Конспект по развитию речи в старшей группе «Прекрасная Страна слов»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тычинина Елена Михайловна

осп    Задачи:

                 1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

                 2. Развивать образное представление, общие речевые навыки, зрительное восприятие, расширять словарный запас

       3. Учить фантазировать; упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания; делить слова на слоги, формировать

        умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах). Формировать представление о понятии «фантазия».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

по развитию речи в старшей группе «Прекрасная Страна слов»

Воспитатель:  Тычинина Е.М

Смоленск

Задачи: 

1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

                2. Развивать образное представление, общие речевые навыки, зрительное восприятие, расширять словарный запас

                3. Учить фантазировать; упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания; делить слова на слоги, формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах). Формировать представление о понятии «фантазия».

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее, облака, небо, голубое; река: течет, журчит, плывет, шумит; рыбы: сом, карась, окунь, щука, рыба – молот, дельфин, скат; улыбка, добрый, нежный, прекрасный.

Материалы и оборудование: презентация , камешки округлой формы, корзина, «волшебный ключик.

ХОД ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ

     В группу входит педагог в образе Феи и приглашает детей в путешествие в     волшебную Страну слов.

Слайд «Прекрасная страна слов» №1

Фея. Здравствуйте, мои милые дети! Я – Фея из Страны слов! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?

Дети. Хотим!

Фея. Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете?

Ответы детей.

Фея. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что - то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.

Фея. Итак, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза.

Слайд №2

Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя.

 Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Посмотрите как  красиво. Чтобы узнать, к кому мы отправимся в гости, вы должны отгадать мою загадку:

                          Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

                          Светит весело в оконце. Догадались?

Дети. Это - солнце!    

Слайд №3

      Вместе с Феей дети, взявшись за руки, идут по «тропинке» и обращают внимание на изображение солнца.

Фея. Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица.

Личико солнце согрело,

                                                      потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись,

наши губки улыбнулись.

Фея. Как можно сказать о солнышке? Какое оно?

Ответы детей.

Фея. Давайте с ним поиграем.

Пальчиковая гимнастика.

         Дети встают в круг.

Солнышко, солнышко,     Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу

 погуляй у речки…

Солнышко, солнышко,     Быстро сжимают и разжимают кулаки

разбросай колечки!

Мы колечки соберем,      Выполняют хватательные движения с щепотью

золоченые возьмем.

Покатаем, поваляем…     Круговыми движениями трут ладонью о ладонь

И назад тебе вернем.           Поднимают руки вверх раздвинув пальцы.

Фея. Молодцы! А что вы можете сказать о небе? Каким оно бывает?

Ответы детей

Фея. Прекрасно! А теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите.

Слайд №4

Фея.   Как быстро по небу бегут облака.

           Похоже одно на Конька – горбунка.

           Другое распахнуто, словно пальто.

            А третье похоже не знаю на что.

А вы когда – нибудь видели облака? На что или на кого они были похожи?

Рассказы детей.

      Фея очень внимательна к детям: улыбкой, поощрительными жестами поддерживает речевую инициативу и речевую самостоятельность детей.

А сейчас мы посмотрим, на что похожи эти облака.

Слайд №5-14.

Фея.         А вы знаете, что слова можно найти везде?

                  Я слова найду везде – и на небе, и в воде,

                  На полу, на потолке, на носу и на руке.

                  Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!

Найдите слова на небе, прохлопайте их. ( Солнце, облака) Сколько раз хлопнули? Значит, столько слогов в этих словах? ( Два, три.) Теперь найдите слово на земле и также прохлопайте его ( дети выполняют задание).

Какие интересные слова! Скажите, что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.     За каждое названное слово Фея дает детям камешки.

Слайд №15

Фея. Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. ( Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо», а теперь представьте себе, что мы плывём по теплой речке.

Мы плывём по тёплой речке,     Дети имитируют движениями рук плавание в  

Тихо плещется река                       воде.

.

В небе тучки, как овечки,    Выполняют потягивания – руки вверх и в  Разбежались кто куда.                стороны

Вот летит большая птица,         Выполняют движения руками, имитирующие

Плавно кружит над рекой.       махи крыльями.

Наконец она садится.               Садятся на несколько секунд в глубокий присед.

на корягу над водой                     

Мы из речки вылезаем,             Выполняют ходьбу на месте.

чтоб обсохнуть – погуляем.

 А теперь глубокий вдох – и садимся на песок.         Садятся на ковер.

Фея. Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.

     Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?

Дети. В реке могут жить рыбы.

Фея. Ах, дети, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Слайд №16

Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки исчезают в реке.

Фея. А кто  у нас остался?

Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.

Фея. Почему они не могут жить в реке?

         Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или  в  

         океане. 

Слайд №17

Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

             Если это рыбка – у неё улыбка,

             Если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

             Если это рыба – у неё … (улыба),

             Если это рыбина – у неё… (улыбина),

                     Если это рыбище – у неё… (улыбище)

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

                            (Берет корзину с конфетти)

                     Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.

                    В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра.

 Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок.

         Дети передают кузовок друг другу, называя «прекрасные слова».

Фея. А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.

                Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.

Фея. Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза.

Слайд №18.

Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Где вы были? Что вы узнали нового?

                             Дети делятся своими впечатлениями.

Фея. Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от «Волшебной Страны слов». Возьмите эти волшебные «ключи» и фантазируйте. Уверена, что вы узнаете ещё очень много новых и добрых слов.

         Фея провожает детей и прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прекрасная страна слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в д...

Конспект досуга по развитию речи в старшей группе "В стране Мультфильмия"

Формирование представления детей о том, как создаются мультипликационные фильмы, их разновидностях, профессиях людей, которые участвуют в их создании. Воспитывать интерес к созданию мультфильмов. Спос...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В стране Мультфильмия»

Цель: Создать у детей радостное настроение, атмосферу увлечённости и заинтересованности между взрослыми и детьми; воспитывать желание читать добрые сказки и смотреть старые, добрые мультфильмы....

нтегрированное занятие по развитию речи в старшей группе " В стране сказок"

Дать детям понятие   какие сказки  русские народные А какие авторские....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В стране игрушек»

Упражнять детей в образовании прилдагательных. Воспитание бережного отношения к окружающим,игрушкам....

ООД по развитию речи в старшей группе «В стране здоровья»

Цель: Закрепить у дошкольников представления о здоровом образе жизни, о ценности здоровья и необходимости его сохранения и укрепления.         За...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Развитие у  детей умений воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексе и соотносить их с содержанием...