Игра-занятие "Что, где, когда?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde_kogda_1.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятие по развитию речи и обучению грамоте

в форме игры «Что? Где? Когда?»

в подготовительной группе.

Цель:

• Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

• Закрепить у детей знания полученные ранее.

Задачи:

  • Образовательные: 

Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи; закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой речи; обобщать знания о твердых и мягких согласных; закрепить умение детей делить слова на слоги; закрепить умение детей составлять предложения по схеме из двух и более слов; закреплять умение описывать время года ранняя весна, используя алгоритм.

  • Развивающие: 

Развивать внимание, память, мышление, воображение.

  • Воспитательные:

Воспитывать, доброту, взаимовыручку, воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

  • Вызывать интерес к обучению грамоте.

Материалы:

Игровое поле, юла, карточки с заданиями,  картинки на гласный звук «А», согласные парные звуки – твёрдые «Г – К», мягкие – «Г’– К’»; буквы; слоги; схемы для составления предложений;  эмблемы, медали; статуэтка «сова».

Ход занятия:

Ведущий:

 - Добрый день, уважаемые гости! Мы находимся в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?» Наши телевизионные камеры установлены в детском саду №2562. Знатоками нашего клуба сегодня будут дети подготовительной группы. Давайте поприветствуем команды игроков.

(торжественно звучит музыкальная заставка к игре «Что? Где? Когда?», дети заходят в зал, выстраиваются полукругом перед игровыми столами и зрителями).

- Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло на нашу интеллектуальную игру, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются).

- А теперь поприветствуйте друг друга.

Команда «Знатоки»

-Мы знатоки, а это значит

Нас ждёт успех и ждёт удача!

Вперёд к победе наш девиз!

А кто слабее – берегись!

Команда «Умники»

- Мы умные и смелые,

И в деле мы умелые.

Победим и в этот раз!

Нам соперник не указ!

Команда «Эрудиты»

- Пусть каждый смело вступит  в бой,

В азарт соревнования.

Успех придёт не сам собой,

Помогут наши знания!

 Ведущий:

- Спасибо командам, прошу вас занять места за игровыми столами. Хочу познакомить вас с правилами игры. Вы видите, на игровом поле стоит волчок со

стрелкой и здесь же находятся конверты с заданиями, которые вы должны будете выполнить.

-Ребята, знаете ли вы, какая птица является символом игры «Что? Где? Когда?»

(на экране появляется сова)

- Как вы думаете, почему именно эта птица?

(сова считается символом мудрости и знаний)

- Итак, мы начинаем!

1 раунд (крутится волчок, звучит музыка из телепередачи)

Ведущий:

-Первое задание. С вами играют телезрители. Посмотрите на экран, (на экране появляются картинки – тетрадь, азбука, ученик, ручка, карандаш, пенал) и скажите, что это? (школьные принадлежности)

- Названия предметов на слоги разделите

И сколько в слове том частей, скорее нам скажите!

(дети определяют, сколько слогов в словах, на экране презентация,- если правильный ответ, предмет уходит к схеме слова по количеству слогов).

Ведущий: - Молодцы, ответили правильно!

- 2 раунд (крутится рулетка, играет музыка)

Ведущий: - Это сектор – блиц опрос.

- Вопрос к команде «Знатоков»: - Из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из предложений)

- Вопрос к команде «Умников»: - Чем буква отличается от звука? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)

- Вопрос к команде «Эрудитов»: - Какими бывают звуки? (гласными и согласными)

- Вопрос к команде «Знатоков»: - Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые при произношении не встречают препятствия)

- Вопрос к команде «Умников»: - На какие группы делятся согласные звуки? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, а ещё бывают парными и сонорными)

- Вопрос к команде «Эрудитов»: - Каким цветом мы обозначаем звуки? (гласные – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным)

Ведущий: - Молодцы, справились с блиц опросом.

3 раунд (крутится волчок, играет музыка, выбираю конверт с ромашкой)

Ведущий: - С вами играет мудрая Сова.

- На фланелеграфе изображены сердцевины цветов, вам необходимо собрать цветок, правильно подобрав к ним лепестки. Как вы уже догадались:

 - красная сердцевина – для команды «Знатоки», вы подбираете предметы, которые начинаются на гласный звук «А». (автобус, ананас, арбуз, апельсин, аллигатор, аккордеон, акула, аист, авокадо, астра, автомобиль);

  - зелёная сердцевина – для команды «Умники» ваша команда подбирает предметы, которые начинаются на согласные мягкие парные «Г – К». (гитара, кеды, кисточка, гиря, герой, георгин, кирпич, кит, кедр, кефир, кепка, гепард, гипс);

   - синяя сердцевина – для команды «Эрудиты», ваша команда подбирает  предметы, которые начинаются на согласные твёрдые «Г - К». (карандаш, колос, горох, кот, конь, кора, гусь, галоши, голубь, галка, курица, горшок, кукла).

(команды выполняют задание, ведущий проверяет правильность его выполнения)

Ведущий: - Правильно, молодцы!

4 раунд  (крутится волчок, играет музыка из телепередачи «Что? Где? Когда?»)

Ведущий: - Команды, с вами играет Ирина Степановна, и снова блиц опрос, отвечайте быстро и чётко.

- команда «Знатоки» - что такое предложение? (слово или слова, связанные между собой по смыслу)

- команда «Умники» - С какой буквы начинается предложение? (с заглавной)

- команда «Эрудиты» - Какой знак препинания ставится в конце предложения? (точка, вопросительный знак, восклицательный)

Ведущий: - Верно! Перед вами схемы предложений. Вам необходимо составить по ним предложения. А раз завтра наступает весна, то предложения ваши должны быть на весеннюю тему. Команды отвечают по очереди.

                                                                                                           Пригревает солнце.

                                                                                                           День длиннее.

                                                                                                           Тает снег.

                                                                                                           Появляются проталины.

                                                                                                           Слышна капель.

                                                                                                           Бегут ручьи.

                                                                                                Наступила ранняя весна.

                                                                                                Слышны птичьи трели.

                                                                                                Животные меняют шубку.

                                                                                                   Звери просыпаются от спячки.

                                                                                                   Рождаются медвежата в берлоге.

                                                                                                   Набухают почки на деревьях.

                                                               Потеплело.

                                                               Радостно.

                                                               Март.

Ведущий: - Отлично! Справились и с этим заданием. У нас получился настоящий рассказ о весне.

5 раунд (крутится волчок, звучит музыка, выпадает сектор «динамическая пауза»)      

                            физминутка:      «Улыбнись»


Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу.  
(одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются) 
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись.  
(наклоны в стороны) 
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай.
(приседания) 
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (ходьба на месте)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори.  (одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Вправо плечи, голова.  (вращение корпусом влево и вправо)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (дети садятся)

Ведущий: - Хорошо, отдохнули, продолжаем игру.

6 раунд (волчок крутится, музыка играет)

Ведущий: - выпал сектор «чёрный ящик» (выносится чёрный ящик)

- Команды, как вы думаете, что находится в этом ящике? (предположительные ответы детей)

Загадка:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.    (книга)

- Давайте соберём это слово из букв и проведём звуковой анализ этого слова. (дети разбирают с места, один ребёнок у доски)

К    Н   И  Г   А

согл  согл   гл  согл   гл

тв      мягк  уд    тв    б/уд

гл         зв           зв

парн сонор    парн

Ведущий: - Молодцы!

7 раунд (крутится волчок, звучит музыка)

Ведущий» - выпал сектор «Путаница» и с вами играет Алина Эдуардовна.

- Здесь ветер сильно погулял,

  И слоги все тут разбросал.

  Вы их вместе соберите

  И полученные слова прочтите.

ПЕ-РЕ-МЕ-НА    ШКО-ЛА   У-РОК   У-ЧИ-ТЕЛЬ   О-ЦЕН-КА      РА-НЕЦ    ПОРТ-ФЕЛЬ    

 У-ЧЕ-НИК     ЛАС-ТИК    ЛИ-НЕЙ-КА    КИС-ТОЧ-КА    СМЕН-КА

(капитаны читают слова)

 Ведущий: - Отлично!

8 раунд (запускается волчок, звучит музыка из телепередачи)

Ведущий: - Выпал сектор «Проверялочка» и с вами играет Анастасия Александровна, учитель – логопед  из Ново-Переделкино.

- Хлопни в ладоши, если слово отвечает на вопрос «кто?» и топни ногой, если слово отвечает на вопрос «что?».

(птица, физика, физкультура, повар, доска, музыкант, учитель, математика, парта, класс, директор, фломастер, пианист, физкультурник, кит, стрекоза, весна, лужа, лягушка, варенье).

Ведущий: - Верно!

9 раунд (запускается волчок, звучит музыка)

Ведущий: - Выпал сектор «Доскажи словечко» и с вами играет Гульнара Николаевна, психолог из детского сада №2562.

- Нам  с вами пришёл черёд,

  Сыграть в игру «Наоборот».

- Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – «низко».

- Скажу я слово «далеко», а ты ответишь – «близко».

- Скажу я слово «потолок», а ты ответишь – «пол».

- Скажу я слово «потерял», и скажешь ты – «нашёл».

- Скажу я слово «трус», ответишь ты – «храбрец».

- Теперь «начало» я скажу, ты отвечай – «конец»!

Ведущий: - Верно! И ещё, подберите синонимы, слова близкие по смыслу к:

- «Свежий хлеб» - горячий, утренний, сегодняшний, ароматный, вкусный, свежеиспечённый).

- «Свежая рубашка» - (чистая, новая, выстиранная, поглаженная, благоухающая).

- Свежий ветер» - (бодрящий, прохладный, холодный, чистый, освежающий).

Ведущий:

- Умнички! Молодцы! Вот и закончились все задания. Вы с ними превосходно справились. И наша игра «Что? Где? Когда?» подошла к завершению. Попрощаемся с гостями. До свидания, до новых встреч! А подведение итогов игры и награждение команд мы проведём в группе.

(Алина Эдуардовна вручает командам памятную сову, под музыку «Что в нашей жизни игра», дети выходят из зала)