Картотека игр по развитию речи на тему "Семья"
картотека по развитию речи

Глухова Надежда Анатольевна

Картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi_na_temu_semya.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  игр по развитию речи на  тему «Семья»

«Члены семьи»

Цель: Развитие словарного запаса и закреплять умение детей четко называть членов своей семьи

Материалы: Фотографии или карточки с изображениями членов семьи (например, мамы, папы, брата, сестры, бабушки, дедушки)

Ход игры: Покажите ребенку фотографию и спросите: "Кто это?" или "Какова роль этого человека в семье?" Предложите ребенку в ответ правильно назвать имя члена семьи.

Вариации: Используйте реальные фотографии членов семьи ребенка, попросите его указать на конкретного члена семьи на фотографии

 

«Семейные хлопоты»

Цель: Развивать словарный запас и понимание распорядка дня и обязанностей

 Материалы: Фотографии или карточки, на которых изображены разные члены семьи, выполняющие домашние дела (например, мама готовит, папа убирает, брат кормит домашнее животное).

 Ход игры: Воспитатель показывает ребенку картинку и спрошивает: "Что делает [член семьи]?" или "Кто помогает с [конкретной работой по дому]?" Предложите ребенку правильно назвать имя или действие члена семьи.

Вариации: Используйте сценарии из реальной жизни, попросите ребенка продемонстрировать выполнение конкретной работы по дому или спросите: "Кто помогает [члену семьи] с [конкретной работой по дому]?"

 

Семейная история»

Цель: Развивать навыки повествования и словарный запас

 Материалы: Простой сборник рассказов или последовательность картинок, изображающих повседневную жизнь семьи.

 Ход игры: Покажите ребенку сборник рассказов или последовательность картинок и спросите: "Что происходит на этой картинке?" или "Что [член семьи] делал сегодня?" Предложите ребенку ответить простым предложением или фразой.

Вариации: Используйте сборник рассказов без слов, попросите ребенка разложить картинки по порядку или спросите: "Что [член семьи] будет делать дальше?"

«Ласковое слово».

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Вежливые слова»

Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: игрушка.

Ход игры: воспитатель предлагает детям научить игрушку говорить вежливые слова, например«пожалуйста»«спасибо»«извини» и т. д.

«Доброе слово»

Цель: учить детей согласовывать имена существительных с прилагательными, развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку взять картинку и сказать:

мама (какая) —. ,

папа (какой) —. ,

бабушка (какая) —. ,

дедушка (какой) —.

 

«Отгадай».

Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.

О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый? (Дедушка).

Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.

Игра на мимику.

Называют ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то нужно будет хмуриться, а если этот поступок очень хороший и он порадует семью, то вы улыбаетесь.

Вы разбили чашку;

Вы помогли маме пропылесосить;

Вы не убрали игрушки;

Вы обняли бабушку;

Вы помогли дедушке починить телевизор ;

Вы отняли игрушку у младшего братика;

Вы угостили сестричку конфетой;

Нарисовали красивую картину;

Подрались с другом;

Съели манную кашу;

Убрали игрушки на место;

Порвали книгу;

На прогулке замарали куртку;

Разбили чашку;

Уступили место в автобусе бабушке;

Помогли маме с уборкой

Отыскали потерянные бабушкой очки;

 Помогли маме вымыть посуду.

«Чей, чья, чье, чьи?».

Шарф (чей?) — мамин, папин, ... .

Шапка (чья?) — тетина, дядина ... .

Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ...

Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ...

 

«Три медведя».

Перед детьми игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького.

Воспитатель, рассказывая сказку про трех медведей, произносит реплики очень низким, средним или высоким голосом.

Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать: мама- медведица, папа-медведь или сын — маленький Мишутка.

 

«Скажите самые хорошие слова о папе и маме».

-Какой у вас папа? (хороший, большой, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый, красивый, умный).

-А мама какая? (заботливая, трудолюбивая,  нежная, ласковая, внимательная, красивая, молодая).

 

«Кто что делает».

Игра на распределение обязанностей в семье.

Отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает.

Мама - зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за цветами,г ладит.

Бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печёт пироги, гуляет с внуками.

Дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.

Сын – убирает, выносит мусор, ходит в магазин, пылесосит.

Дочь – моет посуду, вытирает пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.

«Есть у меня братишка»

Есть у меня братишка,

Смешной такой мальчишка!

Мне во всем он подражает

И ни в чем не уступает.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже ...(скачет),

Я сижу - и брат ... (сидит),

Я бегу, и он... (бежит).

Мяч беру - и он ... (берет),

Мяч кладу - и он ... (кладет)!

Куст стригу - и он ... (стрижет)!

Жгу костер - он тоже ... (жжет)!

Птицам хлеб щиплю - он ... (щиплет).

Сыплю корм - он тоже... (сыплет)!

Еду на велосипеде - 

Он со мною вместе ... (едет).

Хохочу - и он ...(хохочет),

Есть хочу - он тоже ... (хочет)!

Маслом хлеб я мажу - (мажет),

Я рукой машу - он ... (машет)!

Такой смешной мальчишка –

Младший мой ... (братишка).

«Кто где живет»

Цель: учить детей называть свой домашний адрес; развивать память, внимание.

«Как мы помогаем родным?».
Карточки с членами семьи переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1 карточке и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т.д.), например: «Я помогаю своей бабушке варить суп».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки игр для развития речи детей 5-7 лет

Первая часть: Игры предназначены для детей пятого года жини.Вторая часть: Игры предназначены для детей 6-7 лет...

Картотека игр по развитию речи

Картотека игр по развитию речи, цель и описание игры....

Картотека игр по Развитию речи

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...