Мастер-класс «Синквейн как эффективный способ речевого развития дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Евдокимова Надежда Михайловна

В педагогике синквейн – это один из методов технологии развития критического мышления. Суть его хорошо отражает афоризм «Лучше скажи мало, но хорошо».

Чтобы ясно выражаться, нужно ясно мыслить. Традиционно речь рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Достижение целевых ориентиров, указанных в ФГОС ДО, не может быть достигнуто без освоения речевой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evdokimova_sinkveyn.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

План проведения

мастер-класса для педагогов на тему:

«Синквейн как эффективный способ

 речевого развития дошкольников»

Евдокимова Н.М.

воспитатель группы

дошкольного образования

р.п. Инжавино 2019

Тема: «Использование метода «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель: демонстрация и передача опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием метода «Синквейн».

Задачи:

  • познакомить с опытом работы путём прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов и форм педагогической деятельности;
  • применить на практике различные варианты использования синквейна в образовательной деятельности совместно с педагогами;
  • активизировать деятельность педагогов по использованию метода в речевом развитии детей.

Методические приёмы: 

  • Словесный (вопросы, объяснение).
  • Наглядный (иллюстрации, план-схема).
  • Игровой
  • Практический

Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, карточки с изображением предметов, магнитная доска, игрушки (кошка, машина, кукла), листы для записи, фломастеры.

Участники: члены жюри, педагоги дошкольного образования

Этапы мастер-класса

Теоретический

  • Понятийные характеристики «синквейна»
  • Актуальность использования метода
  • Правила составления
  • Варианты работы с синквейном

Практический

  • Совместная работа с педагогами
  • Результативность использования метода

Рефлексия

Примерный ход мастер-класса

Приветствие.

Работа с залом: ассоциации с цифрой 5.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Это нерифмованное стихотворение, где написание каждой строки подчинено определенным принципам, правилам.  

В педагогике синквейн – это один из методов технологии развития критического мышления. Суть его хорошо отражает афоризм «Лучше скажи мало, но хорошо».

Чтобы ясно выражаться, нужно ясно мыслить. Традиционно речь рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Достижение целевых ориентиров, указанных в ФГОС ДО, не может быть достигнуто без освоения речевой культуры.

Актуальность и целесообразность использования этого метода объясняется тем, что прежде всего:

  • синквейн открывает творческие, интеллектуальные и речевые возможности;
  • способствует обогащению и актуализации словаря, закрепляет знания о частях речи, о предложении;
  • придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
  • является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;
  • имеет игровую направленность.

Работа с фокус-группой

Материал для педагогов:

  • Алгоритм составления синквейна
  • Листы для записи
  • Фломастеры
  • Игрушки

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы. Сочинять весело, полезно и легко.

Правила составления синквейна таковы:

1-я строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2-я строка – два слова (прилагательных), описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами;

3-я строка – три слова (глаголы), действия предмета, относящиеся к теме;

4-я строка – четыре слова – предложение, фраза, которая показывает отношение автора синквейна к теме (афоризм, крылатое выражение, цитата, пословица);

5-я строка –слово-синоним, ассоциация, обобщение, выражает личное отношение автора синквейна к теме в первой строчке, обычно существительное.

Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Для дошкольников строгое и чёткое соблюдение правил составления синквейна необязательно. В четвёртой строке синквейна предложение может состоять из трёх или пяти слов (можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему). А в пятой строке может быть два или три слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Вместо термина «синквейн» мы используем понятие «Ёлочка». У старших дошкольников наглядно-образное мышление, поэтому я ввожу условные обозначения слов-предметов, слов-признаков и слов-действий.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей задавать наводящие вопросы. И незаметно игра в синквейн станет для детей весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», – писал педагог-новатор Виктор Фёдорович Шаталов.

2. Практическая часть

Я использую следующие варианты работы с синквейном.

  1. Составление краткого рассказа-описания по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

Это кукла.

Она нарядная и  красивая.

Может стоять, сидеть, двигаться.

Эта кукла моя любимая.

Она невеста.

  1. Составление загадок. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить, отгадать).

?

Белая с красным

Мчится, сигналит, спасает

Ей нужно уступать дорогу

Спецтранспотр

  1. Составление синквейна по прослушанному рассказу, сказке.

ЛИСА

ВОЛК

Притворная, хитрая, умная

Доверчивый, глупый

Плачет, жалуется, ворует

Жалеет, страдает, мёрзнет

Не хочу быть как лиса

Доверяй, но проверяй

Обманщица

Жертва

4.На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

Весна

Звонкая, зелёная

Течёт, пробивается, цветёт

Будит природу ото сна

Движение

5. В играх: «Самый точный», «Кто больше».  Именно с этих игр я и начинаю работу на подготовительном этапе, а также ввожу понятия «слово-предмет, слово-признак, слово-действие».

Игра «Самый точный»

Итак, чтобы применить методику на практике, мы должны научиться этому сами. Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило.  Давайте поговорим о нас, о воспитателях.

(коллективное составление синквейна)

Воспитатель

Мудрый, добродушный

Помогает, понимает, показывает

Первый педагог для ребёнка

Садовник

Задание для воспитателей: составить синквейн по картинкам

Задание для жюри: загадки по выбранным картинкам.

 Попробуем составить синквейн о синквейне:

Синквейн

Творческий, активизирующий.

Развивает, обогащает, уточняет.

Помогает учиться.

Метод.

Результативность использования «Синквейна»:

  • процесс усвоения понятий и их содержания становится более легким;
  • расширяется и актуализируется словарный запас;
  • закрепляются знания о частях речи, о предложении;
  • совершенствуется навык использования в речи синонимов;
  • дети учатся выражать свои мысли, подбирать нужные слова;
  • вырабатывается способность к анализу. 

3. Рефлексия.

Предлагается обсудить итоги мастер-класса и выразить своё впечатление от совместной деятельности при помощи смайликов.

Информационные источники:

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.
  2. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
  3. Снеговская Т. А., Генералова О. М., Корнеева М. П., Никитина О. П. Технология «синквейн» как средство развития речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 26-28. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11015/
  4. Ряскова А.В. Синквейн для дошкольников https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/03/28/sinkveyn-dlya-doshkolnikov
  5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва,2010.
  6. Ушакова О.С. « Придумай слово ». – Т.Ц. Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс Тема: «Флексагоны как средство математического развития дошкольников»

Флексагон – «гнущийся многоугольник» - одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы....

Мастер-класс "Театрализованная игра в воспитании и развитии дошкольников"

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им окружающего мира. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: д...

Мастер-класс «Координационная лестница – как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств»

Актуальность:Координационная лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий. Скоростные лестницы тренируют, как мышцы большие и быстрые, так и ...

Мастер - класс "Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи дошкольников! "

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников! Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успеш...

Мастер-класс «Координационная лестница – как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств»

Актуальность:Координационная лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий. Скоростные лестницы тренируют, как мышцы большие и быстрые, так и ...

Мастер-класс "Координационная лестница-как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств"

Этот мастер-класс поможет повысить уровень компетенции педагогов при использование координационной лестницы....

Проведение мастер-класса «Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста»

Проведение мастер-класса«Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста»...