ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот – ворюга».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Жуйборода Дарья Александровна

Технологическая карта занятия

Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема занятия: Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот – ворюга».

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: ознакомление детей с рассказом К.Г. Паустовского «Кот – ворюга», посредством выразительного чтения воспитателем, беседы по содержанию и дидактического упражнения «Соотнеси к сюжету» на смарт- доске.

Задачи занятия:

  • Образовательные: учить внимательно и заинтересованно слушать рассказ К.Г. Паустовского «Кот – ворюга», побуждать рассказывать о  своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; прививать интерес к чтению больших произведений (по частям);
  • Развивающие: совершенствовать диалогическую фору речи посредством ответов на вопросы; поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями; пополнять словарь детей такими словами как: плотица, шиворот, подпалины, лаз.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 27.28 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. участника: Жуйборода Дарья Александровна, Иванюженко Анна Эдуардовна

№ участника:

Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема занятия: Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот – ворюга».

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: ознакомление детей с рассказом К.Г. Паустовского «Кот – ворюга», посредством выразительного чтения воспитателем, беседы по содержанию и дидактического упражнения «Соотнеси к сюжету» на смарт- доске.

Задачи занятия:

  • Образовательные: учить внимательно и заинтересованно слушать рассказ К.Г. Паустовского «Кот – ворюга», побуждать рассказывать о  своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; прививать интерес к чтению больших произведений (по частям); 
  • Развивающие: совершенствовать диалогическую фору речи посредством ответов на вопросы; поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями; пополнять словарь детей такими словами как: плотица, шиворот, подпалины, лаз.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе.

Дополнительная задача:  формировать желание действовать с дидактическим упражнением «Соотнеси к сюжету» на интерактивной доске, побуждать детей к самостоятельности в упражнении, вызывая у них эмоционально положительный отклик на игровое действие, учить подчиняться правилам.

Словарная работа: Плотица – рыба, шиворот – воротник, подпалины – белые пятна на шерсти, лаз - узкое отверстие для прохода, подполье – подвал, мертвой хваткой – очень крепко, чулан – кладовка.

Планируемые результаты занятия: дети познакомятся с полным содержанием рассказа К. Г. Паустовского «Кот – ворюга», приняли участие в игре «Закончи предложение» и закрепили знания по содержанию рассказа на интерактивной доске.

Подготовительная работа: чтение начала рассказа «Кот - ворюга», беседа по рассказу, рисование на тему «Кот – ворюга».

Материалы и оборудование: презентация, книга К.Г. Паустовского «Кот - ворюга», портрет автора, упражнение на смарт – доске, фишки (зеленые, красные).

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Установить зрительный контакт, организовать детей, смотивировать на предстоящую деятельность.

Устанавливаю зрительный контакт, располагаю детей полукругом, приветствую с помощью игры-приветствия.

Загадываю загадку:

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем мы знакомы,

У него усы как спицы,

Он мурлыча песнь поет,

Только мышь его боится.

Угадали это?

Рассматривание иллюстраций обложки:

  • Кто изображен на обложке?
  • Какого цвета шерсть у кота?
  • Что делает кот?

Рассматривание портрета автора и уточнения знаний детей об авторе:

  • Что вы знаете об этом писателе?
  • Где он родился?
  • Какое первое произведение написал?

Аннотация художественного произведения. Высказывание личного отношения к произведению.

Словесные:

  • совместное проговаривание воспитателя с детьми игры- приветствия;
  • загадывание загадки;

 вопросы к детям.

Смотрят на педагога, становятся в круг, приветствуют друг друга. Слушают загадку, отгадывают ее.

Рассматривают иллюстрацию обложки отвечают на вопросы. Рассматривают портрет автора, отвечают на вопросы. Внимательно случают.

Дети организованы, смотивированы на предстоящую деятельность.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Активизировать познавательную активность детей

  Постановка проблемного вопроса: - Как вы думаете, как же попался кот - ворюга?

Словесные:

формулировка вопроса.

Дети выдвигают гипотезы.

Дети проявляют активность при выдвижении гипотез.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Продолжать знакомить детей с содержанием произведения. Закреплять знания детей о содержании рассказа, посредством вопросов. Снятие напряжение и усталости в ходе проведения физкультминутки.

Проведение словарной работы:

  • Плотица – рыба
  • Шиворот – воротник
  • Подпалины – белые пятна на шерсти
  • Лаз - узкое отверстие для прохода
  • Подполье – подвал
  • Мертвой хваткой – очень крепко
  • Чулан – кладовка

Чтение рассказа.

Вопросы по содержанию:

  • Как же попался кот - ворюга?
  • Почему именно Лёнька смог выманить кота?

Ленька славился бесстрашием и ловкостью

  • Как Лёнька выманил кота? Давайте прочитаем фрагмент из рассказа.

Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье. Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье – кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску, Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу. Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза.

  • Как Лёнька поступил по отношению к коту? Как бы вы поступили на месте Лёньки?
  • Почему Ленька предложил накормить кота как следует?

У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует. Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел. С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

  • Как вы думаете, почему кот перестал воровать?
  • Как вы думаете этот рассказ весёлый или грустный? Почему так решили?

Проведение физкультминутки:

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо-влево покрутилась,

И тихонько удалилась

Словесные:

  • вопросы к детям
  • объяснение значения слов.
  • чтение
  • беседа с детьми
  • повторное чтение
  • выборочное чтение

Практические

  • проведение физкультминутки

Предполагают значение слов.

Слушают объяснения.

Слушают чтение рассказа.

Отвечают на вопросы. Выполняют движение в соответствии с текстом.

Дети узнали значение новых слов. Узнали конец сказки.

Ответили на все вопросы.

Сняли напряжение и усталость.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Закреплять знания детей о содержании рассказа, посредством дидактического упражнения «Соотнеси к сюжету». Проведение дидактического упражнения «Соотнеси к сюжету»

Уточнение правил обращения с интерактивной доской. Проведение гимнастики для глаз.

Уточнение правил обращения с умной доской. Проведение дидактического упражнения. Оценка детских ответов. Проведение гимнастики для глаз.

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Словесные:

  • вопросы к детям по правилам обращения с умной доской
  • объяснение дидактического упражнения

Практические:

  • игровые действия детей

Проведение гимнастики для глаз.

Говорят правила обращения с доской. Слушают, как выполнять упражнение. Выполняют дидактическое упражнение. Выполняют гимнастику для глаз.

Дети знают правила обращения с умной доской. Владеют навыками работы с интерактивной доской.

3.

Заключительный этап

Организация игры «Закончи предложение». Подведение итогов,  общая оценка деятельности детей воспитателем.

Давайте вспомним о содержании, прочитанного отрывка поиграв в игру «Закончи предложение».

Кот ждал, зажмурив …(глаза). Мы последовали этому ….(совету), втащили кота в… (чулан) и дали ему замечательный… (ужин): жареную …(свинину), заливное из … (окуней), творожники и ….(сметану). Кот ел больше часа.

Вопросы:

  • Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказ?
  • Вы любите животных?

Словесные:

  • ответы детей

Игровые:

  • игра «Закончи предложение»

Отвечают на вопросы

Слушают воспитателя.

Дети имеют представление о содержании прочитанного произведения. Умеют внимательно и до конца слушать вопрос воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи по знакомству с рассказом К.Г. Паустовского "Кот -ворюга"

В файле Вы найдете конспект, а так же иллюстративный материал к занятию....

Конспект НОД "Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Кот –ворюга»(речевое развитие)

ЗадачиУчить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.Развивать навык слу...

Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот – ворюга».

Цель:Развивать устную речь, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие ;Воспитывать чуткое, доброе отношение к животным. Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением Константина...

Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»...

Развитие речи. Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Кот – ворюга».

Развитие речи. Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Кот – ворюга»....

Технологическая карта занятия по произведению К.Паустовский «Кот-ворюга».

Цель занятия: расставление в правильной последовательности иллюстраций через чтение и анализ произведения К.Паустовского и повторения произведения через дидактическую игру на ИКТ оборудованииЗадачи за...