Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Федина Мария Николаевна

Что такое синквейн и как его составить?

В чем же его суть? Синквейн сродни японскому хайку. Это нерифмованное вольное стихотворение, которое состоит из пяти строк. Построение синквейна четко регламентировано: каждая строка имеет свое предназначение и форму выражения.

Хотите знать, как сделать синквейн?

 Чтобы удачно справиться с заданием, запомните простой алгоритм составления текстов такого рода. Выразите в первой строке тему — укажите объект или лицо, о которых идет речь. Для этого используйте существительное.

Опишите предмет во второй строке: назовите два главных свойства описываемого предмета или человека. Сделайте это с помощью прилагательных.

Укажите в третьей строке три главных действия, которые выполняет объект или которые можно совершить с ним. Глаголы в этом случае лучшие помощники.

Сформулируйте в четвертой строке, в чем уникальное предназначение описываемого предмета или лица. Эту цель достигнете, построив предложение.

Резюмируйте сказанное выше в пятой строке — раскройте сущность описываемого предмета (укажите видовую принадлежность).

Синквейн можно составить на любую тему: географические открытия, континенты, животные и растения, математические понятия, искусство. С их помощью можно описать предметы быта и пр. Это интересное и увлекательное занятие, которое дети воспринимают на ура. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология Синквейн Выполнила Федина М.Н. воспитатель 1 квалификационной категории

Слайд 2

Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников является технология Синквейн , позволяющая быстро получить результат.

Слайд 3

Синквейн с французского переводиться как «пять строк». Первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; Вторая, строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; Третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; Пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Слайд 5

Для обогащения лексического запаса дошкольников работу целесообразно начинать с уточнения и расширения словаря. При ознакомлении детей с понятиями «слово», обозначающее предмет и «слово», обозначающее «действие предмета», педагог тем самым готовит платформу для последующей работы над предложением. При усвоении детьми понятия «слово», обозначающее «признак предмета», происходит накопление материала для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой» и «неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов. После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), им дают понятие о предложении, начиная работу над структурой и грамматическим оформлением предложения.

Слайд 6

Дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее ). Затем учатся составлять простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения - прилагательного и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Педагог дает понятие о коротких словах - предлогах, их употреблении в речи и расположении их в предложении. В завершении педагог работает над формированием умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т д. Затем учит сокращать распространенное предложение до первоначального вида - простого двусоставного, нераспространенного предложения. Так постепенно педагог подводит детей к пониманию того, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится.

Слайд 7

Примеры детских дидактических синквейнов 1. Мама. 2. Умная, красивая, добрая. 3. Читает, вяжет, готовит, убирает. 4. Любит меня и папу. 5. Семья.

Слайд 8

1. Заяц 2. Белый, пушистый. 3. Скачет, прячется, боится 4. Я жалею зайца. 5. Дикие животные.

Слайд 9

1. Наша группа 2. Весёлая, дружная. 3. Учимся, играем, танцуем. 4. Наш любимый детский сад. 5. Мы — дружные ребята!

Слайд 10

1. Кукла. 2. Красивая, любимая. 3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая. 5. Игрушка.

Слайд 11

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.  В методичес...

Мастер-класс «Синквейн как эффективный способ речевого развития дошкольников»

В педагогике синквейн – это один из методов технологии развития критического мышления. Суть его хорошо отражает афоризм «Лучше скажи мало, но хорошо».Чтобы ясно выражаться, нужно ясн...

Технология синквейн - эффективный метод речевого развития дошкольников

Статья посвящена актуальной теме - речевого развития  у детей дошкольного возраста, используя инновационные технологии. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстр...

Синквейн- эффективный метод всестороннего развития ребенка

Цель. Познакомить родителей с приемами и способами составления  синквейнов; научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.Задачи. 1. Объяснить значение испо...

Консультация: Метод «Микрофон» как эффективный метод речевой активизации дошкольников

Прием может применяться в начале или конце занятия. Это способ дать понять каждому ребёнку, что он может из урока что-нибудь полезное для себя, показать, что можно смело высказывать собственное мнение...

Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников являе...