Родительская гостиная «На пороге школы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Корогодина Наталия Викторовна

Родительская гостиная «На пороге школы» для родителей и детей подготовительной группы компенсирующей направленности.

Цель — повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей при подготовке к школе.

Данное мероприятие  проводилось с группой детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет. Оно состояло из двух взаимосвязанных между собой частей, в ходе первой части вниманию родителей была представлена мини-лекция «Речевая готовность ребенка к школе», во второй практической части  дети совместно с родителями проходят квест-игру «Помоги Буратино», поэтапно выполняя различные задания. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть  направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskaya_gostinaya_na_poroge_shkoly.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская гостиная «На пороге школы»

для родителей и детей подготовительной группы

компенсирующей направленности

Цель — повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей при подготовке к школе.

Задачи для взрослых:

  • познакомить с понятием «речевая готовность к школе»;
  • показать взрослым игровые приемы и упражнения по развитию речевой  готовности детей к школе;
  • сформировать предоставление практического опыта игрового партнерства с детьми;
  • акцентировать внимание родителей на роли сопереживающего помощника ребенка, а не на роли эксперта, оценивающего уровень его речевого развития.

Задачи для детей:

Коррекционно-образовательные:

  • совершенствование  умения  определять  «гласный  звук»,  «твердый  согласный  звук», «мягкий согласный звук»; совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов;
  • совершенствование навыков составлять из слогов слова;
  • совершенствование навыков словообразования;
  • совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью.

Коррекционно-развивающие:

  • Создание условий для развития  фонематических  процессов,  речевого  слуха,  слухового  внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • создание условий для развития общих речевых навыков (голоса, выразительности речи).

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии;
  • воспитание ответственности, сотрудничества;
  • воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений;
  • воспитание культуры речевого общения.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом возрастных особенностей детей;
  • чередовать статические и динамические задания;

создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.

Оборудование: Компьютер, телевизор, проектор, интерактивная развивающая игра «Слогобумс», мультимедийные презентации РowerPoint: «Ребёнок и родитель на пороге школы», «Поможем Буратино». Учебно-демонстрационный материал: презентация, предметы: золотой ключик, цветные пазлы, фишки, прищепки,  магнитики со схемами,  карточки со словами и слогами,  полоски с картинками для составления слов.

Участники: родители, детей подготовительной группы.

Количество участников: 3-6 родителей, 3-6 детей

Ведущий: учитель – логопед.

Ход:

I. Приветствие.

Ещё не закончился учебный год, впереди лето, а родители будущих первоклассников уже начинают волноваться за успехи в учебе. Уважаемые родители! У вас на каждом столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребёнка : карточка красного цвета – сильное беспокойство; карточка жёлтого цвета – проявляется иногда; карточка зелёного цвета – отсутствует вообще. Задать вопрос родителям : - «В чем вы видите проблему вашего беспокойства?»

А как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Ответы родителей)

Беспокоятся и переживают почти все родители за своё чадо, и это вполне нормально. И мы, педагоги тоже беспокоимся за своих выпускников. Мы тоже хотим, чтобы ваши дети хорошо учились в школе, поэтому, нам необходимо общими усилиями как можно лучше подготовить наших детей к этому этапу жизни, найти возможные пути преодоления различного рода трудностей, возникающих на нашем пути.

II. Мини-лекция учителя-логопеда

Уважаемые родители, накануне поступления в школу хотелось бы поговорить о речевой готовности детей к школьному обучению. Речевая готовность является компонентом интеллектуальной (психологической) готовности ребенка к обучению в школе.

Это – один из критериев оценки общего развития ребенка, так как развитие речи находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Говорить о речевой готовности к школьному обучению можно тогда, когда речь ребенка (включая все ее компоненты: звукопроизношение, грамматический строй речи, словарный запас, фонематические процессы, связная речь, достигает определенного уровня развития, соответствующего возрастной норме и является средством общения и познания.

Итак, Речевая готовность к обучению подразумевает и определенный уровень развития речи ребенка. Ребенок должен:

- произносить звуки всех фонетических групп правильно и четко;

- уметь слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

- выделять начальный и конечный согласный звук из состава слова;

- называть слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком;

- знать и верно произносить гласные, согласные;

- использовать в своей речи все части речи: существительные, глаголы, прилагательные (предметы – действия – признаки, числительные, предлоги, наречия, в том числе словами, обозначающими временные и пространственные понятия;

- уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования: - образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между ними, - образовывать прилагательные от существительных, - употреблять правильно слова с уменьшительно-ласкательным значением; - подбирать обобщающие понятия для группы предметов: одежда, обувь, транспорт, мебель, посуда и т. д. ;

- согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко, правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные;

- Правильно строить простые и сложные предложения (видеть связь слов в предложениях).

- Правильно составлять по образцу простые и сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей, употреблять простые и сложные предлоги (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д., распространять предложения второстепенными и однородными членами.

- Работать с деформированным предложением, т. е. согласовывать слова в предложении по смыслу

- пользоваться развернутой фразовой речью, составлять предложения по опорным словам и картинкам, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание первоначального текста; самостоятельно составлять рассказ-описание.

Если у первоклассника есть недостатки в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, ему будет трудно освоить образовательную программу.

Одна из важных задач при подготовке к школе — сформировать у ребенка грамматически правильную, лексически богатую и фонетически четкую речь. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на характер ребенка.

III. Практическая часть

Входят дети в группу.

Учитель-логопед: 

«Добрый день, дети! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте их поприветствуем! Это воспитатели и родители, подарите им улыбку.»

«Посмотрите! Я нашла под дверью вот этот ключик. Как вы думаете, из какой он сказки?»

«А вы помните главного героя?»

«Буратино совсем не хотел учиться и даже продал свою «Азбуку»! Как вы думаете, надо ли учиться?»

«Я предлагаю вам доказать Буратино, как нам необходимы знания, а для этого нам надо подняться вот по этим ступенькам и открыть волшебную дверь. Но ступеньки не простые, на каждой нас ждёт задание. Вы готовы? Тогда оправляемся в путь!»

  1. Разминка:

Учитель-логопед:  «Перед дорогой давайте разомнёмся:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!»

  1.  Анализ звукового состава слов

Учитель-логопед: «Проходите на места и садитесь к своим родителям. Мы с вами на первой ступеньке. Подумайте и скажите, из чего состоит наша речь? (из звуков) Что мы знаем о звуках? (их нельзя увидеть, можно слышать и произносить, бывают гласные и согласные; гласные можно петь и тянуть, у согласных есть преграда; согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)»

«Вам надо сделать звуковой анализ слов и составить звуковую схему.

Первая группа: подбирает звуковую схему к картинке из пуговиц.

Вторая группа: выкладывает из цветных фишек звуковую схему к картинке.

Третья группа:  делает звуковую схему при помощи цветных прищепок.

Четвертая группа:  делает звуковую схему при помощи цветных палочек.

Пятая группа:  подбирает звуковую схему к картинке из пазлов.

А теперь поменяйтесь местами и проверьте у друг друга правильность выполнения задания.»

  1. Синтез слов из букв.

Учитель-логопед: «Молодцы! Вы хорошо справились с первым заданием и вот мы на второй ступеньке. Скажите, пожалуйста, что является графическим образом звуков?» (буквы)

«Чем отличаются буквы от звуков?» (буквы мы пишем и читаем)

«Какие в русском алфавите есть хитрые буквы и почему их так называют?» (Ъ, Ь – не имеют звуков)

«Сейчас мы будем собирать из букв слова. Нужно прочитать слово по первым буквам картинок.»

  1. Слоговая структура слова.

Учитель-логопед: «Отлично! Мы преодолели и эту ступеньку! Скажите, что является частью слова?» (слог)

«Какие бывают слова, в зависимости от количества слогов?» (короткие и длинные)

«Поиграем в игру «СЛОГОБУМС». На экране телевизора  вы видите картинку. Название картинки нужно разделить на слоги. И выбрать соответствующую табличку с тем количеством точек, сколько слогов в слове.»

«Молодцы! Вы справились и с этим заданием! Идём по лесенке дальше.»

  1. Работа с предложением.

Учитель-логопед: «Мы разговариваем не отдельными словами, а … предложениями. Что же такое предложение?» (это одно или несколько слов, которые связаны, дружат друг с другом)

«Какие вы знаете правила написания предложений?» (первое слово пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку)

«Для выполнения следующего задания вам нужно разделиться на две команды: взрослые и дети. У каждой команды есть наборы картинок. Из этих слов вы должны составить предложение, подружив слова.»

«Ну вот мы и дошли до самой верхней ступеньки. Вы хотите посмотреть, что за этой дверью? Тогда откроем её!» (за дверью картинка здания и буквы вразнобой)

«Ребята, как вы думаете, что это за здание?» (школа)

«Давайте узнаем точно. Для этого нужно из букв составить слово»

Дети составляют слово «ШКОЛА»

«Ребята, как вы думаете, вы справились с заданиями? Доказали Буратино, что знания нам в жизни необходимы? Что вам было легко, а что вызвало затруднения? Вы довольны результатом?»

«Сегодня мы повторили с вами часть того, чему учились два года. Вы большие молодцы! Буратино говорит вам спасибо, он обязательно пойдёт учиться в школу, как и вы! В благодарность, он приготовил для вас угощение!»

IV. Рефлексия с родителями.

Обмен впечатлениями от встречи.

Учитель – логопед:

«Ваше настроение, чувства после участия в гостиной?»

«Что нового, интересного узнали для себя?»

«Когда у вашего ребенка что-то не получалось, как вы реагировали, какие чувства испытывали?»

«Какие задания запомнились?»

«Наша встреча подошла к концу. Спасибо, уважаемые родители, за то, что нашли время и приняли участие в работе нашей гостиной. Объединяя наши усилия, мы готовим грамотного, уверенного в себе будущего первоклассника.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "На пороге школы"

Вашему вниманию предлагается конспект родительского собрания в подготовительной к школе группы совместно с учителями и родителями "На пороге школы"....

Родительское собрание "На пороге школы"

           Подготовка к школе - это одна из множества задач дошкольного образования....

Разработка родительского собрания "На пороге школы"

Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности, портфель, форму, создать праздник для ребенка 1 сентября…Настоящая подготовка начинается задолго до этого праздничного д...

Конспект родительской гостиной «На пороге школьной жизни».

Цель: Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе. Задачи: 1. Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни, осозн...

Детско - родительские отношения. Выступление на родительском клубе "На пороге школы"

Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему....

Родительское собрание "На пороге школы"

Итоговое родительское собрание в подготовительной к школе группе "На пороге школы" с   элементами технологии  АМО. На мероприятии использованны тренинги, игры, мультимедийный компо...

Мастер-класс: Педагогическая гостинная "На пороге школы"

Всесторонняя подготовка ребенка к школе - это не одноразовое усилие, а долгая, планомерная работа. Только кропотливый труд поможет ребенку хорошо успевать в начальных классах. Сейчас существует много ...