Семья - стимулятор разговорной речи дошкольника
консультация по развитию речи (старшая группа)

Лариса Кириллова

Как развивать связную речь у дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razgovornaya_rech_doshkolnika.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Семья – стимулятор разговорной речи дошкольника»

        Одной из сфер общения дошкольника является сфера общения его со взрослым человеком. Первыми партнёрами по общению становятся родители. Именно с ними ребёнок вступает в свой первый диалог.

 Диалог – простая форма речи, она ситуативная, эмоциональная (используются жесты, мимика), состоит из простых фраз. На начальных этапах инициатива принадлежит родителям (заполнение пауз, подсказывает ребёнку возможные варианты поддержания и развития темы). Особое значение в диалоге имеет проявление инициативной речи ребёнка, превращающей диалог в разговор равных.

        Одним из специальных приёмов, стимулирующих инициативность ребёнка являются беседы. В первую очередь ребёнку будут интересны темы из его личного опыта (например: «Вспомним мультфильм/фильм» «Вспомним о лете» - на материале фотографий летнего отдыха; «Как мы сходили в гости к …»). Возможен воспитательный характер бесед («Почему нельзя громко разговаривать в транспорте?», «Безопасность»); также ребёнку будут интересны беседы об окружающем мире («Обитатели городского парка», «Как животные помогают человеку»). Чаще задавайте ребёнку проблемные вопросы: ПОЧЕМУ?, КОГДА?, А ЧТО ЕСЛИ? …, распространяйте, исправляйте (в случае грамматических ошибок) высказывания ребёнка. Старайтесь выступать не в роли эксперта, а как интересный собеседник, приятный партнёр по общению. Таким образом, вместе с вами ребёнок приобретет опыт ведения содержательного разговора.

        Позднее ребёнок начинает обобщать свой жизненный опыт в форме устного текста, его речь становиться независимой от конкретной ситуации общения. Задача развития монологической речи решается в процессе рассказывания, особенно по воспоминаниям из личного опыта (о домашних животных, прогулках, поездках). Этот приём также удовлетворяет потребность ребёнка в самовыражении, в самоутверждении. В качестве образцов связной речи полезно читать ребёнку короткие интересные рассказы из журналов. Они служат образцом построения рассказа, побуждают интерес к рассказыванию, а также желание высказываться по ассоциации. Неплохим образцом монологической речи может послужить и Ваш рассказ ребёнку из Вашего личного опыта. Очень желанным для ребёнка будут такие виды совместной Вашей с ним деятельности как отгадывание загадок, сочинение сказок об игрушках. Появление новой игрушки так же стимулирует фразовую речь дошкольника, поскольку ему открывается возможность обследовать новую вещь, её свойства, наблюдать движения и звучание. Затем начинается игра, в которой и вы можете занять место, но исключитеьно как партнёр. Однако Вы можете повлиять на игру через поведение, отдельные предложения, реплики, вопросы. Своеобразной игрой со смыслами является отгадывание загадок, толкование пословиц. Использование фольклора – это источник сюжета, установленных словосочетаний. Полезны будут также разнообразные логические игры и задачи, полиграфические игры, народные игры, игры – инсценировки.

        Своеобразной игрой в литераторов может стать ведение альбома детского словесного творчества. Такой альбом может иметь вид книги, созданной и иллюстрированной сами ребенком. Он может содержать придуманные совместно истории, загадки, стихи, рифмовки. Поначалу Ваше участие в таком сотрудничестве значительно. Вы можете подсказывать тему сочинения, сюжет, обороты речи, начало, конец. Темой такой работы может стать иллюстрации, открытки, потешки, скороговорка. Ребёнок диктует сочинение, а вы его записываете. В этой ситуации «письменной речи» активизируются сложные конструкции.

        Основным источником развития речи детей является повседневное общение ребёнка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В младшем дошкольном возрасте это ситуативно-деловое общение (по поводу действий с предметами, игрушками, по поводу объектов наблюдения, в старшем – внеситуативное (познавательное и личностное). В семье такое общение разворачивается спонтанно, непреднамеренно. Поэтому родители могут и должны влиять на формирование связной речи ребёнка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию речи дошкольников, имеющих ОНР.

В консультации раскрываются формы взаимодействия с родителями....

Конкурсное задание «Педагогическая находка». "Моделирование как средство развития связной разговорной речи дошкольников".

В своей работе, начиная с младшей группы, мной были разработаны мнемотаблицы, как разновидность моделирования, для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, пти...

Консультация Роль семьи в развитие речи дошкольников

Консультация Роль семьи в развитие речи дошкольников...

Ошибки разговорной речи дошкольников и пути их преодоления.

Сущность проблемы развития разговорной речи  у дошкольников. Четыре источника речевых ошибок у детей среднего возраста и способы их преодаления....

Развитие разговорной речи дошкольников в специально организованных беседах

Доклад для воспитателей.Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа. Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитате...

Влияние окружающей среды на развитие разговорной речи дошкольников

Влияние окружающей среды на развитие разговорной речи дошкольнков....

"Влияние дидактической игры на развитие разговорной речи дошкольников"

Виды дидактических игр и как их применять на практике в  ДОУ....