Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы Тема: "Дикие животные в осеннем лесу"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рачеева Наталья Всеволодовна

Занятие по развитию речи для детей логопедической подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 70 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по развитию речи

для детей подготовительной группы

Тема: "Дикие животные в осеннем лесу"    

   Проводит:

воспитатель высшей квалификационной категории

 Рачеева Наталья Всеволодовна

 Группа №  __1__  «Солнышко »

Дата проведения      11.23 г.

Санкт-Петербург

2023

Цель: Закрепить знания детей о некоторых диких животных России и их детёнышей

Задачи:
1. Обучающие

 *продолжать формировать представления о жизни диких животных в лесу

*закрепить правильные названия некоторых животных России

*закрепление знаний о семействах диких животных России

*закрепление понятия «Дикие животные» (с использованием схем)

*знакомство с понятиями «Хищные дикие животные»,

  «Травоядные дикие животные».

*закрепление знаний о жилищах диких животных в лесу

*повторение правил безопасного похода в лес с помощью знаков (ОБЖ)

*знакомство с хищными и травоядными дикими животными при помощи схем «Хищные дикие животные», «Травоядные дикие животные»

2. Развивающие 

*развитие произвольного внимания

*развитие зрительного внимания

*развитие слухового внимания в процессе прослушивания аудиозаписи

*развитие способности к анализу и синтезу изображения на деталях игры «Разрезные

картинки»

*развитие мелкой и общей моторики в процессе проведения игры с движением

  «Лесные домишки»

*выражать своё впечатление о занятии

3. Воспитывающие 

*воспитывать положительное отношение и устойчивый интерес к занятию путём постоянной смены деятельности

*воспитание чувства уверенности в своих знаниях

*воспитывать у детей чувство бережного отношения ко всему живому

*умение действовать сообща

Коррекционные:

* развитие связной речи

*обогащение словаря за счёт однокоренных слов, обозначающих родственные связи диких животных (лис, лисица, лисёнок, лисята…) и слов - травоядные, хищники.

*образование притяжательных прилагательных в Им. падеже, единственном числе

*ответы на вопросы полным предложением

*составление сложных предложений с союзом потому что

* закрепление текста игры с движением «Лесные домишки»

*автоматизация звуков поставленных логопедом в речи

Предварительная работа:

*беседа с детьми о жизни диких животных родного края 

*рассматривание  картин с  изображением диких животных

*д/игра «Чей детеныш?», д/игра  «Подбери словечко», д/игра "Кто где живёт?"

  д/игра"Накорми дикое животное?"

 *отгадывание загадок о диких животных,

* чтение  русских народных сказок о диких животных.

Формы организации:

Групповое

Тип занятия:

Тематическое

Методы и приёмы: 

*словестные

*игровые

*наглядные

*практические

Развивающие технологии:

*развивающие игры

*схемы

*знаки

*игра речь с движением

*ИКТ

Материалы и оборудование: 

*атрибуты осеннего леса («деревья», «листья»)

* иллюстрации и фото диких животных

*схемы – «Хищные дикие животные», «Травоядные дикие животные», набор схем "Дикие    животные"

*лист с силуэтным изображением травоядных животных и лист с силуэтным изображением

хищных животных России

*знаки по ОБЖ «Соблюдай правила»

*изображение частей тела диких животных

*разрезные картинки «Дикие животные и их детёныши» (5 шт.),

  размер А-4, из 8 – 9 частей, под картонными листиками, листы белой плотной бумаги А – 4 (5 шт.), листики с цифрами от 1 до 5 в 3-х экземплярах

*корзинка

*презентация "Отгадай звуки и голоса диких животных"

*10 кругов из ковриков - «пеньки»

*ковролин

*ноутбук, телевизор

Используемая литература:

1.А.К. Толстой "Белка и Волк"

2.Соколов-Микитов "Медвежья семья", "Белки", "Ёж", "Лисья Нора"

3.Е.Чарушин "Волчишка"

4 .Бондаренко А.К.. Словесные игры в детском саду. – М.: Художественная

   литература, 2004

2. Лучич М.В, Детям о природе.- М.: Омега, 2012.

3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. –

   Минск: Асар, 2003.

Интернет ресурсы:

"Голос и звуки диких животных России"

http://mp3hunter.ru

wav-library.netanimals?page7

"Фотографии диких животных наших лесов"

stylishbag.ru

Ход занятия

1.

Воспитатель: Давайте поприветствуем гостей.

(Дети здороваются).

Воспитатель:Кто мне напомнит, какое сейчас время года?

Дети: Сейчас осень.

В.: Предлагаю вам совершить необычную прогулку в осенний лес.

      Вы согласны?

Д.: Мы согласны.

В.:    «Отправляемся мы в путь

           Поиграть и отдохнуть».

           Я с собой корзиночку возьму.

(В корзинке лежат листики с цифрами от 1 до 5 на каждого ребёнка»)

В.: Что надо знать, отправляясь на прогулку в лес?

Д.: (ответы детей полным предложением)

В.: Давайте представим, что мы с вами правильно оделись и обулись для прогулки в лес

(Все поднимают руки к голове и проводят руками с головы до ног)

В: Теперь мы правильно оделись  

2.

В.:  «Раз, два – повернись!

        И в лесу очутись!»

(Дети идут зигзагом в центр группы)

В. (двигаясь впереди) говорит:

     «Чуден как осенний лес!

      В нём полным-полно чудес!

      На прогулку в лес пришли.    (остановились)

      И кого мы тут нашли?!

      Разойдитесь!

      Поглядите!

      Кто здесь спрятался, найдите!»

Игра: «Кто спрятался в лесу?» 

(дети по части тела узнают и называют дикое животное,образуя притяжательные прилагательные)

например: за деревом спрятался волк, потому что из за дерева я увидел волчий хвост

В.: Посмотрите под вашими деревьями лежат разноцветные листочки, поднимите, полюбуйтесь.

      Там фотография дикого животного.У каждого из них есть семья. Назовите всех членов семьи

      этих диких животных.

Д.: (называют по очереди. Н-р, папа – лис, мама – лисица, ребёнок – лисёнок, ребята – лисята)

В.: Листики положим в мою корзиночку и заберём в детский сад на память о прогулке.

(Дети складывают листики в корзинку)

В.: Шуметь в лесу нельзя, а поиграть можно

(Ребёнок проводит игру, речь с движением «Лесные домишки»)

Речь с движением «Лесные домишки» (прилагается)

В.:Животных приметили, поиграли, можно на пенёчках отдохнуть.

(Дети садятся на круги из ковролина, скрестив ноги)

В.: (показывает на ковролине карточки-схемы на понятие «Дикие животные»)

Кто спрятался сегодня в нашем в лесу?

Как можно назвать всех этих животных?

Д.: (ответы полным предложением – В лесу спрятался медведь… Дикие животные )

В.: Давайте посмотрим на схемы – подсказки и ответим на вопрос «Почему их называют «Дикие животные»?»

Н-р. Потому что они живут в лесу, сами

(Карточки – схемы: лес, пища, сами строят себе жилище, красный крест, соска с бутылкой, расчёска) - 6 карточек

Д.: (ответы детей полным предложением)

В.: Дикие животные сами добывают себе пищу. Пища эта разная. Некоторые звери – охотники и

    санитары леса. Они охотятся за больными и слабыми животными и съедают их. Таких   животных мы называем – хищники.

(воспитатель открывает картинку с изображением хищников, показывает указкой, и дети говорят о диких животных, хищниках, используя множественное число Существительных)

Д.: Медведи – хищники, волки – хищники, лисы - хищники, ежи -хищники.

В.: Животные, которые питаются растительной пищей –

травой, ягодами, орехами, желудями, грибами, корой деревьев – травоядные.

Д.: Зайцы – травоядные, белки – травоядные, лоси – травоядные, олени – травоядные

В: Сегодня мы узнали, какие животные хищные , а какие травоядные.

В.:Вы отдохнули, вставайте с пеньков, подойдите ко мне. Ветерок подул.

Физминутка: «Ветер дует нам в лицо,

                                   Закачалось деревцо.

                                   Ветер тише, тише, тише.

                                   Деревцо всё выше, выше»

В.: Ребята, вы молодцы.

Я приготовила для каждого из вас сюрприз.

Возьмите листочки с цифрами и найдите свой сюрприз на брёвнышке.

(Раздаёт по 1 маленькому кленовому листочку с цифрами от 1 до 5 каждому ребёнку)

(На столах, обозначенных цифрами от 1 до 5, лежат листы белой бумаги А4, на них, прикрытые кленовыми листиками, лежат разрезанные на 8 - 9 частей фотографии диких животных российских лесов)

(Дети подходят к столам и находят свой сюрприз)

В.: Листочки снимите, фотограф сделал фотографии диких животных, а их случайно разрезали, фотографию свою вдвоём соберите. Друг другу помогайте.

Учитесь вместе выполнять общее задание.

Игра: «Собери фотографию»

(Дети собирают фото диких животных)

В.: Чью фотографию вы собрали??

Д.: Мы собрали фотографию медведя с медвежатами и т. д.

В.: Вы сможете ещё много раз собирать эти фотографии. Они останутся у вас в группе.

Сейчас подойдите ко мне. (Воспитатель отходит в центр группы)

В.: Послушайте, какая тишина в лесу. Вы в лесу, не шумели, не мешали    

      диким животным вести свою привычную жизнь. Давайте послушаем тех зверей, которые

      хотят нас поблагодарить за это.

Игра: «Узнай голос дикого животного»

(Дети стараются угадать голос дикого животного. Если угадывают, то появляется на экране телевизора изображение этого животного. Если не угадывают, то пояснив, показать всё равно).

В.: Пора с лесом прощаться и в сад возвращаться.

В: Алиса, помоги нам в сад вернуться

Ребёнок: «В круг скорее становитесь

                  И друг другу улыбнитесь.

                  Хоть гулять было приятно,

                  Возвращаемся обратно.

                  Раз, два, повернись!

                  И в саду очутись!»

3.

В: Вот мы снова в детском саду

Разуваемся! Раздеваемся! (руки через стороны поднимаем  вверх и хлопок)

В.: Что вам больше всего понравилось в нашей прогулке по осеннему лесу?

Д.: (побуждать отвечать полными предложениями).

      (Работа воспитателя над автоматизацией звуков - по необходимости)

В.: Мне понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы полными предложениями,

      старались правильно произносить звуки в словах, как дружно составляли фото животных

      из частей. Вы – молодцы. Я благодарю вас за старание и буду рада отправиться с вами

      и на другие прогулки.

В.: Давайте попрощаемся с гостями.

Д.: До свидания

(Уходят в другое помещение)

Приложение:

"Лесные домишки"

                                    (речь с движением)

У лисы в лесу глухом - (кистями рук чередуя, делают мягкие лапки)              

Есть нора –(рисуют руками круг)

Надёжный дом. (руки сводят над головой «крышей»)

Не страшны зимой метели- (указательным пальцем правой руки

водят перед собой слева направо)

Белочке – («моталочка»)

В дупле на ели.(руки поднимаем вверх, соединяя пальчики, повороты головы налево, направо )

Под кустами -(поочерёдно поднять руки с растопыренными пальцами вверх)

Ёж колючий –(опустить поочерёдно руки, с растопыренными пальцами, перед собой, согнуть в локтях)

Нагребает листья в кучу.("гребут"к себе попеременно обеими

руками)

Из ветвей, корней, коры- (грозят указательным пальцем 4 раза)

Хатки делают бобры.(руки сводят над головой "крышей")

Спит в берлоге косолапый (кисти рук подкладывает под правую щеку

До весны сосёт он лапу (прикладываем руку ко рту)

Есть у каждого свой дом -(хлопают в ладоши 4 раза)

Всем тепло, уютно в нем!(руки скрещены, ладони прижать к плечам, развести руки  и направить к центру круга )

 «Раз, два – повернись!»

                                        ( речь с движением)

(Проводящий игру подзывает к себе детей движением кистей рук)

В круг скорее становитесь – дети встают в хоровод вокруг проводящего игру

И друг другу улыбнитесь – улыбаются, поворачивают голову поочерёдно к соседям справа и слева

Хоть гулять было приятно,

Возвращаемся обратно – маршируют

Раз, два – хлопают

Повернись – поворачиваются вокруг себя 1 раз

И в саду очутись – прямые руки поднять вверх, ладонями внутрь, 4 хлопка над головой

«Ветер дует нам в лицо»  

                                           (Физминутка)

Ветер дует нам в лицо –

кистями, согнутых в локтях рук, обмахиваем лицо 4 раза

Закачалось деревцо –

руки вверх, качаем вправо - влево поочерёдно по 2 раза в каждую сторону

Ветер тише, тише, тише –

перед собой, согнутыми в локтях руками, машем одновременно кистями рук вверх - вниз 4 раза

и плавно приседаем в то же время

Деревцо всё выше, выше –

выпрямляемся, руки плавно поднимаем вверх, встаём на носочки.

(После слов опускаемся на всю ступню, руки опускаем вниз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в первой младшей группе Тема "Дикие и домашние животные"

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание».Программное содержание: Обучающие - закрепить знания детей о диких и домашних животн...

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы на тему"Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову)"

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы...

Конспект совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Дикие животные наших лесов»

Конспект совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему "Дикие животные наших лесов"...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Тема «Дикие животные» Воспитатель: Мышанская Н.В.

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы.Тема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение представления о диких живо...

Конспект игрового занятия – викторины для детей подготовительной группы. Тема «Дикие птицы»

Игровое занятие для детей подготовительной группы на тему "Дикие птицы"...

Конспект по развитию речи для детей подготовительной группы "Согласный звук [ш]. Буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква ШЦель: развитие речевых способностей у детей.Задачи:Образовательные:- познакомить со звуком [...