Консультация для родителей
консультация по логопедии (старшая группа)

Елена Владимировна Сатомская

Расширение словарного запаса у старших дошкольников в летний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rasshirenie_slovarnogo_zapasa.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя – логопеда Сатомской Е.В. для родителей воспитанников подготовительной к школе группы на тему: «Расширение словарного запаса детей в летний период»

Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок ждёт, как и взрослый! Это время, когда, наконец, можно расслабиться, снять накопленную усталость, набраться сил. Но это не означает, что развитие ребёнка останавливается. Летом можно (и нужно) закрепить сформированные в течение учебного года речевые навыки, а также продолжить работу по развитию всех сторон речи.

Лето – наиболее благоприятное время для развития речи ребёнка! Воспользуйтесь им! В форме серьёзных занятий этого делать не нужно. На отдыхе, когда появляется больше времени для общения с ребёнком, материал можно закреплять в игровой занимательной форме.

Обогащению и закреплению словарного запаса способствуют путешествия, совместные поездки, походы, выезды на природу, дачу, прогулки по лесу, берегу моря (озера или реки, экскурсии в музеи и другие интересные места…

Следует обращать внимание на всё окружающее. Например, путешествуя на каком-либо транспорте (автомобиле, поезде, теплоходе, самолёте, можно предложить рассмотреть его (части, детали); обратить внимание на тех людей, которые здесь работают, а также на самих пассажиров: «Кто что делает?». Всегда есть возможность познакомиться с новыми словами! Помогите ребёнку правильно произнести их и запомнить. Замечательно, если у ребёнка возникают вопросы по поводу того, что он наблюдает: «Что это?», «Как называется?», «Для чего это нужно?», «Почему?». Это говорит о наличии познавательных интересов, любознательности и активности.

Если вы находитесь в лесу (на лугу, поле, обратите внимание ребёнка на растения - деревья, кустарники, траву, цветы, грибы, ягоды. Рассматривайте их внимательно, обращая внимание на величину, цвет, форму, запах, если возможно – вкус. Помогите запомнить несколько названий каждого вида растений. Учите узнавать деревья по коре, форме листьев; грибы – по форме и цвету ножки и шляпки; ягоды – по вкусу и т. д. Для закрепления названий растений и их признаков в словаре ребёнка можно использовать игру «Угадай по описанию». Вот пример загадки о листе осины. «От какого дерева лист?»: «Лист этого дерева небольшой, круглой формы. Край листа – красивый, волнистый. Черешок у листа длинный. Когда дует ветер, лист очень быстро поворачивается вправо и влево, как будто дрожит». Затем можно предложить и самому ребёнку загадывать подобные загадки.

Для того, чтобы ребёнок хорошо запомнил новые слова, желательно после наблюдений дома ещё найти соответствующие предметы, объекты на иллюстрациях (в книгах, альбомах, календарях, на открытках, на просторах интернета, и рассмотреть их ещё раз.

Здорово, если вы заодно подберёте стихи, рассказы, загадки об этих предметах. Тогда новые слова ребёнок запомнит наиболее прочно! Например, у Ирины Токмаковой есть замечательный цикл стихотворений о деревьях. Вот одно из них.

«Осинка»

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки –

Надо согреться

Бедной осинке.

Нельзя упускать возможности для обогащения словарного запаса и на даче. Рассматривайте вместе с ребёнком цветы, ягодные кустарники, овощные культуры; наблюдайте за ростом и развитием всех растений. Пусть ребёнок понаблюдает за трудом взрослых на даче. Дайте ему возможность выполнить посильную работу. Подберите как можно больше глаголов («слов-действий») на эту тему: копать, сеять, поливать, полоть, рыхлить, окучивать, защищать, выращивать, ухаживать, стараться, собирать…

Все дети любят отдыхать на берегу водоёмов. Здесь тоже много возможностей для развития словаря ребёнка. Подберите вместе как можно больше прилагательных (слов-признаков) к существительному «море (озеро)» - большое (маленькое, синее (голубое, светлое, тёмное, тёплое (прохладное, холодное, прозрачное (мутное, глубокое (мелкое, красивое, спокойное и т. д. Затем подберите прилагательные и к другим словам: «песок», «вода», «берег», «небо», «солнце», «ветер», «погода»…

Лето предоставляет нам большие возможности и для наблюдений за животными. Важно научить ребёнка узнавать и называть несколько насекомых и птиц. Понаблюдайте за их внешним видом, поведением, повадками. Подберите «слова-признаки», «слова-действия», характеризующие их. Можно составить предложения, небольшие описательные рассказы. Побеседуйте также и о жизни диких животных в лесу летом. Рассмотрите имеющиеся у вас дома картинки, иллюстрации, фотографии по теме.

Игры для активизации словарного запаса летом

«Я начну, а ты продолжи» Взрослый называет один или два предмета, относящихся к какой-то группе на летнюю тематику, а ребёнок подбирает остальные, например:

Василёк – одуванчик, колокольчик, лютик, ромашка…

Брусника – земляника, черника, малина, костяника…

Клён – липа, берёза, ива, ольха…

Подосиновик – подберёзовик, маслёнок, боровик…

Роза – пион, ирис, георгин, астра…

Морковь – огурец, помидор, капуста, кабачок…

Пчела – бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей…

Скворец - иволга, трясогузка, кукушка.

Вариант этой игры – придумывание слов о лесе, луге, саде, огороде. Например:

Лес – деревья, шишки, грибы, трава, ягоды, цветы, тропинка, (здесь можно использовать и обобщающие слова, и конкретные названия).

«Кто больше назовёт?» В этом случае взрослый и ребёнок как бы соревнуются, называя слова из какой-то группы по очереди. Кто заканчивает последний, тот выигрывает. Можно придумать много разнообразных вариантов этой игры, например, «Кто больше найдёт здесь (на пляже) красных предметов?» «Кто больше найдёт и назовёт (на дачном участке) предметов круглой формы?» и т. д.

«Угадай предмет по названию его частей» Взрослый называет части, а ребёнок угадывает предмет.

Ствол, кора, ветки, листья, корни –

Шляпка, ножка, грибница –

Крылья, голова, брюшко, лапки, хоботок –

Вагоны, колёса, окна, купе – и т. д.

«Назови части» Возможны два варианта: по предмету (картинке) и по представлению. Взрослый называет предмет, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части. Например: дачный дом – стены, крыша, крыльцо, двери, лестница, чердак, труба…

«Сравни предметы» Взрослый предлагает ребёнку найти отличия и сходство между двумя похожими предметами.

Примерные пары:

дерево – куст,

цветок – гриб,

подосиновик – подберёзовик,

земляника – черника,

крыжовник – клубника,

редис – морковь,

стрекоза – бабочка,

божья коровка – муравей,

скворец – чайка,

дорога – тропинка и т. д.

«Скажи наоборот» или «Подбери слова-неприятели» (антонимы). Можно предложить ребёнку такой вариант летней игры – закончить предложение, например:

Море большое, а лужа –

Арбуз тяжёлый, а яблоко –

Малина сладкая, а лук –

Дорога широкая, а тропинка –

Днём светло, а ночью –

Дерево высокое, а куст –

День длинный, а ночь –

«Противоположности» В этой игре нужно найти противоположности в одном предмете, например:

У дерева ствол толстый, а ветки тонкие; листья гладкие, а кора шершавая; кора толстая, а лист тонкий; ветки длинные, а черешки у листьев короткие.

«Подбери слова-родственники» (родственные, однокоренные слова).

Трава, травка, травушка, травянистый, травоядный…

Сад – садик, садочек, садовый, садовник, садовод…

Яблоко – яблочко, яблоня, яблоневый, яблочный…

Ягода – ягодка, ягодник, ягодный…

Гриб, грибок, грибочек, грибница, грибной, грибник…

Солнце – солнышко, солнечный, подсолнух, подсолнечное…

Облако – облачко, облачное, безоблачное…

Дом – домик, домишко, домище, бездомный…

«Что значит выражение?» В старшем дошкольном возрасте понимание ребёнком переносных значений слов, образных выражений, фразеологических оборотов характеризует имеющийся у него словарный запас не только с количественной, но и с качественной стороны. Обсудите с ребёнком, что значат выражения:

лето красное,

золотое поле,

бескрайнее поле,

прозрачный лес,

молчаливый лес,

говорливая река,

спокойное море,

игривая волна,

зеркальное озеро,

кудрявая берёза,

дрожащая осина,

пушистое облако,

весёлые ромашки… и др.

Важно, чтобы ребёнок не понимал эти выражения в буквальном смысле, то есть, чтобы не считал, например, что поле действительно сделано из золота, или река разговаривает.

«Распутай небылицу» Ребёнку предлагается восстановить смысл фраз (небылиц, нелепиц) о лете.

Летом ночь длинная, а день короткий. – Летом день длинный, а ночь короткая.

Летом стоит холодная погода. – Летом тепло, жара.

Люди летом ходят в шубах и шапках.

Летом идёт снег, дует холодный ветер.

Летом листья на деревьях желтеют и краснеют.

Летом птицы улетают на юг.

Летом на земле лежит снег, бегут ручьи.

Летом рыбы вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают птенцов.

Летом дети катаются на лыжах и коньках, катаются на санках.

Летом люди убирают снег лопатами и т. д. и т. п.

«Закончи предложение, подобрав сравнение»

Малыши прыгают по траве, как…. (кузнечики)

Мальчик плывёт, как… (рыба, дельфин)

Туман стелется над озером, как… (дым, покрывало)

Чайки кричат, как… (дети)

Дождинки текут по лицу, как… (ручейки, слезинки)

Лес шумит, как… (море)

Трава мягкая, как… (ковёр, одеяло)

Песок горячий, как… (сковородка, печка)

Облачко белое, как… (вата, снег)

Отличного летнего отдыха и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...