Зимние забавы на Руси
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Юлия Игоревна Лунина

Цель: познакомить детей с зимними забавами на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Зимние забавы на Руси».

Цель: познакомить детей с зимними забавами на Руси.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей о зимних видах спорта и развлечениях; активизировать словарный запас.
  • Расширять и активизировать словарный запас по теме.
  • Закреплять умение рассказывать с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности, высказывая собственное мнение.

Развивающие:

  • Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, внимание
  • Развивать выразительность речи, воображение, логическое мышление
  • Развивать и совершенствовать навыки игровой деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русским народным традициям и культуре, эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.
  • Формировать у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю.

Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, поощрение.

Материал: игрушка Снеговик, картина «Зимние забавы», атрибуты к подвижной игре «Снежки», опорные картинки, макет зимнего пейзажа, народные игрушки.

Предварительная работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

(дети стоят полукругом возле воспитателя, у воспитателя в руках народная игрушка - колокольчик)

воспитатель

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вновь встретиться с вами. Я вам напомню - зовут меня Юлия Игоревна.

воспитатель

использование

народной игрушки

колокольчика

По дорожке к вам я шла.

Колокольчик я нашла

Динь-дзинь-дон

Динь-дзинь-дон,

Ах, какой хрустальный звон!

Кому колокольчик споет,

Тот свое имя назовет

(проводится игра «Назови свое имя» на развитие слухового внимания и установление психологического контакта)

воспитатель

Ребята, а сейчас послушайте внимательно……

(звучит аудиозапись вьюги, хруст снега, воспитатель читает загадку)

воспитатель

Что за звуки за окном?

Может это гремит гром?

Может это дождь весенний?

Или листопад осенний?

Что за странный шум природы?

Что это за время года?

ответы детей

зима……

воспитатель

как вы догадались?

ответы детей

мы услышали вьюгу, ветер, хруст снега…..

воспитатель

правильно, молодцы, а какие признаки зимы вы еще можете назвать?

ответы детей

зимой все покрыто снегом, холодно, реки покрыты льдом, нет зеленых листьев, снег часто идет, дети катаются на санках, на лыжах, играют в снежки …..

воспитатель

использование

народной игрушки

Какие вы молодцы…

Посмотрите, какую интересную игрушку я вам принесла….

Я буду задавать вам вопросы, если вы ответите правильно, снеговик будет улыбаться, вот так …если ответите не верно, снеговик загрустит – вот так….

Поиграем?

(плоскостной снеговик….. переворачивается…)

воспитатель

Ребята, вы правильно сказали, зимой много снега, а если много снега, то, как можно назвать такую зиму?

ответы детей

снежная…

а если на улице сильный мороз, то какая зима?

морозная…

если на улице сильный ветер, то какая пагода?

ветреная..

если зимой днем светит яркое солнце, то, как можно назвать такой денек?

солнечный……

Если снег под ногами хрустит, как про него можно сказать

хрустящий…

Как вы думаете, о чем говорят люди, когда произносят:

- ударили ….. (морозы)

- замерзли…. (реки)

- метут…. (метели)

- хрустит….. (снег)

- блестит…. (лед, снег).

- ледяные (реки, озера, сосульки, горки)

- зимние (деньки, ночи, месяцы, морозы, узоры, игры, развлечения забавы )

Ребята, снеговику очень понравилось с вами играть.

Он принес нам сегодня картину.

Подойдите к мольберту.

Посмотрите на эту картину….

Картина называется «Зимние забавы».

(при рассматривании картины нужно выложить схему из картинок-символов, обозначающих порядок рассказа)

-Какое время года изображено на картине? (зима…)

-Как вы догадались, что наступила зима? (земля покрылась снегом, снежная горка……)

-Какая погода стояла в этот зимний день? (зимняя, снежная холодная, солнечная)

-Кто изображен на картине? (дети)

-Как оделись дети ? (дети оделись тепло……)

-Куда пошли дети? (играть….)

-Что они с собой взяли? (санки, лопаты, лыж, коньки)

-Давайте посмотрим на центральную часть картины: что делают дети? (лепят снеговика)

- Из чего дети лепят снеговика? Как они его лепят? Какой получился снеговик?

-Чем занимаются другие дети? (показывает указкой в левую часть картины) (катаются с горки на санках)

- Как вы думаете, нравится детям кататься на санках? Почему?

-А что делают вот эти ребята ? (показывает указкой в правую часть картины)

-Ребята, кого дети с собой взяли? (это, если на картине животные)

-Зачем дети взяли с собой собачку?

-Как вы думаете, какое может быть имя у собачки?

-Какое настроение у детей? (веселое, радостное, задорное)

- Как вы думаете, дети рады зиме?

Давайте представим, что мы тоже вместе с этими ребятами играем снежки…

использование

народной игрушки

Физкультурная пауза под музыку. Игра «Попади снежком в петрушку»

Игрушка - забава «Петрушка»

(дети бросают, петрушка прячется в «кулек»)

Сначала воспитатель, потом можно дать детям поиграть…

воспитатель

Ой, мы все в снегу, давайте сдуем с себя снежинки…

(упражнение на дыхание)

Ну что же, понравилось вам играть?

воспитатель

А теперь давайте попробуем составить рассказ по этой картине.

Послушайте, какой рассказ по этой картине составила я.

воспитатель

А теперь попробуйте вы составить рассказ по этой картине.

А поможет вам схема, которую мы оставили при рассматривании картины.

Кто хочет начать рассказ?

Как бы ты назвал свой рассказ?

Здесь важно не затянуть…

дети

Дети составляют рассказ

Дети могут рассказывать по очереди, сначала начинает рассказывать сильный ребенок, другие продолжают.

воспитатель

Хороший рассказ у вас получился, ребята, потому что вы все старались, слушали друг друга, подбирали правильные слова при описании картины

воспитатель

Сегодня я для вас приготовила сюрприз.

Я принесла вам необычные игрушки…

Что в них необычного?

дети

Они сшиты из ткани…

воспитатель

Правильно, в старые времена люди шили игрушки из кусочков ткани, раньше говорили - из тряпок…

Если их шили из тряпок, то, как их можно назвать?

дети

Тряпичные….

В какую одежду одеты дети? Сейчас носят такую одежду?

дети

Ответы детей

воспитатель

Раньше верхнюю одежду называли тулуп. Шили ее из овечьей кожи, овчины..

Если ее шили из овчины, то как можно назвать тулуп? (овчинный)

Давайте скажем вместе …

воспитатель

Что на голове у девочек? (платок)

Его вязали из пуха…

Как можно назвать такой платок? (пуховый)

воспитатель

Девочки носили платки, а мальчики шапки – их называли - ушанки. Как вы думаете - почему?

Ушанки шили из меха.

Как можно назвать такую шапку?

(меховая)

воспитатель

Что на ногах у детей? (валенки)

Валенки в деревнях делала из войлока.

Значит какие? (войлочные)

А как называется эта игрушка? (санки)

Раньше, ребята, санки делали из дерева…

Значит, они какие? (деревянные)

Люди их расписывали разными узорами…

Как можно назвать такие сани ? (расписные , узорчатые)

Ребята, посмотрите, художник приготовил для вас вот такой интересный макет…

Он хотел перенести сюжет картины, которую мы рассматривали на макет…

Что забыл художник разместить на макете?

Давайте мы ему поможем…

использование

народной игрушки

А теперь, ребята, возьмите эти фигурки и расставьте их так, чтобы эта деревенька наполнилась весельем зимних забав.

(дети расставляют под народную музыку)

дети

Дети расставляют на макете игрушки…

Воспитатель читает стихотворение пока дети расставляют игрушки на макете

Зима, зимушка, зима.
Нам забавы принесла.
Все ребята рады ей.
Раскрасавице своей.


Можно бегать и кататься,
И в сугробе поваляться.
И не хочется домой
Ах, как весело зимой!...

воспитатель

Ребята, мы сегодня с вами как будто побывали на большой интересной зимней прогулке.

Вам понравилось?

Что нового вы узнали?

А что больше всего вам понравилось?

А какие зимние забавы нравятся вам?

А где мы ещё можем узнать о забавах на Руси?

(в музее, телевизоре, в библиотеке, из книги, интернета)

Ребята, этот макет я оставлю в вашей группе. Вы можете дополнить этот сюжет другими предметами, игрушками….

Например, вот такими… (показывает игрушки)

И, конечно, вы можете придумать новый рассказ.

Воспитатель открывает поднос с колокольчиками

Ребята, наш веселый колокольчик прощается с вами.

Если вам понравилось наше занятие позвоните колокольчиком громко-громко, если вам было скучно, не интересно заниматься сегодня – то позвоните тихо…

Дети берут колокольчики и звонят

Воспитатель

Динь-дзинь-дон

Динь-дзинь-дон,

Слышу громкий перезвон!

Ребята, мне тоже очень понравилась наша встреча, вы были сегодня активными, внимательными, порадовали своими знаниями.

На память о нашей встрече я вам подарю необычнее сладкие , расписные пряники-снежинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация занятия по знакомству с окружающим миром "Зимние забавы на Руси"

Материал для знакомства детей с зимними забавами наших предков...

Презентация "Зимние забавы на Руси"

Зима издавна была временем развлечений и забав на Руси: все сезонные полевые работы завершались, и появлялось больше свободного времени, поэтому молодёжь изобретала различные способы веселиться ...

Папка-передвижка "Зимние забавы на Руси"

Расширять представления об окружающем мире; познакомить  с обычаями  и традициями в нашей стране....

Проект "Зимние игры и забавы древней Руси"

Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности. В рамках тематической недели Зимние игры и забавы в 5 группе завершился проект "Зимние игры и заба...

Консультация "Зимние забавы на Руси"

Зимние забавы на РусиЯсными морозными днями и вьюжными вечерами зима закрепляет своё звание самого веселого и самого захватывающего времени года. И вот ты уже чувствуешь дыхание свежего ветра, стремит...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимние забавы на Руси" в подготовительной группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимние забавы на Руси" в подготовительной группе...