Конспект нод по речевому развитию в старшей группе на тему "Весенние загадки скворца"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Весенние загадки скворца» в рамках комплексно-тематического планирования «Весна в нашем городе. Цветы. Насекомые»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vesennie_zagadki_skvortsa.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию

в старшей группе на тему: «Весенние загадки скворца»

Тема: «Весенние загадки скворца» в рамках комплексно-тематического планирования «Весна в нашем городе. Цветы. Насекомые»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: расширение у детей знаний о перелётных птицах, весенних изменениях в природе.

Задачи:
Образовательные:

  1. Продолжать учить детей составлять загадки о птицах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана мнемотаблицу, подбирать образные слова и выражения, характеризующие птиц;
  2. Уточнить и расширить знания детей о перелётных птицах, сезонных изменениях в природе;
  3.  Закреплять умения детей классифицировать птиц по признакам: перелётные, зимующие, лесные, домашние, городские.
  4. Обогащать активный словарь детей: осёдлые, насекомоядные, «лететь клином», «цепочкой-вереницей».

Развивающие:

  1. Продолжать развивать у детей фонематический слух, умение определять место звука в слове.
  2. Развивать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к жизни птиц.
  3. Развивать у детей произвольные процессы: внимание, мышление, память самостоятельность и творческую инициативу.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
  2. Воспитывать уважительное отношение к собеседнику, умение слышать и слушать речь.

Форма проведения: практическое занятие

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная

Структура образовательной деятельности:

Вводная часть (оргмомент)

2 минуты

Активизация детей

2 минуты

Введение нового образовательного материала

13 минут

Обобщение, систематизация материала

4 минуты

Подведение итогов. Рефлексия.

4 минуты

Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений Плещеева А.Н. «Весна» и «Травка зеленеет», «Прилетайте скорей» Ладонщикова Г., разучивание пальчиковых упражнений «Птичка», «Собачка», физкультминутки «Скворушка», рассматривание иллюстраций перелётных птиц и птенцов, беседа, дидактические игры, чтение рассказов «Птичий праздник» О. Дриз и «Воробьи и скворцы» Шорыгиной Т.

Материалы и оборудование: презентация, карточки с птицами, два мольберта, указка, карточки-схемы для определения места звука в слове и картинки в конвертах, 4 стола и 8 стульев для детей; цветные полоски – для строительства общего скворечника (два набора: 6 полосок-две для крыши, 4 для основания скворечника, жердочка и круг-леток, 8 деталей), мягкий мяч.

Методические приемы:

Наглядные: показ и демонстрация мнемотаблиц, презентация-иллюстрации птиц, пример взрослого.

Словесные: объяснение, беседа, вопросы.

Практические: дидактическая игра, упражнения.

Использованные технологии:

Игровая: игровой сюжет, дидактическая игра «Четвёртый лишний», Д/и «Назови птенцов».

Личностно-ориентированная;

Здоровьесберегающая: физминутка «Скворушка», пальчиковая гимнастика «Строим скворечник».

Мнемотехника.

  1. Планируемые результаты: 

Дети умеют составлять загадку о птице с помощью коллажа, подбирают образные слова и выражения, характеризующие птиц.

У детей пополняются знания о перелетных птицах, развиваются навыки в рассказывании стихотворений с использованием мнемотаблицы, в отгадывании загадок.

Закрепляются умения детей классифицировать птиц по признакам: перелётные, зимующие, лесные, домашние, городские.

У детей развивается фонематический слух, умение определять место звука в слове.

Литература:

Методическая: Федерально-образовательная программа дошкольного образования. Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий старшей группы». Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.

Рекомендованная детям: «Как птицы домой летели» Г. Сапгир, «Птичка» А.Н. Плещеев.

Ход НОД:

Воспитатель: Вы хотите узнать какую птицу я встретила утром по дороге в наш сад? Отгадайте загадку.

На шесте — веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети, дом качает ветер.

На крыльце поет отец,

Он и летчик, и певец. (Скворец)

-Почему вы решили, что это скворец?

Слушаю ответы детей, прошу объяснить свой ответ.

Скворец: появляется в презентации и говорит: «Ребята я прилетел домой, на Родину, а мой скворечник унесло ветром, он упал и сломался. Что же мне делать?»

Воспитатель: ребята, как мы можем помочь скворцу?  Но для этого нам необходимо выполнить разные задания из волшебной коробки скворца и ветер вернёт нам дощечки для строительства скворечника.

-Вам необходимо разделиться на две команды «Лучик» и «Листик», вытягивайте жетоны и садитесь за столы. (протягиваю желтые и зелёные прямоугольники, на столах приклеены цветовое обозначение). По ситуации мальчикам предлагаю уступить девочкам.

-Ребята, сядьте прямо, спину держите ровно.

-Начинаем викторину, в ней несколько туров, за каждый правильный ответ, буду вручать команде волшебную дощечку. Проявляем уважительное отношение к товарищам, слушайте внимательно.

 

1. Викторина начинается, 1 тур.

Сначала блиц-опрос (сидим за столами)

Каждой команде буду задавать вопросы по очереди, будьте внимательны.

-Посмотрите в окно, назовите время года (Когда пробуждается природа?)

- Сколько весенних месяцев?

- Перечислите их

-Почему скворец вернулся к нам из теплых стран?

- Птицы возвращаются к нам, так как стало тепло и появились насекомые-их основная еда.

- Если птицы едят насекомых, значит они какие?

 Прошу нескольких детей повторить слово насекомоядные.

-Какие птицы ещё возвращаются к нам?

-Если все эти птицы возвращаются к нам из теплых стран, как же их называют? Слушаю ответы детей, прошу объяснить свой ответ.

Наш блиц-опрос закончен, вы верно отвечали, и каждая команда получает по волшебной дощечке -1.     (кладу на стол каждой команды)

-Дощечки надо беречь, иначе мы не сможем построить скворечник.

2.  Следующий тур.

Чтение стихотворений по мнемотаблице      

Воспитатель: ребята, скворец очень любит слушать стихотворения о весне. Вы их знаете? («Весна» Плещеев А.Н., «Травка зеленеет» Плещеев А.Н., «Весенняя гостья» Льдов К. Мнемотаблицы стоят на мольбертах слева и справа от экрана)

-Команды выходите к мольберту, на котором эмблема каждой команды.

-Ребята, посмотрите, какое стихотворения зашифровано в таблице?

-Молодцы, что отгадали!

-Стихотворение читает один человек из каждой команды, постарайтесь договориться между собой. Не забывайте говорить название стихотворения и автора. Скворцу будет приятно послушать, как вы читаете стихотворения.

-Ребята, вам понравилось, как ваш товарищ прочитал стихотворение? Чем понравилось?

Воспитатель: кто готов прочитать выразительно стихотворение из вашей команды?

-Ребята, вам понравилось, как прочитала стихотворение, ваша подруга?

Воспитатель: ребята, вы выразительно прочитали стихотворения, скворцу тоже понравилось!

Вручаю вам по волшебной дощечке-2. (кладу на стол)

3. «Как летают птицы?» (стоя у экрана)

Воспитатель: ребята, вы когда-нибудь видели, как летят птицы? Помните мы с вами видели летящих птиц? Давайте посмотрим на экран Слайд 2, они ещё могут лететь: вереницей-цепочкой, по одиночке, клином (показываю указкой)

Воспитатель: вы правильно ответили, и каждая команда получает по волшебной дощечке-3

4. Игра «Четвёртый лишний». (Дети стоят перед презентацией) Слайд 3

Воспитатель: ребята, нас ждёт следующее задание.

(На слайде: скворец, трясогузка, щегол, синица) 

-Ребята, посмотрите внимательно, назовите птиц и скажите какая птица лишняя и почему? Прошу детей самостоятельно сделать вывод. Все с ответом согласны?

-Давайте проверим ответ на экране Слайд 4. Ответ ваш верен, молодцы!

-Ребята, скворец для вас приготовил карточки. Садитесь за столы. Вам необходимо посовещаться командой, найти лишнюю птицу и объяснить нам свой выбор. Не забывайте, отвечает один человек из команды. (отвечают сидя за столами, подняв карточку)

Кладу карточки командам:

Жаворонок-ласточка-грач-голубь-городская-оседлая птица.

Аист-трясогузка-кукушка-лебедь-водоплавающая птица.

-Команда «Лучик» объясните какая птица лишняя и почему? Ребята, вы согласны? Давайте проверим на экране (голубь «улетает») Слайд 5

Аналогично проверяем другую команду. (лебедь «улетает») Слайд 6

Воспитатель: ребята, вы справились с заданием скворца? 

Воспитатель: вот и следующая волшебная дощечка для вас -4 (кладу на стол)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отдохнуть и превратиться в стайку скворцов, вылетайте.

Физкультминутка «Скворушка»

Ой, летали скворушки-скворцы.

Все летели, песни распевали,

Крыльями махали.  (С помощью рук показывают птицу.)

Стайкою на землю сели, (Сесть на корточки.)

Червячков они поели.  

Клю, клю, клю,  (Указательными пальцами постучать по полу.)

Клю, клю, клю, как я червячков люблю

Перышки почистим, чтобы были чище.

(Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя.)

Вот так, вот так, чтобы были чище.

Прыгаем по веткам, чтоб сильней стать деткам. (Прыжки на месте)

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.  (Прыжки на месте)

Тут собака прибежала (бег на месте)

И скворцов всех распугала (рукой показывают голову собачки)

Гав-гав-гав, скворцы взлетели,

И в скворечник (на стульчики) полетели.    (Махи руками.)

Воспитатель: сейчас превращаю вас обратно в детей. Садитесь на стульчики, сели ровно, спинку держим прямо.

5. «Составь загадку» Слайд 7

Воспитатель: ребята, начинается следующий тур. Он особенный, за него можно получить несколько волшебных дощечек. Посмотрите на экран, это план загадки, по нему будем учиться составлять загадки.

План загадки

1.Сначала нужно сказать о величине птицы, большая она или маленькая.

2. Потом какого цвета её оперения.

3.Затем рассказать о клюве птицы, короткий или длинный, острый или тупой.

4.Дальше рассказать о хвосте птицы: короткий, длинный или вилочкой.

5.Потом рассказать о ногах птицы, с перепонками нога или без перепонок.

6.Затем, чем питается птица.

7.Потом как передвигается птица: ходит, плавает, летает.

8.И в заключении сказать зимующая или перелётная птица.

-Слушайте внимательно мою загадку. (даю образец загадки, с показом по таблице, загадываю о скворце)

-Ребята о какой птице я составила загадку? Как вы догадались?

-Ребята, когда мы загадываем загадку, мы не говорим кого мы загадали!

        Теперь в команде составьте загадку о птице вместе, а мы все будем угадывать. Выбирайте птицу, (держу три карточки с птицами изображением вниз) о которой будете загадывать нам загадку. Обсудите план загадки со всей командой, потом кто-то один выйдет и нам всем загадает (каждой команде кладу план загадки). Отгадывать будет другая команда.

        Какая команда готова? (команды друг у друга отгадывают птицу)

-Ребята, о какой птице ваш товарищ составил загадку? Как вы догадались что это ласточка? Тебе было легко или трудно? Почему легко? Давайте проверим, покажите картинку с птицей!

      Слушаем загадку команды «Листик». Аналогично проверяем

Почему вы решили, что это трясогузка? Назовите отличительную черту. Давайте проверим, покажите картинку с птицей!

Ребята, как вы думаете, вы справились с заданием?

Воспитатель: Скворцу Слайд 8 понравились ваши интересные загадки, вы рассказывали по схеме и ничего не пропустили.

-Ребята, это был сложный тур, поэтому могу выдать вам по две дощечки. Вот следующая волшебная дощечка-5 и 6

6.  Следующий тур. Где спрятался звук? (работа в командах) 

Воспитатель: ребята, скворец просит вас рассказать о буквах. Он передал конверты для вас. Садитесь за столы, пожалуйста. Что на них написано?

-Какой звук живёт в букве А?

-Вашей команде какой звук достался? («А» какой он? Гласный-поётся)

-Какой звук живёт в букве К?

-Вашей команде какой звук достался? («К» какой он? Согласный-не поётся)

-Хотите узнать, что лежит в конвертах? Доставайте. (дети сами достают)

-Это схемы для определения места звука в слове и карточки. Вам надо найти, где спрятался ваш «К» («А») в начале, середине, в конце.

-Расставьте карточки (изображения птиц) согласно схеме. Работайте в команде.

-Сейчас поменяйтесь местами и проверьте друг друга.

-Теперь развернёмся к экрану и проверим ответы. Слайд 9 и 10

 Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Скворец рад вашей помощи. Получите следующую волшебную дощечку и круг-7+8 (жёрдочка и круг-леток)

8. Строительство скворечника

-Ребята, как вы думаете, у нас достаточно волшебных дощечек для строительства скворечника? Давайте разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Скворечники» Слайд 11

Строим дружно мы скворечник   стучат кулачком по кулачку

Скоро прилетят скворцы               делают «птичку» с помощью рук

Подготовим дом для них               дом из рук над головой

Будут счастливы жильцы              руки к сердцу

-А сейчас каждая команда дружно и вместе приступайте к строительству скворечника (дети на столе выкладывают скворечник)

-Ребята, как называется круг в скворечнике?

-Как называется маленькая палочка перед летком?

-На какую геометрическую фигуру похоже основание скворечника?

-На какую геометрическую фигуру похожа крыша скворечника?

-Ребята, какие разные и замечательные скворечники у вас получились!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать скворцу? Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались! Что тебе понравилось, расскажи. А тебе, что понравилось? Кому было легко-похлопайте! Молодцы! Мне тоже очень понравилось, как вы помогали скворцу: рассказывали выразительно стихи о весне, составляли интересные загадки, построили скворечник для скворца.

Слайд 12 Говорящий скворец: «Спасибо вам огромное, что откликнулись и помогли мне! До скорой встречи!»

Воспитатель: ребята скворец просил передать вам раскраски с перелётными птицами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: «Птицы зимой»

Конспект по познавательно-речевому развитию в  старшей группе  «Птицы зимой»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Элементы сюжетно-ролевой игры в развитии монолога» (С.Р.И. «Театр»)

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Элементы сюжетно-ролевой игры в развитии монолога» (С.Р.И. «Театр»)...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе "До свиданья, Зима", ОО- речевое развитие

В последние денёчки зимы ребята ещё раз о ней вспомнят и "попрощаются ", поиграв в различные речевые игры....