Применение инновационной технологии «Кубик Блума» на занятиях с детьми дошкольного возраста
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Тарахина Любовь Владимировна

В материале содержится описание и варианты работы с кубиком Блума, который можно использовать на занятиях с дошкольниками, школьниками и взрослыми людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение инновационной технологии «Кубик Блума» на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Кубик Блума – это прием технологии критического мышления, который предложил американский ученый, психолог Бенджамин Блум.

         Кубик Блума можно использовать на коррекционных и развивающих занятиях, чтобы развить речь детей.
         Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Кубик Блума – это бумажный куб, на гранях которого написаны начала вопросов. Эти вопросы я пока озвучивать не буду, давайте попробуем догадаться сами, что это за вопросы, используя картинки-подсказки на нашем гигантском кубике. (Анализ картинок и предположения их названий).

А теперь давайте еще раз закрепим названия вопросов с помощью картинок на слайдах.

Это помогает детям научиться четко, логично и последовательно выстроить устный ответ, пересказывать тексты, строить развернутое, полное высказывание, эффективно участвовать в диалоге, дискуссии, выслушивать ответы сверстников и вступать с ними в диалог.

Назови, предполагают воспроизведение знаний. Они самые простые, например, назови предмет, его цвет, размер.
        Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему Петр Первый был прозван Великим? Почему ты относишь Печорина к "лишним людям"? Почему математику называют "царицей наук"? Почему вымерли динозавры? И т.д.

  Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:  Ты действительно думаешь, что…  Ты уверен, что… Например: Ты действительно думаешь, что реформы Петра I были необходимы? Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И"?

 Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Например: Предложи, где и как можно использовать таблицу Д.И. Менделеева? Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?

 Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды. Придумай рифмы к этому слову (на уроках английского, русского языка или литературы). Придумай, как использовался бы этот закон в наши дни?

 Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку Моцарта? Или Почему ты выбрал именно эту тему?

Есть два варианта работы с кубиком: 1. Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.

2. Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Сегодня на практике мы с вами будем учиться работать с кубиком Блума. Сначала вопросы задаю я, а потом вы самостоятельно пробуете придумать вопросы.

Также хочу обратить внимание, что данную технологию  можно использовать в различных областях – это могут быть и точные науки, и работа с литературными произведениями, картинами, мультфильмами, различными ситуациями и т.д.

Начнем с простого: с помощью нашего кубика разберем всем известное литературное произведение «Цветик-семицветик». Кидайте!

Почему главная героиня заплакала, когда оказалась в незнакомом месте. Почему произведение называется именно так?

Предложи дополнительного героя. Предложи помощь мальчику без волшебства.

Назови главных героев. Назови положительные и отрицательные качества главной героини.

Объясни ход мыслей главной героини. Объясни поведение героини в ситуации с игрушками. Объясни появление мальчика с ОВЗ в конце произведения.

Придумай другое название для книги. Придумай фразу, которая поменяет ход сюжета. Придумай, как бы дальше развивались события, если бы главная героиня не встретила старушку с цветком.

Поделись впечатлениями – что тебе понравилось и не понравилось в произведении. Поделись самым эмоциональным моментом в книге.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. "Применение кубика Блума на занятиях с детьми дошкольного возраста"

Использование кубика Блума - популярный приём критического мышления, разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом....

Мастер-класс для педагогов "Применение инновационного приема "Кубик Блума" на занятиях с детьми дошкольного возраста"

На этом мастер-классе педагоги познакомятся с применением инновационного приема "Кубик Блума" на занятиях с детьми дошкольного возраста для закрепления пройденного материала....

Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста.

Изучая методическую литературу по проблеме познавательного развития, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления - разработанный американским ученым и психологом Бенджамином...

Мастер – класс для педагогов «Применение кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер – класса: познакомить с одним из приемов педагогической инновационной технологии- Кубик Блума и применением их в работе с детьми....

"Использование инновационной технологии "Кубик Блума" в работе с детьми дошкольного возраста"

Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.Кубик "Блума" - это упрощенный способ, который помогает не только собрать все знани...

"Использование Кубик Блума в работе с детьми дошкольного возраста"

quot;Не внушайте чего-либо вашим детям. Научите их думать самостоятеельно, тому, как оценивать доказательстваи как не соглашаться с вами ."             ...