Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила". Чтение стихотворений о ранней осени
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Цели: Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Пробуждать детей чувствовать любовь к родной природе, восхищаться её красотой.

 Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rr.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 5. Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени

Цели: Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Пробуждать детей чувствовать любовь к родной природе, восхищаться её красотой.

 Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

Предварительная работа:

 Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

 А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

 Е. Трутнева «Осень»,

 А.Н. Плещеев «Осень наступила...»,

 Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Оборудование:картины с изображением осени

Ход:
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?

Дети: Время года – осень.

Воспитатель: Назовите месяца осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: -Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Дети:

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Солнышко светит мало.

Моросит мелкий дождь.

После дождя появляются грибы.

 Часто дует холодный ветер.

 Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: -Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.

Дети: Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные.  С деревьев падают листья. Начинается листопад. Деревья стоят в зелено – золотом уборе. Осенью начинает желтеть и жухнуть трава.

Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну

Воспитатель: Дети, давайте обобщим услышанное?

Дети: Ранняя осень – красивое время года.

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Дует  ветер и срывает с ветки листочек. Они  летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

Воспитатель: -Спасибо, очень интересный рассказ получился. А кто ещё хочет рассказать о осени?

 Ребёнок: Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.

Воспитатель: -Спасибо, очень хороший рассказ. Кто следующий составит рассказ?

Ребёнок: -В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.

Воспитатель:- Спасибо, вам, ребята у вас получилась разная красивая осень.

А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультурная минутка

«Танец листиков»

(Воспитатель говорит, дети изображают)

 Листья дубовые, листья кленовые

 Желтеют и падают тихо.

 Ветер хватает, в кучу бросает,

 Кружит листики тихо.

 Так заставляет летать и кружиться,

 Так он играет и веселится.

 Листья танцуют свой хоровод,

 Снова вернутся лишь через год.

 Дождик появился, хоровод на землю опустился.

Воспитатель: Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У березы на плечах.

 

Утром мы во двор идем, -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Воспитатель:- Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти...)

Воспитатель:- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

 

Тучи небо кроют,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

 

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Воспитатель:- Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска...)

Воспитатель: — Вот наша  беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

Дети: Мы говорили об осени.

Воспитатель: А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»

Осенью растут грибы?

Дети:

Да

Воспитатель:

Тучки солнце закрывают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Холодный ветер прилетает?

Дети:

Да

Воспитатель:

Ну а птицы гнезда вьют?

Дети:

Нет

Воспитатель:

А букашки прилетают?

Дети:
Нет

Воспитатель:

Звери норки закрывают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Урожай все собирают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Птичьи стаи улетают?

Дети

Да

Воспитатель:

Часто-часто льют дожди?
Дети:
Да

Воспитатель:

Достаем ли сапоги?

Дети:

Да

Воспитатель:

Солнце светит очень жарко?

Дети:

Нет

Воспитатель:

Можно детям загорать?
Дети:

Нет

Воспитатель:

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Дети:

Да

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цели: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений о ранней осен...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».

Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Наступила осень!»

Цель: учить детей рассказывать (личный опыт).Задачи:1. Систематизировать знания детей о времени года осени и осенних признаках;2. Упражняемся в составлении рассказа по картинкам;3. Продолжать учи...