Конспект ООД по развитию речи: Чтение рассказа К.Г.Паустовского "Кот-ворюга"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Москальцова Алена Ивановна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Кот-ворюга» К.Г. Паустовский.

Цель: Познакомить с рассказом К. Паустовского « Кот- ворюга»

Задачи:

1. Образовательные:

1. учить анализировать художественное  произведение, внимательно относиться к художественному слову; осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;

2. расширять словарный запас;

3. учить оформлять свою мысль в речевое высказывание;

4. учить коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение.

2. Развивающая:

1. развивать творческие способности детей, устную речь

3. Воспитывающая: 

1. воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;

2. воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания;

3. прививать интерес к литературе.

Материал  и оборудование:

  1. иллюстрации котов домашних, уличных;
  2. портрет К.Паустовского
  3. Аудиозапись рассказа "Кот-ворюга".

Ход занятия

В групповой комнате разложены кошачьи следы, дети замечают их.

Воспитатель спрашивает«Как вы думаете, чьи это следы? Куда они ведут?»

Дети:

- Следы ведут к Незнайке.

Воспитатель:

- Смотрите что у Незнайки в руках?

Дети:

- Письмо.

Воспитатель спрашивает:

- Как вы думаете, что нам надо сделать?

Дети:

Прочитать письмо. И тогда мы узнаем кто оставил следы.

Воспитатель читает письмо-загадку:

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем мы знакомы,

У него усы как спицы,

Он мурлыча песнь поет,

Только мышь его боится.

Угадали это?

Дети:

- Кот

Воспитатель спрашивает:

Подумайте и скажите какие вы знаете произведения, где героями становится кот?

Дети:

1. «Кот в сапогах»

2. «Кот, петух и лиса»

3. «Глупый мышонок»

4. «Пошел котик на торжок»

5. А еще в р. н. с. кот помогает бабе Яге – помощник темных сил, защитник петуха, очень находчивый кот в Сапогах.

Воспитатель:

Во всех произведениях кот уверен в себе, решителен, независим. Как вы думаете, почему Незнайка загадал загадку про кота.

Ответы детей…

Воспитатель:

- Он хочет познакомить нас с произведением Паустовского «Кот ворюга».

А хотите узнать какой кот в произведении К. Паустовского «Кот-ворюга»? (ответы детей)

- Ребята, а кто такой ворюга?

- А как вы думаете. почему кота назвали ворюгой?

-Мы прочитаем рассказ и поймем. правильно ли вы думаете.

Прежде, чем познакомиться с рассказом, давайте разберем значения слов, которые могут быть вам непонятны.

1. Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

2. Кукан – веревка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

3. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

4. Плотица – небольшая пресноводная рыба

5. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

6. Шиворот – за ворот, за воротник.

7. Подпалины - рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.

8. Бухало – производить сильный и глухой звук.

9. Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

          Первое восприятие - аудиозапись.

Понравился рассказ?

- Что особенно понравилось в рассказе?

- Какие чувства вызывает кот? Менялись ли они по ходу чтения ?

-  Вам кота стало жалко,  а ведь Паустовский назвал его ворюгой.

         Давайте разберёмся, а таков ли кот на самом деле?

- Перед вами изображения кошек. Какие здесь кошки, коты?

– А здесь? 

– А у нас какой кот в начале рассказа?

– Как к нему отнеслись сначала ребята?

- Как бы вы отнеслись к такому коту, если бы он оказался рядом с вами?

-Как кот попался?

-Почему именно Лёнька смог выманить кота?

Почему Ленька предложил накормить кота как следует? 

– Как Ленька поступил по отношению к коту?

- Почему вы так решили? Как хотели поступить с котом?

– Был ли у вас такой случай, когда вам пришлось защитить свое животное (будь то кошка или собака)? Расскажите.

– Итак, коту дали замечательный ужин. Каким и как он вышел из чулана, наевшись?

 – Как вы думаете, что изменило кота? 

- Как кот отплатил за добро людей?

– Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую?  

- Важно ли быть добрыми?

Физкультминутка:

Два хлопка над головой – раз, два.

Два хлопка перед собой – раз, два.

Две руки за спину спрячем.

И на двух ногах поскачем.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – дружно присесть.

С каким рассказом мы сегодня с вами познакомились? Кто автор этого произведения?

Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные?

 Написав этот рассказ Паустовский хотел, чтобы мы его читатели, поняли одну очень важную вещь. Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать.

- Вам понравился рассказ?

Ответы детей…

Воспитатель:

- И мне очень понравилось как вы внимательно слушали. Активно отвечали: Саша, Сережа, Лиза, Никита. Называли много произведений, где героями являются коты.

Поднимите руку, у кого дома есть кот или кошка?

Дети называют клички своих кошек.

- Я вам предлагаю на прогулке сделать поделку из бумаги кота, а у кого какой будет котик вы решите сами: черный, рыжий, полосатый, веселый или грустный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.Чтение рассказа Н.Носова « Фантазёры » в старшей группе.

Программное содержание:1. Образовательные задачи:Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;Подвести детей к пониманию идеи рассказа;Формировать умение давать краткие ...

Конспект НОД по развитию речи "Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов - описаний игрушек".

Цель: приобщать детей к восприятию поэтической речи; активизировать словарь детей; вызывать в детях желание рассказывать стихи....

Конспект занятия по развитию речи. Чтение рассказа Л. Толстого «Был у Пети и Миши конь». Рассматривание картинок

Конспект занятия по развитию речи. Чтение рассказа Л. Толстого «Был у Пети и Миши конь». Рассматривание картинок...

Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга".Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Чтение рассказа К. Паустовского "Кот ворюга".Старшая группа....

Конспект занятия по развитию речи "Чтение рассказа Н.Носова «Фантазеры»"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Чтение рассказа Н.Носова  «Фантазеры»"...

Конспект ОД по развитию речи «Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А.Босева «Трое».

Конспект ОД по развитию речи «Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет»,  стихотворения А.Босева «Трое»....

Конспект ООД по развитию речи "Чтение рассказа Е. Воробьева "Обрывок провода""

Цель. Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.Задачи:Образовательные:• учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы;• обог...