Консультация для родителей «Чтение - вот лучшее учение».
консультация по развитию речи (младшая группа)

Зотина Н.М.

    Уникальный, выработанный веками опыт народного воспитания детей посредством рассказывания, чтения произведений фольклорных жанров, исконно русская традиция семейного чтения, исследования российской науки в области дошкольного образования подвели к необходимости разработки концептуальных основ формирования интереса и потребности в чтении книг у ребёнка дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z1.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

       Консультация для родителей «Чтение - вот лучшее учение»

    Часто родители обращаются к воспитателям с проблемой, что ребёнок-дошкольник старшей или подготовительной группы не интересуется чтением книг. Однако проблемы детского чтения возникают в дошкольном возрасте в том случае, если у самих родителей сформировано пренебрежительное отношение к чтению («Зачем читать газету — лучше новости послушаю!»). Мифы о чтении, представляющем опасность для здоровья («Нужно беречь зрение!»), о чтении как дорогом удовольствии («Книги таких денег стоят!») и, как следствие, — чтение без увлечения надоевших книг («Ребёнок в сотый раз просит читать про курочку Рябу!») порождает у детей аналогичное безынициативное или отрицательное отношение к чтению.

    У детей младшего дошкольного возраста процесс самостоятельного «чтения» может проходить по-разному. Некоторым нравится вдумчиво исследовать каждую страницу. Такие малыши не отказывают себе в удовольствии посидеть за столом или в книжном уголке, чтобы вдали от других детей извлечь максимальное удовольствие от «чтения». Бывает, что чтение сопровождается тихим бормотанием.

В чём основные трудности чтения детям трёх-четырёх лет? Малышу пока трудно усидеть на одном месте даже при чтении интересной сказки, если нет возможности рассматривать иллюстрации. В этом и состоит существенное отличие чтения в детском саду и дома. Большая наполняемость группы, к сожалению, не способствует сосредоточенному слушанию детьми чтения или рассказывания. Когда дети почувствовали, что слушать потешки или сказки очень интересное занятие, они стремятся оказаться рядом с читающим взрослым, поставить стульчик так, чтобы иметь возможность рассматривать иллюстрации в книге. И как следствие — соперничество и новые проблемы, отвлекающие детей от восприятия текста.

    Уникальный, выработанный веками опыт народного воспитания детей посредством рассказывания, чтения произведений фольклорных жанров, исконно русская традиция семейного чтения, исследования российской науки в области дошкольного образования подвели к необходимости разработки концептуальных основ формирования интереса и потребности в чтении книг у ребёнка дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. С учётом разработанных критериев подбора книг для чтения в детском саду, а также методических рекомендаций специалистов в области детской литературы и дошкольной педагогики особо пристальное внимание уделяется произведениям художественной литературы, которые будут читаться детям в семье. Семьям, воспитывающим творчески одарённого ребёнка или, наоборот, не проявляющего никаких творческих задатков, бывает одинаково сложно приобщить к чтению своё чадо. Такие дети обладают ярко выраженным стремлением к обособленности, своего рода эгоцентризмом, который трудно преодолеть, предлагая послушать чтение j книги в коллективе других детей. Зато очень хорошие результаты показывает индивидуальная работа в кругу семьи. Очень важно не ошибиться с выбором книг, потому что, как показывает практика, начинать чтение с больших по объёму художественных произведений не стоит: это может навсегда погасить зародившуюся искру любви к литературе.

     Поэтическая речь, а точнее, её ритмообразующие элементы в устном народном творчестве и в его книжном воплощении на протяжении многих столетий представляли собой великолепные образцы речи, на которых воспитывались дети, начиная с младенческого возраста. Многие русские писатели и поэты в своих воспоминаниях обращали внимание на высокохудожественные образцы поэтики литературной речи, услышанные ими в произведениях устного народного творчества, которые им рассказали, прочитали, спели их родители, няни, наставники и воспитатели. Рекомендуем ежедневно, начиная с младенчества, читать в семье художественные произведения в обработке и пересказе М. Булатова, Н. Венгерова, О. Капицы, А. Кудряшовой, И. Соколова-Микитова, А. Толстого, К. Ушинского, К. Чуковского.

Это песенки и потешки: «Заинька», «Пожар», «Скок- поскок», «Свинушка», «Ладушки», «Колыбельная», «Сорока-белобока», «Мыши», «Гуси», «Музыканты», «Иванушка», «Кисонька», «Баю-баю-баиньки», «Конь», «Дедушка Егор», «На улице», «Барашеньки», «Солнышко», «Котик», «Коза», «Петушок», «Совушка», «Кошка и курочка», «Иван, Иван, вырывай бурьян», «Котя, ко- тенька-коток», «Пришла весна», «Ах ты, радуга-дуга», «Идёт Кузьма из кузницы», «Сбил, сколотил», «Как на тоненький ледок», «Сидит, сидит зайчик», «Ай, дуду, дуду, дуду», «Я медведя поймал», «Козушка-белоногушка», «Стучит, бренчит по улице», «Как на нашем на лугу», «Посылали молодицу», «Наша-то хозяюшка», «Ульяна, Ульяна, где ты была», «Была репа важная», «Бабушка Ненила», «Как Марфуша для Петра», «Заинька, по сеничкам гуляй», «Под кустом у дорожки», «Есть такая палочка», «Гром по горам раскатился», «По синю морю», «Ку-ка-ре-ку».

Сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята», «Полкан и медведь», «Зайкина избушка», «Зимовье», «Заячьи слёзы», «Как лиса училась летать», «Кот, петух и лиса», «Липовая нога», «Волк и лиса», «Кот Котофеевич», «Лечея-плачея», «Присяга», «Небо пало», «Плутишка кот», «Храбрый баран».

Возрастной период от трёх до четырёх лет одновременно и благоприятен, и сложен для восприятия чтения. С одной стороны, дети любят, когда им читают, с другой — уже могут не захотеть слушать книгу, которую им предлагает мама или воспитатель. В таком случае следует почитать ребёнку о том, что его интересует в данный момент. Это могут быть стихи, сказки, произведения других жанров таких авторов, как М. Грозовский, С. Маршак, Н. Носов, Ю. Тувим, Г. Цыферов, К. Чуковский. Образцы словесного искусства, которые воссозданы в произведениях детской литературы, помогают маленькому читателю через поэтическую речь прочувствовать настроение, ситуации, эмоции. Так, поэзия А. Барто, особенно стихотворения из цикла «Игрушки», оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей. Живая речь поэтически достоверно передаёт заботливое отношение ребёнка к своему другу («Мишка», «Зайчик», «Козлёнок», «Лошадка», «Слон»), сочувствие другому ребёнку («Мячик»), сожаление («Грузовик»), радость («Кораблик», «Флажок»). Эти стихи легко запоминаются, малыши с удовольствием читают их наизусть.

К четырём годам содержательная сторона поэтических произведений для чтения должна быть усложнена. В рамках образовательной программы для воспитателей и родителей 3. А. Гриценко был разработан перечень рекомендуемой литературы для чтения в семье. Хочется обратить внимание родителей на следующие произведения:

• Л. Андреев «Ангелочек»;

• В. Берестов «В магазине игрушек», «Военная игра», «За игрой», «Конь», «На палочке верхом»;

• Е. Благинина «Подарок», «Полюбуйтесь-ка, игрушки», «Посидим в тишине», «Хорохор»;

• М. Лукашкина «Кораблекрушение»;

• В. Лунин «Весь дом волшебный...», «Кукла», «Отчего?», «Стёклышко», к «Детскому альбому» П. И. Чайковского;

• Э. Мошковская «Парашютист», «У взрослых — очки...», «Я был таким хорошим...»;

• Л. Петрушевская «Маленькая волшебница»;

• А. Толстой «Детство Никиты»;

• Л. Улицкая «Восковая уточка».

Чтение детям произведений художественной литературы может и должно способствовать развитию личности ребёнка. Слушание интересных книг подталкивает к творчеству. Образы и сюжеты со страниц художественных произведений переносятся на детскую игру, а у взрослого появляется уникальная возможность разбудить у ребёнка творческое воображение.

В сказке «Приключения Алисы в Стране чудес», которую написал англичанин Льюис Кэрролл, а перевёл на русский язык талантливый детский писатель Борис Заходер, удивительно точно переданы особенности речевого мышления маленького ребёнка:

— А вдруг я буду так лететь, лететь и пролечу всю Землю насквозь? Вот было бы здорово! Вылезу — и вдруг окажусь среди этих... которые ходят на головах, вверх ногами! Как они называются? Анти... Антипятки, что ли?

Дети, посещающие детский сад, очень любят слушать юмористические рассказы. Весёлая книга отвечает потребности ребёнка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг него гармоничен. Юмор показывает смешное в жизни, воспитывает ценные качества — умение шутить и смеяться, с оптимизмом относиться к любым ситуациям в жизни.

К пяти годам ребёнок уже в состоянии понять смысл эпического повествования. Эпос необходимо читать детям, ‘поскольку он отражает национальную специфику, проявляющуюся в описании исторических фактов, среды обитания, предметного мира и помогает в формировании у ребёнка целостной картины мира. Начинать знакомство детей с жанром былины следует с расширения представлений о народной сказке. В системе выразительно-изобразительных средств, используемых в русской народной сказке, особое внимание следует обратить как на стилистические, так и на композиционные. Поэтому так важно читать народные сказки в хорошей литературной обработке.

Другой способ углубить детские эстетические представления о сказке — объяснять её основные идеи (борьба добра со злом, прославление смелости, трудолюбия и т. д.).

В приобщении ребёнка к чтению в условиях семейного воспитания значительную роль может сыграть взаимодействие детского сада и семьи. Стало хорошей традицией участие родителей вместе с детьми в литературных праздниках, где дети и родители задействуются как активные участники и помощники. Решение задач, проводимых в детском саду литературных праздников направлено на развитие, воспитание и обучение ребёнка. Тематика литературных праздников определяется исходя из приоритетной направленности работы дошкольного образовательного учреждения. Если литературный праздник посвящён сказочным героям, то родители дома могут прочесть ребёнку сказки о Золушке, Красной Шапочке, Буратино и других  сказочных мальчиках и девочках, посмотреть вместе с малышом мультфильмы про Шрека, Робин Гуда, Питера Пэна. А затем взять лист бумаги и перечислить черты каждого сказочного мальчика и каждой сказочной девочки. После этого нужно подвести итог, то есть перечислить все качества сказочных мальчиков (исключая повторы). А теперь спросите у ребёнка, на какого сказочного персонажа он хотел бы быть похожим.

Советы для родителей.

  • Чаще говорите о ценности книги;
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
  • Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
  • Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
  • Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
  • Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
  • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
  • Чаще устраивайте семейные чтения.
  • Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чтение - вот лучшее учение!".

Оказывается, совместное чтение вслух само по себе может заменить специальные занятия по подготовке к школе. Главное, о чем нужно позаботиться родителям, - это правильно организовать процесс. В этом им...

"Чтение - вот лучшее учение"

Привитие детям любви к чтению....

Методические рекомендации по формированию интереса у дошкольников к чтению. "Чтение - вот лучшее учение"

Статья. Консультация для родитлей."Человек, который читает книги, проживает тысячу жизней, тот который не читает проживает лишь одну.Джордж Мартин...

Памятка для родителей Чтение-вот лучшее учение

Очень кратко о том, почему небходимо читать детям....

Памятка для родителей "Чтение - вот лучшее учение"

Почему детям необходимо читать?Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми....

«Чтение – вот лучшее учение!»

Для здорового развития ребенка важно, чтобы родители изо дня в день уделяли ему внимание: читали, пели, играли, выражали любовь и ласку.  Читая и рассуждая вместе с детьми, родители по...