Консультация для молодых педагогов "Чтение художественной литературы в детском саду"
консультация по развитию речи

Авдеева Ольга Владимировна

Современные дети «шагают в ногу» со временем, их больше интересуют разнообразные гаджеты нежели книги. Чтобы избежать проблем с речью, эмоциональным фоном ребенка и других трудностей, взрослым необходимо начать как можно раньше вызвать интерес и любовь к книге у юного читателя. Ведь художественная литература обогащает речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышлять, фантазировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hudozhestvennoy_literatury_v_detskom_sadu.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Я С ДЕТЬМИ

Чтение художественной литературы в детском саду.

Современные дети «шагают в ногу» со временем, их больше интересуют разнообразные гаджеты нежели книги. Чтобы избежать проблем с речью, эмоциональным фоном ребенка и других трудностей, взрослым необходимо начать как можно раньше вызвать интерес и любовь к книге у юного читателя. Ведь художественная литература обогащает речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышлять, фантазировать.

Дошколята — это слушатели, а не читатели, поэтому художественное произведение до них доносит воспитатель. Перед ним стоит важнейшая задача — произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заинтересовать их эмоциональным отношением к прочитанному.

Для успешной работы по приобщению дошколят к чтению в группе необходимо организовать РППС. Обязательное условие – книжный уголок с учетом принципов доступности и эстетичности. Он обеспечивает ежедневное свободное общение ребенка с книгой. В книжном уголке необходимо разместить любимые детьми книги художественной литературы, словари, хрестоматии, энциклопедии согласно возрасту.  Содержание книжного уголка может меняться в зависимости от темы недели. РППС можно дополнить музеем книги, «книжкиной больницей». Благодаря музею книги дошкольники получают возможность познакомиться с историей возникновения первых книг у разных народов, с особенностями книжной летописи, материалами для оформления книг, а также с профессиями людей, связанных с созданием, изданием, распространением или хранением книг. А «Книжкина больница» помогает прививать детям бережное отношение к книгам.

 Также в группе должен быть уголок для театрализации, в котором размещаются изготовленные детьми персонажи сказок, атрибуты, элементы костюмов и несложных декораций. Ребята могут самостоятельно использовать все необходимое оборудование для разыгрывания мини-спектаклей, театрализованных представлений и режиссерских игр по мотивам известных произведений, созданы макеты по любимым сказкам.

Деятельность по формированию у дошкольников интереса непосредственно к чтению начинается уже с первой младшей группы. Малышей воспитатель приучает слушать коротенькие литературные произведения (потешки, песенки, сказки), обязательно сопровождая чтение наглядностью — показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и др. В зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка воспитатель побуждает его договаривать отдельные слова или словосочетания. Также в этом возрасте важно приобщить малыша к рассматриванию иллюстраций в книгах.

Во второй младшей группе педагог уже подводит ребят к пониманию поступков героев и их последствий. Дошколята учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам и, под руководством взрослых, инсценировать коротенькие отрывки из прослушанных произведений. В этом возрасте ребята заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения или потешки.

В возрасте 4–5 лет (средняя группа) у детей формируется навык нравственной оценки литературного произведения. Они продолжают развивать способность к сопереживанию героям, через иллюстрации могут передать уже прочитанные рассказы. Ребенок может заучить небольшие и простые стихотворения, считалки.

В старшей группе педагог приучает детей слушать большие произведения (по главам). Взрослому необходимо побуждать детей этого возраста выражать свое эмоциональное отношение к прочитанному, размышлять над скрытыми мотивами поведения героев. Дошколята учатся замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения, у них формируются навыки выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям. Педагог в доступной форме объясняет детям такие понятия, как жанр, жанровые особенности различных литературных произведений.

В подготовительной к школе группе дети совершенствуют умение понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова, у них развивается чувство юмора. Дошколята уже могут поставить себя на место литературного героя. В процессе драматизации дошколята проявляют свои эмоции посредством интонации, мимики, жестов.

Педагогу не нужно бояться «перечитывания» произведений. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и фразы. Жесткого разграничения в чтении определенной литературы младшим дошкольникам и старшим нет. Если в опыте ребенка не было книг для младших дошкольников, то вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них.

Помните, что общаясь с книгой, дошколенок учится думать, анализировать, творить. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Прививая интерес к художественной литературе, педагог использует различные формы работы с детьми и их родителями. Только слаженная совместная работа и усилия взрослых смогут приобщить детей к чтению книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду

 Сегодня духовно-нравственное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души; духовность - ...

Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчеств...

«Комплексное сочетание художественно - речевой, изобразительной и музыкальной деятельности при ознакомлении с художественной литературой в детском саду».

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, а также изобразительной и музыкальной деятельности в детском саду....

«Чтение художественной литературы в детском саду» (из опыта работы)

 Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к кни...

Художественная литература в детском саду.

Чтение художественной литературы в детском саду направлено на формирование интереса и потребности детей в чтении (восприятии) книг...

Художественная литература в детском саду.

Чтение художественной литературы в детском саду направлено на формирование интереса и потребности детей в чтении (восприятии) книг...