Развитие речи. Развитие славоря
картотека по развитию речи

Сайфутдинова Анастасия Петровна

Картотека на все возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_na_razvitie_slovarya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

     Мяч бросай и слова называй       2-3 года

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Оборудование: мяч

Ход игры. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Педагог: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

 Педагог: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Педагог: - Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Педагог: - Деревья; Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д.

"Кто кем был или что чем было"      3- 4 года

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем

Ход игры: Педагог задает детям вопросы: Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

                            «Чудесный мешочек"        с 3 лет

Цель: развивать словарь, закрепить названия предметов.

Оборудование: мешочек, разные предметы по форме и величине

Ход игры: Перед игрой ребенка знакомят с предметами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» предметы, называет их. Затем он отвечает на вопросы педагога о цвете, форме, величине овощей.

                 «Кому угощение?»            3-4 года

Цель:  употребление трудных форм существительных)

Ход игры: Педагог говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки  с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

                    «Назови три слова»                  3-4 года

Цель: активизация словаря

Ход игры: Дети становятся в шеренгу. Педагог каждому участнику по очереди задаёт вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

·Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

·Что можно варить?

  • Что можно читать?
  • Чем можно рисовать?
  • Что может летать?
  • Что может плавать?
  • Что  (кто) может скакать? И т. д.

 

«Назови части предмета»    3-4 года

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.

Оборудование: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы

Ход игры: Педагог показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы  и предлагает назвать детей:

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

                             

«Кто больше действий назовет?»         3-4 года

Цель: активно использовать в речи глаголы

Оборудование: картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег

Ход игры: педагог предлагает детям картинки. Педагог предлагает детям подобрать к этим картинкам действия (что может делать самолет – летать, гудеть, возить, поднимается; солнце – светит, греет, восходить, вращается и т.д.)

   Семья                              6 -7 лет

Цели: расширять словарь, учить чтению детей, учить отвечать на вопросы педагога.

Оборудование: фланелеграф, картонный дом с окошками, под каждым окошком сделаны прорези, в которые можно вставить таблички, картинки с изображением членов семьи.

Ход игры: На фланелеграф прикрепляется картонный дом с окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Педагог раздает детям картинки с изображением членов семьи, спрашивая: «Кто это?» На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем педагог указывает на дом и сообщает: «Будем играть. Это дом. Тут живет мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама?» Тот ребенок, у которого картинка с изображением мамы, подходит к фланелеграфу и прикрепляет данную картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее педагог вместе с детьми прочитывает эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.

                                                     «Похожие слова»               6- 7 лет

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: Педагог называет ребёнку ряд слов, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняет ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель — друг — враг;
Грусть — радость — печаль;
Еда — очистки — пища;
Труд — завод — работа;
Танец — пляска — песня;
Бежать — мчаться — идти;
Думать — хотеть — размышлять;
Шагать — сидеть — ступать;

"Сравни предметы"                     4-5 лет

Цель: продолжать развивать и  уточнять словарь детей за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств.

Оборудование: фартуки с разными изображениями на них
Ход игры: Педагог сообщает, что в школу прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди". 
Например: Педагог: "У меня нарядный фартук". 
Ребёнок: "У меня рабочий фартук". 
Педагог: "Он белого цвета в красный горошек". 
Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета". 
Педагог: "Мой украшен кружевными оборками". 
Ребёнок: "А мой - красной лентой". 
Педагог: "У этого фартука по бокам два кармана". 
Ребёнок: "А у этого - один большой на груди". 
Педагог: "На этих карманах - узор из цветов". 
Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты". 
Педагог: "В этом фартуке накрывают на стол". 
Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ . РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Консультация для родителей...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...

Рекомендации для родителей по развитию речи, развитию у воспитанников связной монологической речи детей

Рекомендации для родителей по развитию речи, развитию у воспитанников связной монологической речи детей...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...