План по самообразованию на тему «Духовно – нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы» (старшая группа)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Духовно – нравственное воспитание  -  это формирование ценностного отношения к жизни , обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям  человека.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно – нравственного воспитания ребенка. Конечно, первые уроки нравственности ребенок получает в семье. Именно в семье у ребенка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых – указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребенка. Ребенок  5 лет становиться способен сочувствовать, сопереживать  Развитие наглядно – образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно – образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения. Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребенка. С помощью сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, и стихи могут помочь в воспитании духовно – нравственной личности.

Воспитателям, также как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребенку художественной литературы, обсуждения с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым  и так далее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему  «Духовно – нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»

(Старшая группа)

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

Духовно – нравственное воспитание  -  это формирование ценностного отношения к жизни , обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям  человека.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно – нравственного воспитания ребенка. Конечно, первые уроки нравственности ребенок получает в семье. Именно в семье у ребенка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых – указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребенка. Ребенок  5 лет становиться способен сочувствовать, сопереживать  Развитие наглядно – образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно – образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения. Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребенка. С помощью сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, и стихи могут помочь в воспитании духовно – нравственной личности.

Воспитателям, также как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребенку художественной литературы, обсуждения с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым  и так далее.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ :

Способствовать формированию духовно – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.

ЗАДАЧИ :

1. Проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме.

2.  Подобрать художественную литературу, способствующую духовно – нравственному воспитанию детей.

3. Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению.

4.  Вызывать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

5. Воспитывать культуру речевого общения

6.  Развивать познавательные процессы: речь ,память, мышление.

7.  Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихов.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

--   беседы,  беседы - обсуждения

--  игры - беседы

--  рассказы

--  чтение художественной литературы ,                              использование  игровых  ситуаций                                                              

--  сочинение историй

--  групповые выставки

--  рассматривание  иллюстраций

--  рисование

--  пальчиковые игры

-- викторины

ПЛАН  РАБОТЫ  НА  ГОД:

  1. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

СЕНТЯБРЬ  -  МАЙ

1.  Е.А.АЛЯБЬЕВ  «НРАВСТВЕННО – ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ И ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМ», ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР СФЕРА, МОСКВА, 2003

2.  Н.Е.БОГУСЛАВСКАЯ, Н.А.КУПИНА  *  ВЕСЕЛЫЙ  ЭТИКЕТ  *,  ЕКАТЕРИНБУРГ,1996

3.  Л.Н.ГАЛИГУЗОВА , Е.О.СМИРНОВА  *  СТУПЕНИ ОБЩЕНИЯ:  ОТ ГОДА ДО СЕМИ ЛЕТ  *,  МОСКВА,1992

4.  В.И.ПЕТРОВА , Т.Д.СТУЛЬЧИК  *  НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ  САДУ  *, МОЗАИКА – СИНТЕЗ, МОСКВА, 2008.

5.  Е.М.ТОРШИЛОВА  *  ШАЛУН ИЛИ  МИР ДОМУ ТВОЕМУ . ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА  *, МОСКВА,1998.

6.  ИНТЕРНЕТ  -  РЕСУРСЫ.

АНАЛИЗ ИЗУЧЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. РАБОТА  С  ДЕТЬМИ

СЕНТЯБРЬ

СОЗДАНИЕ  ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ.

(  КНИЖНЫЙ  УГОЛОК  )

ОКТЯБРЬ

ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ КНИГ * ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО *, НРАВСТВЕННЫЕ  БЕСЕДЫ  О  ПРОЧИТАННОМ.

(  ЛИТЕРАТУРНАЯ  ГОСТИННАЯ  ( В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО  ВЕЧЕРАМ ) ).

НОЯБРЬ

ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ  О  РОДИНЕ, РОДНОМ  КРАЕ,  ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО.

(  ЛИТЕРАТУРНАЯ  ГОСТИННАЯ  (  В СОВМЕСТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЕЧЕРАМ , ОФОРМЛЕНИЕ УГОЛКА В ГРУППЕ  * МОЯ РОДИНА – РОССИЯ * )

ДЕКАБРЬ

  ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ДРУЖБЕ, БЕСЕДЫ ПО ПРОЧИТАННОМУ.

(  ЛИТЕРАТУРНАЯ  ГОСТИННАЯ  ( В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЕЧЕРАМ , КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА * ДРУЖНАЯ ПЛАНЕТА * )

ЯНВАРЬ

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ  ДОСУГА

(  ДОСУГ  * В ГОСТЯХ  У  СКАЗКИ  * )

ФЕВРАЛЬ

ИЗУЧЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ПО КНИГАМ  : А.УСАЧЕВОЙ  *  УРОКИ  ВЕЖЛИВОСТИ  *,  И.РОМАНОВА  * ДОБРЫЕ СЛОВА *

( ЧТЕНИЕ И БЕСЕДЫ ПО КНИГАМ  )

МАРТ

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ : СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА,ПОДБОР НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА по теме  * О ДОБРЕ И ЗЛЕ *

(  ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ  * О ДОБРЕ И ЗЛЕ * )

АПРЕЛЬ

ЧТЕНИЕ СКАЗОК А.С.ПУШКИНА

( ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗОК, ВЫСТАВКА РИСУНКОВ ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА, ИГРА * ЧТО? ГДЕ ? КОГДА ? * ПО СКАЗКАМ ПУШКИНА ).

МАЙ

ПОДГОТОВКА К ВИКТОРИНЕ  * МЫ ЧИТАЛИ, МЫ ЧИТАЛИ,ОЧЕНЬ МНОГОЕ УЗНАЛИ *.

( ВИКТОРИНА – ИГРА )

  1. РАБОТА  С  СЕМЬЕЙ

СЕНТЯБРЬ

ВЫЯВИТЬ ОТНОШЕНИЕ К ЧТЕНИЮ В СЕМЬЕ, ЗНАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ВОСПИТАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

(  АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ  * ВОСПИТАНИЕ С ПОМОЩЬЮ КНИГ*  )

ОКТЯБРЬ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ * СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК… *

(  ПАПКА – ПЕРЕДВИЖКА  В РОДИТЕЛЬСКОМ УГОЛКЕ )

НОЯБРЬ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

( ПРАКТИЧЕСКИЕ  СОВЕТЫ * КАК ПОДРУЖИТЬ РЕБЕНКА С КНИГОЙ*)

ДЕКАБРЬ

ПОДГОТОВКА К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ: СБОР ИНФОРМАЦИИ,СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА, МОНИТОРИНГ ДЕТЕЙ.

( РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  *  КНИГА – ЛУЧШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ*)

ФЕВРАЛЬ

СБОР ИНФОРМАЦИИ,ПОДГОТОВКА ПАМЯТОК

(  ПАМЯТКИ  *  ЧТО ЧИТАТЬ ДОШКОЛЯТАМ * )

АПРЕЛЬ

ПОДГОТОВКА К КОНКУРСУ ПОДЕЛОК  * ГЕРОИ СКАЗОК *

( ГРУППОВОЙ СМОТР – КОНКУРС ПОДЕЛОК  *  ГЕРОИ ЛЮБИМЫХ СКАЗОК * )

МАЙ

ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

( ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ  * МЫ ЧИТАЛИ, МЫ ЧИТАЛИ, ОЧЕНЬ МНОГОЕ УЗНАЛИ * )

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ:

СЕНТЯБРЬ

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ,ПОДГОТОВКА СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДУХОВНО -  НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ,СОСТАВЛЕНИЕ КАРТОТЕКИ НРАВСТВЕННО – ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД.

(  ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ, СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ,КАРТОТЕКИ НРАВСТВЕННО – ЭТИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ )

2  НОЯБРЬ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ * ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ *

ФЕВРАЛЬ

ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ ПЕРЕД ПЕДАГОГАМИ  * ЧЕМУ УЧАТ СКАЗКИ *

( ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ПЕДАГОГАМИ )

МАЙ

ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

( СДАЧА ОТЧЕТА )

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ:

1. О ДОБРЕ И ЗЛЕ

* ГУСИ – ЛЕБЕДИ *   РУССК .НАР. СКАЗКА

ПАУСТОВСКИЙ К.Г.  *  ТЕПЛЫЙ  ХЛЕБ  *

Г.Х.АНДЕРСЕН * СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА *

РУС.НАР.СКАЗКА * ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО *

ПЕРМЯК Е. * КАК МИША ХОТЕЛ МАМУ ПЕРЕХИТРИТЬ *

ПАНТЕЛЕЕВ Л. * ТРУС *

СУХОМЛИНСКИЙ М. * ПОЧЕМУ ПЛАЧЕТ СИНИЧКА *

2. О ДРУЖБЕ

       СУТЕЕВ В.Г. * ЯБЛОКО *

СКАЗКА * МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА *

КАТАЕВ В.П.  * ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК *

СУТЕЕВ В.Г. * ПОД ГРИБОМ *

3. О РОДИНЕ

          стих ВОРОНЬКО П. * ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ *

           ПРИШВИН М. * МОЯ РОДИНА * - рассказ

МИХАЛКОВ С. * КРЕМЛЕВСКИЕ ЗВЕЗДЫ *

КИСЛЯКОВ Е. * * РОССИЯ – МОЯ РОДИНА * стих

УШИНСКИЙ К. * НАШЕ ОТЕЧЕСТВО *                            ПАУСТОВСКИЙ К. РАССКАЗЫ О ПРИРОДЕ *                                                                                      

4. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО

ЗОЩЕНКО М.М. * ТРУСИШКА ВАСЯ *

ПЕРМЯК Е,А. *ХИТРЫЙ КОВРИК *

ЗОЩЕНКО М.М. * НЕ НАДО ВРАТЬ *

ТОЛСТОЙ Л. * КОСТОЧКА *

СУХОМЛИНСКИЙ В.А. * ПОЧЕМУ СЕРЕЖЕ СТАЛО СТЫДНО *


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный комплексно-тематический план образовательной области "Чтение художественной литературы" старшей группы

Перспективный комплексно-тематический планобразовательной области «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» старшей группы...

ПЛАН ПО САМОРАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» (средняя группа)

Пояснительная записка.Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных пр...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»       Через литературу ребенок позн...

«Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»

развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы....

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством чтения художественной литературы

Нравственное поведение – поведение глубоко осознанное, сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в младшем дошко...