вальса, воспитатель читает стихотворение:

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика,

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают,

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают,

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется,

И заплачет спросонья.

2. Беседа по содержанию.

Восп: Ребята вам понравилось стихотворение, кто его автор? Как вы думаете, оно грустное или веселое? Почему? (Грустное, потому что дни стали холоднее, солнышко реже смеется, птицы улетают)

Восп: Почему осень заплачет, как вы это понимаете? (идет дождь, как будто осень плачет)

Восп: А почему она плачет спросонья? (потому что было лето, а потом наступила осень)

Восп: Как вы думаете, что обозначает слово «благовонье»? (приятный, сладкий запах)

Восп: А почему автор пишет, что «Нет в цветах благовонья»? (потому что осенние цветы не пахнут так сильно как летние и весенние)

3. Заучивание стихотворения.

Воспитатель читает стихотворение еще раз. Затем дети читают стихотворения по 4 строчки. Воспитатель начинает строчку, проговаривает вместе с ребенком, тихонько подсказывает слова, не допускает длинных пауз. Затем воспитатель положительно оценивает и поощряет детей, и читает стихотворение еще раз. Просит детей, которые запоминают текст быстрее, рассказать стихотворение полностью.

Танец «Листики дубовые, листики кленовые»

А скажите ,пожалуйста, с какого дерева у меня в руках листочки? С клена, правильно, значит листочки кленовые.(Так воспитатель с детьми говорят о каждом листочке и дереве)

Как сегодня хорошо вы все позанимались, давайте, все вместе скажем: « Спасибо нам, спасибо всем».

Тема:  «ОСЕННЕЕ ЛУКОШКО».

Цели - расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков.

Задачи: учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь,  закреплять умения отвечать на вопросы, пересказывать тексты.

                                          Ход занятия:

- Ребята, отгадайте загадку, и вы  узнаете, о чем мы будем говорить на нашем занятии сегодня.

Стоит Антошка на одной ножке,

Кто его найдет - тот  в лукошко кладет.

(Ответы детей)

- Сегодня мы с вами будем говорить о грибах. Где растут грибы?  ( ответы)

- К нам в гости пришел Лесовичок – боровичок. Он может очень много рассказать вам о грибах, послушайте.

- Гриб – это особый организм, у которого в отличие от растений нет корней, стеблей веток, листьев, цветков и семян. Под землей находится грибница – тонкие белые нити. Чтобы не разрушить грибницу, грибы нельзя вырывать «с корнем», а надо аккуратно срезать ножом. Тогда в течение нескольких лет грибники смогут собирать их в одном и том же месте. Грибы – чудесный дар лесной природы!

- Ребята, что вы запомнили из рассказа Лесовичка?   (ответы )

- Молодцы!

- Сейчас мы поедем на веселом автомобильчике в лес, где встретимся с разными грибами. Вы готовы? Но прежде чем отправиться в путь надо помочь Лесовичку-боровичку придумать к  слову «гриб» родственные слова.

Игра: «Родственники»

Цель: упражнять в подборе родственных  и однокоренных слов.

Назовите ласково гриб. ( Грибочек, грибок )

Как называется человек,  собирающий грибы?   (Грибник)

Как называется дождь, после которого быстро растут грибы?(Грибной дождь

Тонкие белые нити, которые находятся под землей?   (Грибница)

- Теперь можем ехать. Все у нас для этого готово?      (Ответы детей)

- А во что же мы будем класть грибы?     (Ответы)

- Вот что мы можем взять с собой:  (иллюстрации)

Лукошко – это ручная корзина из  коры липы

Кузовок – это короб из коры березы

Корзинка – это плетеное изделие из ивы

Кошелка – это небольшая корзинка.

- Теперь у нас все готово. Усаживайтесь поудобнее в автомобильчик. Отправляемся!   (Дети изображают движение автомобиля  и проговаривают)

Мы грибочки обожаем,

Мы в лесу их собираем.

Мы положим их в корзинку,

Принесем мы их домой.

- Внимание! Остановка «Опушкино».  Выходим из автомобильчика. Отгадайте загадки, и мы узнаем,  кто из вас какой гриб нашел. (Показ иллюстраций)

Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой с нежной бархатной прокладкой.              

                                                                          (Белый гриб)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые  … (лисички)

На пеньках стоят грибы. Очень дружные они. (Опята)

В роще у березки повстречались тезки!  (Подберезовики)

Я родился в день дождливый под осиной молодой.

Круглый гладкий и красивый, с ножкой тонкой и прямой.

                                                                       (Подосиновик)

А вот  кто-то важный на беленькой ножке.

Он с красною шляпкой, на  шляпке горошки.  (Мухомор)

- Положим в корзинку этот гриб?  (нет)  Почему?  (Он ядовитый)

- Правильно. Этот гриб несъедобный. А еще вы знаете несъедобные грибы?

- Хоть прекрасен внешний вид. Гриб опасен, ядовит.

- Мы набрали много грибов, пора ехать дальше.  (Дети усаживаются в автомобильчик, изображают движение под музыку.)

- Пока мы едем до следующей остановки, Лесовичок-боровичок приготовил вам задание.

Игра: «Чудесные грибы»

Цель: упражнять в подборе признаков предмета и действий предмета.

- Какие бывают грибы?   (вкусные, полезные, вредные, питательные, съедобные, несъедобные, ядовитые, большие, маленькие, малюсенькие, вареные, жареные, замороженные, сушеные, соленые, маринованные).

- Что делают с грибами?   ( собирают, срезают, выращивают, чистят, варят, сушат, моют, продают, варят, жарят, маринуют,  солят, кушают, замораживают…)

- Вот и остановка. Она называется «Готовкино».

- Какие грибные блюда вы пробовали?  Как можно приготовить грибы?

Игра:  «Люблю грибные блюда»

Как сказать про грибы сваренные в кастрюле? (Вареные грибы)

Грибы пожаренные на сковороде?  (Жареные грибы)

Грибы, находящиеся в морозильнике? ( Замороженные)

Грибы, которые сушили?                (Сушеные)

Грибы,  которые засолили?     (Соленые)

Грибы, которые мариновали?   (Маринованные)

Какие блюда с грибами можно приготовить?  

Суп с грибами     --- грибной  суп

Пирог с грибами --- грибной пирог

Икра из грибов --- грибная икра

Рагу с грибами --- грибное рагу

Начинка из грибов --- грибная начинка

Остановка  «Рассказкино».

- Детям предлагается картинка,  по которой они составляют предложения.

-Молодцы!  Вот мы доехали до остановки  «Грибная»

Детям раздаются трафареты грибов и альбомы, в которых они рисуют разные грибы и выполняют разные виды штриховки.

Заучивание стихотворения Агнии Барто «Дождь в лесу».

Дождь в лесу
Агния Барто


Мы ходили по грибы,
Забирались под дубы.
Вдруг — дождь!
Да какой!
Стала просека рекой!

«Я гляжу из-под плаща,
Как, треща и трепеща,
Гнутся ветки на весу.
Дождь в лесу!
Дождь в лесу!

Итог: игра  с мячом «Назови грибы»

Дети ловят мяч и говорят названия грибов, которые они запомнили.

- Молодцы!  Вот и пришла пора нам возвращаться из леса. Давайте насладимся лесным воздухом, его ароматом и свежестью. (Звучит расслабляющая музыка, дети расслабляются на стульчиках, закрывают глаза)

     Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Вы лежите на ней,  как на перинке. Вокруг  все тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову красивый цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков.  Вы чувствуете,  как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, ваши руки, ноги… вам тепло и приятно. А теперь потянитесь и скажите медленно и тихо: «Да-а-а». Откройте  глаза. Вы чудесно отдохнули много узнали о грибах и научились составлять предложения.

Тема: Составление описательного рассказа «Зима».

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, прививать любовь к поэтическому слову, развитие навыков творческого рассказывания.

Задачи:

 развивать умение детей при составлении описательного рассказа использовать образные слова и выражения, опираясь на схему.

содействовать совершенствованию навыков монологической речи детей.

создать условия для развития умений детей подбирать определения к заданным существительным.

совершенствовать умение составлять предложение в игре «Живые слова».

воспитывать любовь к родной природе.

Ход занятий:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем, сядем все красиво и покажем, что мы готовы к занятию.

Дети: Здороваются.

Воспитатель: Ребята сейчас я прочту вам загадку, а вы её отгадайте.

Закружила, завертела,

Шубу белую надела,

Заковала реки в лед,

Встать на лыжи нас зовёт.

Ответ детей: Зимушка- зима.

Воспитатель: Правильно. Ребята, сегодня мы будем с вами беседовать о зиме.

Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг, к нам пришла долгожданная, прекрасна зимушка - зима. Мягкий пушистый снег покрыл всю землю белоснежным ковров. Ребята, а вам нравится зима.

Дети: Да, зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу и т. д.

Воспитатель: А ещё о зиме написано много волшебной музыки, красивых картин, сказок, песен и стихотворений, давайте одно из них выучим.

Воспитатель:

Иван Суриков «Белый снег»

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом, поле забелело,

Точно пеленою, все его одело.

Темный лес что шапкой, принакрылся чудной

И заснул под нею, крепко, непробудно…

Стали дни короче, солнце светит мало.

Вот пришли морозы, и зима настала.

Воспитатель: Сегодня ребята мы поговорим о зиме, придумаем с вами рассказы.

Но для начала давайте вспомним.

Что бывает только зимой?

Ответы детей: зимой бывает; мороз, снег.

Воспитатель: Ребята, что происходит в морозы с водой в реках?

Ответы детей:

- реки замерзают,

- вода превращается в толстый и прозрачный лёд,

- озера и реки покрываются снегом и льдом.

Воспитатель: 

Какая погода зимой?

Ответы детей: холодная,

морозная,

снежная, вьюжная,

метельная, ветреная,

солнечная, пасмурная.

Воспитатель: Ребята скажите, что происходит с деревьями зимой?

Ответы детей: - Деревья спят.

- деревья отдыхают , укрывшись снегом.

Воспитатель : Ребята скажите, а как живут зимой птицы?

Ответы детей : - Птицы , которые остаются зимовать не боятся снега и мороза.

Зимующим птицам голодно, поэтому они перебираются ближе к жилью человека.

- Их надо подкармливать, для этого мы приготовили кормушки.

Воспитатель: Правильно ребята так и в народе говорят: «Не так страшен птицам холод , как голод».

Воспитатель: Ребята, а что происходит зимой со зверями?

Ответы детей: - медведь и ёжик спят всю зиму.

- у лисы шерсть становится густой.

- белка меняет рыжий мех на серебристо-серый.

- заяц то же меняет свой серый мех на белый.

Воспитатель: Дети предлагаю вам, немного разогреться, у нас физминутка.

«Зимушка – зима» - проводим 2 раза.

Здравствуй Зимушка- зима – (кланяемся)

Что в подарок принесла? – (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый– (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый – (встаем, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки – (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

(Дети садятся)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам придумать рассказы о зиме. Но используйте в нем слова, которые мы сейчас называли, о зиме, о деревьях, о птицах, о зимней погоде. Попробуйте придумать интересные рассказы.

Кому нужна помощь, возьмите подсказку (схему), всем желаю успеха.

(Рассказы детей)

( Выслушав 3-4 ответа)

Воспитатель: (Спросить детей), какой рассказ понравился вам больше всех и чем.

( Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас ребята я предлагаю по играть в игру - «Подскажи словечко».

Ребята вы назвали красивые слова при описании;

зимы - ( холодная, снежная, морозная, вьюжная),

снега - ( белый, пушистый, искристый, хрустящий).

. А сейчас догадайтесь, о чем пойдет речь, и подскажите нужное словечко.

Воспитатель: - Падает пушистый белый ….

Воспитатель: - Про что я сказала?

Ответы детей: - про снег.

Воспитатель : - Падает пушистый белый снег. Что у меня получилось?

Ответы детей: - предложение

Воспитатель: Правильно. Из скольких слов состоит предложение?

Ответы детей: - из 4 слов

Воспитатель: Назовите слова.

Ответ детей: 1- падает, 2-пушистый, 3- белый, 4- снег.

Воспитатель: Отлично, с заданием справились.

Воспитатель: Но для вас ещё одна знакомая игра «Живые слова».

Кто может рассказать правила этой игры?

Ответы детей: детям даются слова, дети- слова, встают по порядку, держа друг друга за руки.

Воспитатель: Кто хочет быть словом? Кто первым поднимет руку, тот выбирает себе ещё двух товарищей для игры.

Воспитатель - «раздаёт» детям слова: ( «деревья» , «покрыты», «снегом» и предлагает построить предложение.

Воспитатель - предлагает малоактивному ребенку проверить, правильно ли построились живые слова. Игра проводится два раза. Если живые слова допускают ошибку, дети с мест их исправляют.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я буду говорить начало предложения, а вы его продолжите, образуя сложное предложение.

-Дети выбежали во двор в теплой одежде, ( потому что) - на улице зима.

-Деревья, кусты покрылись инеем, ( потому что) - стало холодно.

-На деревьях не осталось ни одного листочка ( потому что) - наступила поздняя осень.

-Мы пришли на участок с лопатами ( для того чтобы) - расчистить снег.

-Петя взял игрушку ( для того чтобы) - играть с ней.

Воспитатель: Ребята вы сегодня были молодцы, составляли интересные рассказы в которых красиво описали зимушку - зиму. Хочу поблагодарить вас за вашу сообразительность, доброту и смекалку.

На этом занятие окончено.

«Рождество Христово»

Задачи:

1. Познакомить детей с элементарными представлениями о религиозном российском празднике Рождестве Христовом.

2. Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание: отзывчивость, доброту, сочувствие.

3. Закреплять навыки работы с шаблонами, ножницами. Учить детей работать в коллективе.

Ход занятия:

Воспитатель: Рождество Христово

Празднуем сегодня

С песнями, весельем,

Елкой новогодней!

25 декабря по старому стилю, 7 января по новому, по библейскому преданию в семье плотника Иосифа Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа. Чудесная Вифлеемская звезда появилась на небе, когда родился Спаситель.

Этот праздник всегда встречают праздничным обедом, нарядной елкой и рождественскими подарками.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда. И это чудо происходит.

«Христос рождается, славите!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное - ближе к Богу.

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Воспитатель читает стихотворение А. Фета

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи —

И за Ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ливан.

Сегодня я хочу познакомить вас с преданием Е. Ивановской. Вы узнаете о том, почему люди – христиане стали украшать елочку.

«Предание о первой Рождественской елке» Е. Ивановской

Когда родился маленький Христос, и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу:

- Он спит в пещере в простых яслях? Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру: пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит Сам Христос!

И вот один Ангел полетел искать, чем бы украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. Ангел набрал много алых, как заря, роз; лилий, белых как снег; веселых гиацинтов, азалий; набрал нежных мимоз, магнолий, камелий; сорвал и несколько крупных желтых лотосов. И все эти цветы принес в пещеру.

Другой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Поля и леса устланы тяжелым покровом снега. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал:

- Пожалуй, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Христа.

И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос, и шептали друг другу:

- Тс. Тише! Он заснул!

Маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и опечалилась.

- О, - сказала она грустно, - зачем я такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть все эти чудные цветы! А мне нечем и самой обрядиться в такой праздник, нечем и пещерку украсить.

И она горько заплакала. Когда Дева Мария увидела это, Ей сделалось жаль елку. И Она подумала:

- Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы была грустна эта елочка.

И Она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос, спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке.

А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом:

- Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех? И елочка чувствовала себя вполне счастливою. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память о первой елке - той, которая была украшена настоящими звездами с неба.

Воспитатель: Ребята, что случилось в пещере?

- Кто прилетел в пещеру?

- Что сказали ангелы?

- Что принес ангел с юга?

- Что принес другой ангел с севера?

- Почему опечалилась елочка?

- Какое чудо произошло?

Воспитатель: ребята, посмотрите, и наша ёлочка совсем не нарядная и не готова к Рождественскому празднику. Давайте все вместе украсим нашу ёлочку, как в этом придании, звёздами!

(Воспитатель приглашает детей за столы, обращает внимание на ёлочку На столах приготовлены шаблоны звездочек, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, нитки, клей ПВА, кисти для клея, салфетки.

Вместе с детьми воспитатель обсуждает предстоящую работу.)

Дети выполняют работу и украшают елочку звездочками.

Ребёнок 1.: Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там, вдали:

Для людей – благоволенье,

Мир и правда - для земли!

Ребёнок 2.: Ангел нынче нам спустился

И пропел«Христос родился».

Мы пришли Христа прославить,

И вас с праздником поздравить.

Ребенок 3: Радуйтесь, все люди

На большой планете,

С нами Бог, любовь и правда,

Христославьте, дети!

Воспитатель: Давайте все вместе встанем в хоровод и споем:

«Рождество»

слова П. Дзюбы, музыка Т. Потапенко

1. Землю вьюга белая

Замела снежком.

Праздничная елочка

Украшает дом.

Припев: Рождество, Рождество,

Елка светит ярко,

Рождество, Рождество

Дарит нам подарки.

Музыка веселая,

Заиграй смелей-

Славим Иисуса мы

Песенкой своей

2. Звездочкой рождественской

Счастье входит в дом,

Поздравляем с праздником –

Светлым Рождеством!

Припев тот же.

Воспитатель: Пушистый снег покрыл поля,

Покрыл дремучий лес.

Уснула тихим сном земля,

Померкнул свод небес.

Сегодня отдых от труда,

Забвенье всех забот…

Зажжется первая звезда-

И к нам Христос сойдет.

Сойдет, чтоб в каждую семью

Внести покой и мир,

Всем благость проявить свою,

Устроить детям пир!

Тема: Заучивание отрывка из стихотворения А. Н. Плещеева «Весна».

Задачи:

Учить детей выразительно читать наизусть отрывок из стихотворения А. Н. Плещеева «Весна» . 

Развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык; формировать навыки выразительного чтения.

Обогащать словарный запас детей прилагательными.

Расширять представления детей о ранних признаках весны. Продолжать развивать у детей интерес к поэзии.

Воспитывать любовь к природе и животному миру.

Совершенствовать умения детей при помощи оригами изготавливать силуэты перелётных птиц.

 Развивать мелкую моторику рук и воображение.

Ход занятия:

- Ребята, предлагаю вам послушать пение птиц.

(Воспитатель включает запись с голосами птиц.)

- Голоса каких птиц вы услышали? (Грача, жаворонка, соловья, лебедя, журавля.)

- Это какие птицы – зимующие или перелётные? (Перелётные)

- Как вы думаете, пришла пора птицам возвращаться домой? (Да.)

- С каким временем года связано возвращение птиц? (С весной.)

- На столе находятся картинки с признаками разных времён года. Вам нужно выбрать картинки только с весенними приметами и поместить их на доску.

Д/игра «Весенние приметы»

(Дети выбирают картинки с признаками весны и прикрепляют на доску. Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, какую весеннюю примету он выбрал.)

- Какое наступило время года? (Весна.)

- Какой сейчас идёт месяц? (Март.)

- Март – какой по счёту весенний месяц? (Первый.)

- Какие ещё весенние месяцы вы знаете? (Апрель, май.)

- С каким стихотворением мы познакомились вчера? («Весна»)

- Кто автор стихотворения? (А. Н. Плещеев)

- Давайте присядем и я предлагаю вам послушать, чтобы вы вспомнили это стихотворение А. Н. Плещеева «Весна»

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения.)

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь.

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

- О каком времени года говорится в стихотворении? (о весне)

- С каким настроением я читала этот отрывок? (С радостным, весёлым.)

- Что значит «повеяло» весною? (Подуло, в воздухе запахло весной, вся природа просыпается от зимнего сна.)

- Как вы понимаете слово «засвищут»? (запоют)

- Объясните выражение «и лес оденется листвою»? (на деревьях распустятся листья)

- Что такое «лазурь»? (синева, светло-синий цвет, лазурь – это краска, лазурный цвет)

- Как вы понимаете слово «миновала»? (прошла)

- Я ещё раз прочитаю отрывок, а вы слушайте внимательно и постарайтесь запомнить его.

(Воспитатель повторно читает стихотворение.)

- Представьте, что мы находимся в горах, где живёт эхо. Оно хочет поиграть с нами в игру. Я буду читать строки тихо, а вы каждый поочерёдно повторяете громко.

Игра «Эхо»

(Воспитатель читает строки тихо, а каждый ребёнок индивидуально повторяет громко.)

- Чтобы лучше и быстрее запомнить стихотворение, нам помогут картинки-помощники.

- В марте есть день связанный с прилётом птиц. Кто знает, как этот день называется? (День птиц)

- Какой день мы скоро будем отмечать? (День птиц.)

- Что в этот день делали на Руси? (Пекли жаворонков, кричали заклички.)

- Я предлагаю для этого дня тоже сделать птиц. Из чего мы их будем делать? (Из бумаги.)

- Каждый подумает, какую птицу он будет делать.

- Подойдите к столу, выберите себе бумагу, подберите детали, которые вам будут необходимы, подготовьте рабочее место.

(Дети приступают к работе.)

Тема: «Широкая масленица».

Цель: знакомить детей с традициями и обычаями русского народа, сформировать знания детей о русском народном празднике «Масленица».

Задачи:

Расширять знания детей о народных традициях, празднике Масленица;

Формировать навыки координации речи с движением;

Активизировать словарь детей по теме «Масленица»;

Учить детей замечать красоту праздника;

Знакомить с русскими народными играми, учить детей в них играть.

Развивать эстетическое воспитание, любовь к народной музыке.

Развивать творческое воображение, мелкую моторику;

Развивать координацию движения.

Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа;

Воспитывать отзывчивость и доброту.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня порадоваться, да повеселиться! Зиму проводить, да весну встретить. Масленица – один из древнейших праздников, который отмечали наши предки. У Масленицы нет определенной даты, каждый год ее отмечают в разные дни календаря (это зависит от того, на какой день придется праздник Пасхи). Масленица приходится на конец февраля и длиться целую неделю. Давайте расскажем гостям, что мы знаем о Масленице.

Беседа – викторина:

Что провожает Масленица? (Ответы детей: зиму)

Что встречает Масленица? (Ответы детей: весну)

Что главное на Масленице? (Ответы детей: блины, чучело, ярмарки)

Что делают люди на Масленице? (Ответы детей: гуляют, катаются на санках, едят блины, водят хороводы)

На что похож блин? (Ответы детей: солнце)

Чтение стихотворений: (дети)

Этот праздник к нам идет раннею весною.

Сколько радости несет он всегда с собою!

Ледяные горы ждут, и снежок сверкает,

Санки с горок бегут, смех не умолкает.

Воспитатель: Да, смех не умолкает, веселятся все: и взрослые, и дети. Катаются на санках, играют в веселые игры, поют песни – провожают зиму, встречают весну. Я вам тоже предлагаю поиграть.

Хоровод «Солнышко».

В эту игру могут играть даже еще совсем маленькие детишки. Нужно встать, взявшись за руки, в виде круга. В его центре должен стоять ведущий, который будет изображать солнышко. Можно подготовиться к праздникам основательно, и чтобы игра была интереснее, сделать шапочку с изображением солнышка, которую наденет ведущий. Ведущий стоит в середине круга, а участники ходят, взявшись за руки вокруг него, обязательно по часовой стрелке и поют такие слова:

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее (все подходят к «солнышку», руки не разжимают),

А весна милее (и круг снова расширяется). (игра продолж. 2-3 раза)

Сюрпризный момент: воспитатель приносит обрядовое чучело Масленицы, которое символизирует окончание зимы. Дети рассматривают куклу.

Воспитатель: На Масленицу наши мамы и бабушки пекут вкусные блины всю неделю. У Масленицы герой один – круглый и вкусный, а зовут его … (Блин).

Загадки про блины.

Для любимой бабушки

Испеку оладушки.

Так румяны и вкусны

Эти пышные … (Блины).

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины. (Масленица)

Воспитатель: Заканчивается Масленица в воскресенье – его называют Прощеным. В этот день забывают все ссоры, признают ошибки, мирятся и просят друг у друга прощения. Давайте и мы поклонимся и скажем, друг другу «Прости». А сейчас мы приглашаем всех наших гостей – бабушек и ребят блинов отведать горячих и румяных.

Чаепитие с блинами.

«Путешествие в Страну Вежливости»

Цели:

Познакомить детей с общественным этикетом, воспитывать у детей нравственные качества и чувства, формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения.

Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.

Развивать самосознание и навыки саморегуляции.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Ход занятия.

Игра-приветствие «Клубочек имен».

- Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу слева, а сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек и держит за ниточку, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая клубочек, своего соседа надо приветствовать, называя его по имени.

- Ребята, вы хотите отправиться со мной в путешествие? Сегодня мы отправимся с вами в Страну Вежливости, но попасть в нее не так-то просто. Путь нам будет открыт, если вы вспомните «волшебные» вежливые слова, которые спрятаны в стихотворных строка, найдите и назовите их.

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться…(доброе утро)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(спасибо)

          Из вежливости, а не из жалости почаще говори…(пожалуйста)

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)

          Если больше есть не в силах, скажем мамам мы…(спасибо)

И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(до свидания)

Молодцы, ребята! Вот мы и попали в Страну Вежливости.

А у дворцовых у ворот

Дерево добра растет.

Налетел тут ветер вдруг

Закружил листву вокруг.

Стало дерево скучать,

Людей добрых поджидать.

Вы, ребята, приходите,

Листочки дереву верните.

Игра «Добрые дела».

- Ребята, давайте поиграем в игру «Добрые дела». Посмотрите на картинки и найдите те, на которых изображены добрые дела. Расскажите о них и верните эти листочки дереву. (Рассказы детей о добрых делах)

Какое доброе дерево у нас получилось! Молодцы!

Проблемная ситуация «Помоги Петрушке».

Ой, ребята, я забыла вам передать привет от нашего хорошего знакомого Петрушки. Он позвонил мне и был очень огорчен. Хотите узнать почему? Тогда присаживайтесь и послушайте, что с ним произошло! Он хотел путешествовать с нами по Стране Вежливости, а добраться до нас не смог.

Петрушка со своими друзьями дождались автобуса, на котором они должны были приехать к нам. Петрушка хотел пропустить выходящих из автобуса, как тут Пёс – Барбос всех растолкал, наступил нашему Петрушке на ногу и закричал:

Дайте пройти, столпились тут! Я сяду вперед старого Гнома.

Эй, Пёс – Барбос, привет! – слышалось с другого конца автобуса – Ты заплатил за проезд?

Я, нет! Хи-хи-хи…

Петрушка, старый Гном и другие пассажиры зашли в автобус, оплатили проезд, а Пёс – Барбос с другом так и продолжали громко разговаривать, смеяться и не замечали вокруг себя никого. И тогда старый Гном сказал…

Ребята, как выдумаете, что сказал старый гном? (Ответы детей.)

(Перед тем как войти в дверь, надо сначала пропустить тех, кто выходит;

надо уступать место пожилым людям; нельзя бегать по автобусу, надо держаться за поручни; в транспорте надо разговаривать тихо.)

ИГРА «ПРАВИЛЬНО – НЕПРАВИЛЬНО»

- Ребята,а теперь давайте поиграем и вспомним, как нужно поступать, чтобы быть вежливым. Я буду называть действия. Если так можно поступать культурному человеку, вы хлопаете руками, а если нельзя – топаете ногами:

Мыть руки

          Обижать друзей, родителей, животных

Чавкать за столом

Надевать грязную одежду

          Есть руками

Уступать место пожилым людям

Не подстригать ногти

Приходить в гости без приглашения

Здороваться

Носить носовой платок

          Бегать по автобусу

Брать без спроса чужие вещи

Умываться только вечером

Смеяться над другом

Чистить зубы

 В общественных местах разговаривать тихо

Не подстригаться

Помогать пожилым людям

Приходить вовремя на спектакль

Быть вежливым

Ссориться.

Ребята, а вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Давайте посмотрим, как это бывает?

Инсценировка проблемной ситуации А. Кузнецовой «Поссорились».

1 реб. Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

2 реб. Очень скучно друг без друга,

Помириться нужно нам.

1 реб. Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

2 реб. Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Ребята, как же могут помириться девочки? (Ответы детей)

1 реб. Дам ей мишку, извинюсь,

2 реб. Дам ей мячик, дам трамвай,

И скажу: « Играть давай!»

Молодцы, ребята! А знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса? Слово может рассмешить, огорчить или обидеть человека. Когда человек огорчен или обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Предлагаю вам проверить, можете ли вы быть вежливыми каждый день и поддержать добрым словом своих близких. Я расскажу вам начало истории, а вы расскажите нам, как бы вы поступили дальше.

Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера…Что сделала Вера? Почему?

Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила…Что ответила Маша? Почему?

Таня и Оля играли в «дочки – матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала…Что сказала Таня? Почему?

Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил…Что ответил Коля? Почему?

Саша гулял около дома. Вдруг увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша…Что сделал Саша? Почему?

Ребята, а какими добрыми поступками вы можете порадовать своих близких и друзей? (Ответы детей.)

Ребята, а вы помните сказку Валентина Катаева «Цветик – семицветик»?

Какой добрый поступок совершила девочка Женя? (Ответы детей.) Давайте и мы с вами составим цветик – семицветик, который будет помогать нам совершать хорошие поступки. Каждая пословица о вежливости добавит цветку 1 лепесток.

Игра «Цветик – семицветик»

1. Вежливости открываются все двери.

2. Доброе слово лечит, а злое калечит.

3. Ласковым словом и мёд растопишь.

4. Про доброе дело говори смело.

5. Не одежда красит человека, а добрые дела.

6. Добрые слова дороже богатства.

7. Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Ребята, этот цветик – семицветик мы повесим в группе, чтобы он напоминал вам о том, что нужно быть всегда вежливыми и совершать хорошие поступки.

Перспективный план работы кружка

«Волшебное слово» на 2019 – 2020 год

Месяц

Тема

Цель и задачи

Октябрь

«Осень, осень, в гости просим»

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях.

Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Формировать коммуникативные навыки, вызвать желание радовать своих друзей хорошими поступкам.

Развивать память, эстетический вкус,  творческое воображение.

Ноябрь

«Осеннее лукошко»

Цели - расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков.

Задачи: учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь,  закреплять умения отвечать на вопросы, пересказывать тексты.

Декабрь

Составление описательного рассказа «Зима»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, прививать любовь к поэтическому слову, развитие навыков творческого рассказывания.

Задачи:

 развивать умение детей при составлении описательного рассказа использовать образные слова и выражения, опираясь на схему.

содействовать совершенствованию навыков монологической речи детей.

создать условия для развития умений детей подбирать определения к заданным существительным.

совершенствовать умение составлять предложение в игре «Живые слова».

воспитывать любовь к родной природе.

Январь

«Рождество Христово»

Задачи:

1. Познакомить детей с элементарными представлениями о религиозном российском празднике Рождестве Христовом.

2. Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание: отзывчивость, доброту, сочувствие.

3. Закреплять навыки работы с шаблонами, ножницами. Учить детей работать в коллективе.

Февраль

«Широкая масленица»

Цель: знакомить детей с традициями и обычаями русского народа, сформировать знания детей о русском народном празднике «Масленица».

Задачи:

Расширять знания детей о народных традициях, празднике Масленица;

Формировать навыки координации речи с движением;

Активизировать словарь детей по теме «Масленица»;

Учить детей замечать красоту праздника;

Знакомить с русскими народными играми, учить детей в них играть.

Развивать эстетическое воспитание, любовь к народной музыке.

Развивать творческое воображение, мелкую моторику;

Развивать координацию движения.

Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа;

Воспитывать отзывчивость и доброту.

Март

Заучивание отрывка из стихотворения А. Н. Плещеева «Весна».

Задачи:

Учить детей выразительно читать наизусть отрывок из стихотворения А. Н. Плещеева «Весна» . 

Развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык; формировать навыки выразительного чтения.

Обогащать словарный запас детей прилагательными.

Расширять представления детей о ранних признаках весны. Продолжать развивать у детей интерес к поэзии.

Воспитывать любовь к природе и животному миру.

Совершенствовать умения детей при помощи оригами изготавливать силуэты перелётных птиц.

 Развивать мелкую моторику рук и воображение.

Апрель

«Путешествие в Страну Вежливости»

Цели:

Познакомить детей с общественным этикетом, воспитывать у детей нравственные качества и чувства, формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения.

Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.

Развивать самосознание и навыки саморегуляции.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Умные слова" (нравственное воспитание через художественное слово) младший возраст

Программа дополнительного образования «Умные слова».Пояснительная записка.В трудах педагогов Н.К. Крупской и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивалось, что дошкольный возраст является чрезвычайно отве...

Программа по дополнительному образованию « Логоритмика для детей дошкольного возраста». «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

Прграмма по дополнительному образованию.Цель программы: профилактика отклонений в речевом  развитии ребёнка с незначительны­ми нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского...

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к прогр...

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по чукотскому языку) "Родное слово" для детей 3-6 лет

Ознакомить детей с несложной лексикой, доступной и соответсвующей их уровню развития. Воспитание и развитие личности постредством приобщения к культуре чукотского народа с помощью детского фольклора....

Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку"

Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку"...

Программа дополнительной образовательной услуги Кружок "От слова к слову"

Кружок предназначен для детей среднего дошкольного возраста...

Дополнительная программа "Живое слово"

Данная программа даёт возможность более целенаправленно работать над выразительностью речи дошкольников, обогащать их словарный запас...